Найти в Дзене
«По России, танцуя»

Традиционные танцы Саха

Истоки самобытного танцевального искусства якутского народа уводят нас в далекое прошлое. Это были зрелищные представления, в котором были воедино слиты; пение, слово, жесты, танцевальные элементы и драматические сценки.  Здравствуйте! Меня зовут Сажина Анастасия, я участница проекта «По России, танцуя» и сегодня я расскажу Вам о самой долгожданной лекции для меня! Так как я занимаюсь в хореографической студии ODONATA, где основными направлениями являются народный танец и региональные особенности русского танца, я точно знаю,  что язык танца может рассказать историю народа, его ценности, традиции, обычаи, и я расскажу это Вам! Лекция составлена совместно с нашим консультантом Осиповой Лилией Егоровной - руководителем фольклорного ансамбля "Чуораанчык", Республики Саха (Якутия).   Начнем издалека, ведь танец отражает историю, географию, мировоззрение и образ жизни народа. Якуты были скотоводами-кочевниками, которые со своими стадами лошадей и крупного рогатого скота кочевали по южным
Оглавление

Истоки самобытного танцевального искусства якутского народа уводят нас в далекое прошлое. Это были зрелищные представления, в котором были воедино слиты; пение, слово, жесты, танцевальные элементы и драматические сценки. 

Здравствуйте!

Меня зовут Сажина Анастасия, я участница проекта «По России, танцуя» и сегодня я расскажу Вам о самой долгожданной лекции для меня! Так как я занимаюсь в хореографической студии ODONATA, где основными направлениями являются народный танец и региональные особенности русского танца, я точно знаю,  что язык танца может рассказать историю народа, его ценности, традиции, обычаи, и я расскажу это Вам!

Лекция составлена совместно с нашим консультантом Осиповой Лилией Егоровной - руководителем фольклорного ансамбля "Чуораанчык", Республики Саха (Якутия).

 

-2

Начнем издалека, ведь танец отражает историю, географию, мировоззрение и образ жизни народа.

Якуты были скотоводами-кочевниками, которые со своими стадами лошадей и крупного рогатого скота кочевали по южным степям и переселившись из Прибайкалья на север, попали в суровые климатические условия холодного края. 

В результате пребывания якутов на Севере они очень многое восприняли от северных народов; научились оленеводству, охоте и рыболовству, восприняли много из бытового уклада эвенов и эвенков. 

-3

Религиозный культ якутов как одна из форм взаимоотношений жителей Срединного мира с Верхними божествами (Айыы) стал основой танцевальной культуры народа. Якуты постоянно искали различные формы движения для самовыражения, отражения, описания окружающего их мира, взаимоотношений с самим собой, другими людьми и природой. Позднее у них появились ритмические движения, направленные для обращения к Верхним божествам (Айыы), в существование которых верили.

Это были зрелищные представления, в которых были воедино слиты: пение, слово, жесты, танцевальные элементы и драматические сценки. 

 

-4

По своему смыслу танцы делились на культовые, обрядовые, игровые. Эти танцы занимали большое значение в различных праздниках, обрядах, связанных с культом зверей, птиц, животных. В настоящее время они почти забыты. 

Более поздние по происхождению народные танцы обрели в современных условиях новые интерпретации с богатыми темами и сюжетами. Народные танцы и игры продолжают развиваться, они покоряют своей простотой, благородством и торжественностью исполнения, ритмичностью выразительностью движений. 

Игры 

Обрядовый танец и детская игра тесно связаны, ведь детей через игры учили понимать и прощупывать мир.

-5

 У якутов характерными видами состязаний являются: борьба «хапсагай», различные прыжки «кылыы», стрельба, «маамыкта»- метание кнута. В эти игры в основном играли мальчики. 

 

-6

Девочки играли в более спокойные игры- «Тарбах кистээhинэ» (прятки пальцев), «биhилэх кистээhинэ» (прятание колечек), хабылык - (захват палочек) и т.д. Кроме того мальчики и девочки играли в жмурки, прятки, проводились игры на летящий диск («тэлээрис»), «волк и жеребята», «один лишний». 

 

-7

У северных якутов многие игры связаны с охотой, оленеводством, промыслом. О тематике этих танцев достаточное представление уже дают сами названия. Танцы могут быть в массовом и сольном вариантах, которые вместе с другими воспитательными средствами образуют основу для развития у детей творческих начал. 

