В газете Егоршинский рабочий (Свердловская область) в 1938 году публиковалось очень много жалоб населения, которые местами граничат с доносами. Время было тогда неспокойное, в стране полным ходом шли массовые репрессии, и любая газетная публикация, могла стать причиной разбирательств и арестов. Правдивая она была или ложная, могли в органах и не разобраться, просто отправив человек в лагерь, выполняя свой план.
Оказывается, жизнь советских граждан в предвоенное время была не такой уж и сладкой, даже чем-то напоминала картины мира, описанные Стругацкими в произведении «Трудно быть богом».
Немного о колхозной жизни.
«Колхоз «Красный партизан» (д. М. Трифаново) в нынешнем году добился обильного урожая. Колхозники горят желанием в 1938 году также получить хороший урожай. Но правление колхоза не организует работу по подготовке к севу. Пробравшиеся в правление проходимцы занялись разложением трудовой дисциплины. Счетовод Дроздов пропивает колхозные средства, развалил счетоводство. Решительно запутал учет трудодней, этим вызвал у колхозников большое недовольство. Не меньше пьянствует и сам председатель колхоза – Пономарев с бывшим бригадиром Гаряевым.
Колхозники утверждают, что у правления колхоза большие растраты средств, а ревизионная комиссия ни каких мер не принимает.
Подготовка к весеннему севу проходит неудовлетворительно, семена не сортируются и не проращиваются. Сельхозинвентарь не ремонтируется.
Колхозники так же возмущены своим правлением сельпо, которое додумалось закрыть ларек. И за товарами первой необходимости жители вынуждены ходить за несколько километров в Б. Трифаново.
В деревне отсутствует культурно-массовая работа, хотя там имеется избач. Все эти возмутительные дела проходят на глазах председателя сельсовета Пиджакова. Вместо выправления недостатков Пиджаков пьянствует».
«Продавец Писанского сельпо, он же предревкомиссии колхоза «Труженник», тов. Фотиев Е.К. Не выполняет основных законов колхозной жизни. Пользуясь для личных и служебных разъездов колхозной лошадью в течение года, он ни разу не платил денег за ее пользование.
Договора у сельпо с колхозом на этот счет нет, следовательно, сельпо обязано платить колхозу деньги за подвозку товаров».
Далее о культуре и образовании.
«В Ирбитском заводе среди детей не ведется ни какой работы. После окончания уроков в школах дети предоставлены сами себе. Они хулиганят на улице и в клубе, курят.
Профсоюзная, комсомольская и партийная организации смотрят на это сквозь пальцы.
На металлопрокатном заводе в библиотеке нет даже детской литературы.
Пионерские отряды не работают, так как райком комсомола ими совершенно не руководит».
«По вине председателя Лебедкинского сельсовета, из отпущенных 300 рублей на приобретение литературы, израсходовано всего 30 рублей. Так же попустительски относятся к работе изб-читален председатели сельсоветов: Покровск, Шмаково, Пьянково и Крутиха. В этих советах культурно-бытовые секции не работают».
«Очень часто жители села Мироново по вине монтера Мантурова А.А. сидят без электричества. Особенно это отражается на занятиях в школе. Школа работает в две смены, и, когда нет электричества, то дети вынуждены заниматься с керосиновыми лампами. Мы требуем от монтера т. Мантурова улучшить работу».
Почта в то время так же отвратительно работала, как и сейчас. Видимо традиции.
«Егоршинское отделение связи очень часто не имеет в продаже конвертов, а если и имеет, то продает с обязательной «нагрузкой» - марками. Иногда нужен только конверт, а приходится брать и марки. Работники почты мотивируют такую продажу тем, что конверты будут брать сотнями. Можно всегда ограничить продажу конвертов в несколько штук».
Дела насущные и скорбные.
«Гражданка Лебедкина поступила на работу в артель «Пролетарка» в белошвейный цех в начале января этого года. При поступлении мастер Скрипов сказал ей – первый месяц будешь получать 50 рублей, а в дальнейшем посмотрим, будешь работать сдельно.
Прошло полтора месяца, а Лебедкина денег не получает, по словам Скрипова, она обязана пока работать бесплатно.
Очевидно, Скрипов крепко усвоил привычку старого хозяйчика, не платить заработанные деньги».
«В колхозе им. Крупской заболел тракторист Сотников М.Н.. Врач прописал ему усиленное питание. Просил разрешить больному давать сливки и масло. Зав. молочной фермой Петров В.Д. наотрез отказался отпускать продукты Сотникову. Не получив своевременно поддержки из колхоза, тракторист умер. Его жена обратилась в правление колхоза за помощью в организации похорон мужа. И вот не оправившись от горя, сама больная, Сотникова услышала цинично бездушный ответ – «у нас не собес, а колхоз»».
«А как расценивать действия заведующего участком совхоза «Талый ключ» Уланова, которому «не выгодно» стало держать беременную женщину – Лебедкину А.М. и он одним росчерком пера уволил ее с работы, да еще собирается «выставить» больную женщину из квартиры.
Тов. Уланов не только не заботится о нуждах своих рабочих, но он еще и не хочет уважать советских законов».
«Покровская артель «Вагранка» не выполняет производственную программу. В январе она не работала 19 дней, так как правление не обеспечило производство чугуном. Труд организован плохо, допускается большой процент брака. Зарплата рабочим задержана на два месяца, бытовые условия не созданы, массовая текучесть рабочей силы вошла в систему работы артели. Председатель артели Умных, Зав. производством Голубков и техрук Тумаков пьянствуют».
Труднее всего, наверное, приходилось работникам лесной отрасли. На созданных лесоучастках приходилось жить, порой, в невыносимых условиях.
«На всех трех кварталах работает свыше 500 лесорубов, но среди них культурно-массовая работа не проводится.
Вот уже месяц между председателем рабочкома и директором лесоучастка идет спор, кому содержать письмоносца. Выписанные газеты лежат в конторе рабочкома и доставляются лесорубам с оказией.
Социалистическое соревнование на лесозаготовках не организовано, стенные газеты не выпускаются, кино не бывает».
«По договору рабочим, приехавшим на постоянную работу в лес, дирекция обязана выплатить подъемные, но прошло уже несколько месяцев, а денег они не получили.
Лесорубы Черепанов, Гашков, Кузьминых, Емельянов, Шарапов семьями 5-7 человек живут в маленьких комнатах. Сезонники не снабжены постельными принадлежностями и спят на голых топчанах. Холод в бараках ужасный, причем всюду масса клопов. Даже кипяток выдается по норме, а иногда и совсем его не бывает. Питьевая вода всегда бывает сырая и холодная».
«32 тысячи фесметров нарубленного леса лежит у пней в 89 квартале ирбитско-заводского лесоучастка. Значительное количество его нарублено на 80 и 90 лесоучастках. За январь программа по рубке выполнена свыше 100 процентов, а вывозка только на 65. Некоторые колхозы лошадей послали не полностью, например колхозы им. Сталина и «Новый мир» выслали по одной лошади. Не полностью прислана тягловая сила из колхозов им. Косарева, им. Калинина, «Новый Шум». Программу по вывозке леса эти колхозы выполнили всего на 2-3 процента. Плохо работают и тракторы. Январский план по вывозке леса выполнен на 80 процентов. Из девяти 2 трактора совершенно выведены из строя».
«Молодежь Ирбитско-заводского механизированного лесопункта хочет заниматься лыжным спортом, но в этом вопросе ей не идут на встречу ни комитет ВЛКСМ (секретарь тов. Черепанов), ни рабочком (председатель тов. Терентьев). Они не задумались даже об организации физкультурного кружка. Лыжи находятся под замком.
По инициативе Обкома союза леса и сплава 15 февраля проводились областные лыжные соревнования. Председатель рабочкома Терентьев ни как не мог договориться с директором тов. Федоровым об освобождении лыжников от работы для тренировок и об отпуске средств. Не участвовала команда лесопункта и в районных соревнованиях».
«Повадки старого приказчика из мелочной лавки, какого-нибудь Тит Титыча, усвоил себе советский продавец 80 квартала Ирбитско-заводского лесоучастка, Куклин. Рабочие по несколько раз просят продавца открыть магазин для покупки товаров. Любит Куклин поклоны, ой как любит! Пусть подходят покланяются – думает этот чинуша. Его не тревожит, что в магазине часто бывают перебои с хлебом и другими товарами первой необходимости.
Он равнодушно отвечает на просьбы рабочих достать товары – мне что дают, то и ладно, надо, так сами поезжайте на базу, там все есть».
Хорошего в этих газетах мало, в основном только трудовые достижения. А в данном случае представлена всего лишь небольшая выборка из нескольких газет за январь и февраль 1938 года.
Подписывайтесь. Комментируйте. Делитесь. Желающие могут поблагодарить автора, нажав кнопку "Поддержать".
Использование материалов, только, с разрешения автора!