Найти в Дзене

Утренний туалет куртизанок из «Веселого квартала» периода Эдо

Перед вами редкий сюжет - утренний туалет красавиц.  И мне хотелось бы поподробнее рассказать о каждой участнице, что она делает, и что ее окружает.  Но начну с рассказа о пространстве. Японский дом славится бедностью обстановки. Одна и та же комната могла использоваться и как спальня, и как рабочий кабинет - достаточно лишь внести столик для письма или расстелить футон (мягкие матрацы).  Встроенные шкафы с ящиками и полками еще не придумали, их заменили «Тансу». Тансу - «невидимые» предметы японского интерьера. Домочадцы доставали тансу из кладовых, доставали/складывали в них свои вещи, затем убирали обратно, чтобы не нарушать благородную пустоту жилища. Помимо комодов в жилище были сервировочные столики, жаровни, столы и ширмы. Вся мебель изготавливалась из легкой древесины и покрывалась лаком, дабы не оставлять следов на мягких татами. Их так же доставали и убирали по мере надобности. Перед нами красавицы. Кто они?Горожанки или обитательницы веселого квартала? То, что это куртиз

Триптих Утагавы Кунисады
Триптих Утагавы Кунисады

Перед вами редкий сюжет - утренний туалет красавиц

И мне хотелось бы поподробнее рассказать о каждой участнице, что она делает, и что ее окружает. 

Но начну с рассказа о пространстве.

Японский дом славится бедностью обстановки. Одна и та же комната могла использоваться и как спальня, и как рабочий кабинет - достаточно лишь внести столик для письма или расстелить футон (мягкие матрацы). 

Встроенные шкафы с ящиками и полками еще не придумали, их заменили «Тансу».

Тансу - «невидимые» предметы японского интерьера. Домочадцы доставали тансу из кладовых, доставали/складывали в них свои вещи, затем убирали обратно, чтобы не нарушать благородную пустоту жилища.

Помимо комодов в жилище были сервировочные столики, жаровни, столы и ширмы. Вся мебель изготавливалась из легкой древесины и покрывалась лаком, дабы не оставлять следов на мягких татами. Их так же доставали и убирали по мере надобности.

Первый лист триптиха
Первый лист триптиха

Перед нами красавицы. Кто они?Горожанки или обитательницы веселого квартала?

То, что это куртизанки - говорят многие вещи и мы рассмотрим их подробней. 

Куртизанки были законодательницами мод. Их причёски постоянно трансформировались и усложнялись. 

Появились «мастера вязать узлы» из волос (парикмахеры). Они придавали причёске различные формы, используя средство для укладки: масла и воски. Волосы собирались с особой тщательностью, ведь носить такую конструкцию на голове приходилось по несколько недель, слишком много времени и денег занимало их создание.

А вот поправить выбившиеся волоски можно было самостоятельно, что и делает красавица, сидя перед «тансу» с зеркалом. В ее руке шпилька с наконечником в форме гребня.

За ней расположена расписная ширма «бёбу» - «стена от ветра».

Ширма, как предмет интерьера, изменяла не только пространство помещения, но и влияла на восприятие человека, создавая впечатление, что он внутри другого, фантазийного пространства, уходящего вглубь.

Фрагмент первого листа
Фрагмент первого листа

Вернемся к «тансу». 

В его ящиках мы видим свитки с текстами, футляры для письменных принадлежностей.

Куртизанки высокого ранга были образованными, читали и сами сочиняли стихи, писали письма любимым клиентам и не только. 

Они просили посетить их, намекали, что кимоно уже на части разрывается и пора новое покупать...

Все эти письма писались на особой бумаге "тэн-бэни", краешки которой были окрашены в красный цвет, как будто куртизанка скрепляла их окрашенными губами, что считалось очень эротично.

Второй лист триптиха
Второй лист триптиха

На втором листе триптиха красавица собирается умываться. На переднем плане стоит необходимая для этого утварь, а позади, на переносной печке, греется вода. Она тем временем чистит зубы зубочисткой с кисточкой на конце.

Фрагмент второго листа
Фрагмент второго листа

Печка представляет собой ящик из дерева заполненый золой и песком. Она используется для подогревания воды, приготовления пищи и даже для отопления. А так как традиционный японский дом не имеет дымохода, используют древесный уголь, который выделяет гораздо меньше дыма, чем древесина.

После утренних забот, она выкурит длинную трубку, которая лежит позади. Среди женщин чаще всего курением баловались состоятельные куртизанки, это считалось символом престижа и успеха. 

Ещё один признак её особого положения — стоящий рядом музыкальный инструмент кото.

Только куртизанки высокого ранга были образованными: могли играть на сямисэне и кото, исполнять традиционные танцы и слагать стихи…

Заключительный лист триптиха
Заключительный лист триптиха

Женщина с ребенком на 3 листе триптиха - меня смущал именно этот момент. Куртизанки или бытовая зарисовка из городской жизни? 

Однако наличие кото и курительных принадлежностей в доме горожанки немыслимо. 

А в углу, над дамой с ребенком расположен «табако-бон».

Эта коробка с множеством выдвижных ящиков используется для хранения табака и курительных принадлежностей. В верхней части находится круглая латунная «хибачи», в которой помещают зажженный уголь для удобства раскуривания трубки. На полочке ниже находится «хайфуки» - емкость для хранения золы и отходов. А в выдвижных ящичках хранится измельченный табак, щипцы и чистящие средства для трубки.

А ребенок? Крайне редко, единичные случаи наличие детей у куртизанок были, но…

Это чужой ребенок.

В веселом квартале было много людей, кто продавал еду, чай, кто держал магазинчики, убирался и прочее, они жили в этих кварталах и их дети тоже. 

Куртизанки иногда дрались между собой за право посидеть с ребенком.

У них было одинокая жизнь и они часто заводили маленьких питомцев или «брали на время» детей. 

Есть стихотворение:

На ребенке, 

которого дали на время, 

остался аромат Нака-но тё. 

💔

А вам интересен быт горожан и куртизанок периода Эдо?

Спрашивайте и следите за новыми публикациями…