-8

Множество танцев, отражающие окружающую их природу, рассказывающие об их близости и нерасторжимости с ней. Наиболее архаичными и широко распространенными в прошлом у якутов были танцы «Орел» («Хотой үҥкүүтэ»), «Стерх» («Кыталык үҥкүүтэ»). Существуют много танцевальных движений, взаимосвязанных из наблюдений в природе –«Куобах» (заяц), «Кырынаастыыр» (горностай), бег сохатого, бег оленя. Также распространены якутские танцы, отражающие красоту природы, природные явления: «Эрэкэ-дьэрэкэ» – духи-хозяева растений, трав, цветов, «Сайын» (Лето), «Ньургуһуннар» (Подснежники), «Сардаана» (Цветок Сардаана), «Холорук үҥкүүтэ» (Танец вихря). Во все эти танцы испокон веков якуты вложили свое понимание природы и человека как единого и нерасторжимого целого.

Традиционные танцы народа Саха

Язык танца формировался в соответствии с социокультурным и историческим прошлым народа, его образом и укладом жизни, формой хозяйственной деятельности, обычаями, обрядами, регулированием социально-бытовых взаимоотношений членов сообщества, типами семьи, отношением с природой. Также немаловажную роль сыграли нравы, религиозные верования и философские мировоззрения, знания, язык, образы, и символы народа. Язык танца складывается из общепринятых жестов, положений корпуса и головы, рук и ног, из приветствий и прощаний. Его определяют особенности возрастных и социальных отношений.

Осуохай

Круговой хороводный танец. Возник как ритуальный танец благодарения и мольбы, обращённый к божествам Айыы и духам-хозяевам природы (иччи). 

-9

Особенности исполнения:

  • Танцующие, взяв друг друга за руки, перемещаются с ноги на ногу в неторопливом темпе.
  • Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве.
  • В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен и регулирование темпа движения хоровода.

Мелодия песни, исполняемая запевалой и подхватывающая хором. 

Битииситы

Ритуальный танец. Основная идея — моделирование вертикальной структуры якутской вселенной, где каждый шаг и движение символизируют связь между тремя мирами: Нижним, Срединным и Верхним. 

Особенности хореографии:

  • Один из ключевых элементов — движения, имитирующие конский бег, который является символом скорости, силы и жизненной энергии.
  • Важный момент — колебания кистей рук, направленные к себе, — это жест, выражающий мольбу о благах и дарованиях от божеств.

Танец исполняется под руководством шамана, который является связующим звеном между миром людей и миром духов. 

Кылыы

«Кылыы», или «танец журавля» — одна из дисциплин якутских национальных прыжков.

-10

В якутский танец вошли движения, связанные с играми, которые являются частью обряда ысыах. 

Особенности:

  • В танец вошли движения «кылыы», «ыстана», «мас тардыһыыта» и другие. 

Ел

Танец, связанный с погребальными обычаями якутов. Функция танца — умилостивление умершей и способствование ей благополучно отойти от Среднего мира и достичь другого мира. 

Особенности:

  • Основополагающий элемент — жест почитания — соединение ладоней рук в вертикальном положении, обусловленный религиозным почитанием божеств-айыы
-11

Танец - это душа нации, с его помощью можно с достоинством продемонстрировать лучшие черты и характер, присущий представителям любой народности.

Развитие культуры в разные периоды эпох было неразрывно связано с искусством танца, и в этом плане танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, события, происходящие в жизни людей. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность, жизненный уклад, нравы, традиции, обычай и характер.

Каждый народ хранит свои танцевальные сокровища, передавая их из поколения в поколение, накапливая и  оттачивая гармонию составляющих их выразительных средств.

Таким образом, региональная сущность и специфика народного танца якутов как одного из ведущего компонента народно-художественной культуры, отражаются в их названиях, семантике, структуре, содержании, композиции, элементах танцевальных движений, а также в традиционном мировоззрении, мировосприятии, религиозном веровании, нравах, поведении, знаниях, языке, образах, символах и культурных кодах народа. Отсюда возникает потребность в изучении, сохранении и развитии традиций народной культуры как неотъемлемых составляющих системы нравственных и духовных ценностей общества.

-12

Итак, надеюсь эта лекция была Вам интересна и полезна! Некоторую информацию очень сложно искать и обрабатывать, по этому если Вам есть чем с нами поделиться, я буду Вам очень благодарна! Оставляйте свой комментарий и мы обязательно ответим Вам, и возможно вы станете консультантом нашего проекта!

С Вами была Сажина Анастасия, Я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и рассказываю вам об особенностях культуры Республики Саха (Якутия).

И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации.