Найти в Дзене

История мужского тела в изобразительном искусстве. Часть третья: Мужская и женская нагота

Добрый день, уважаемые читатели! Чью наготу строже контролируют – мужскую или женскую? Сравнивать простым подсчётом обнажённых мужских и женских тел бессмысленно, поскольку качественные различия между культурами не всегда можно выразить цифрами. Там, где предписывается прикрывать гениталии, это обычно делается и женщинами, и мужчинами, хотя фасоны одежды, как правило, отличаются. Особая одежда - один из инструментов разграничения, обозначения гендерной (половой) принадлежности. Однако в большинстве цивилизованных обществ женское тело закрывают полнее и тщательнее, чем мужское. Помимо гениталий, многие культуры стремятся прикрыть также женскую грудь, которая во многих (но не во всех) обществах воспринимается как сексуальный эротический раздражитель. В то же время женские гениталии самой природой спрятаны в глубине тела и объективно менее заметны, чем мужские. Публичная демонстрация женских половых органов чаще всего встречается в любовной магии. Также их использовали для вызывания дождя
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Чью наготу строже контролируют – мужскую или женскую? Сравнивать простым подсчётом обнажённых мужских и женских тел бессмысленно, поскольку качественные различия между культурами не всегда можно выразить цифрами. Там, где предписывается прикрывать гениталии, это обычно делается и женщинами, и мужчинами, хотя фасоны одежды, как правило, отличаются. Особая одежда - один из инструментов разграничения, обозначения гендерной (половой) принадлежности.

-2

Однако в большинстве цивилизованных обществ женское тело закрывают полнее и тщательнее, чем мужское. Помимо гениталий, многие культуры стремятся прикрыть также женскую грудь, которая во многих (но не во всех) обществах воспринимается как сексуальный эротический раздражитель. В то же время женские гениталии самой природой спрятаны в глубине тела и объективно менее заметны, чем мужские. Публичная демонстрация женских половых органов чаще всего встречается в любовной магии. Также их использовали для вызывания дождя или отпугивания градовых туч. Последнее было широко распространено в магической практике сербов и болгар.

-3

С мужской наготой всё несколько иначе. Культура демонстрирует большую терпимость: мужчина может быть раздетым или полураздетым, что, разумеется, не повышает его статус, но голым он считается лишь при обнажении гениталий. Кроме того, "упаковка" мужского тела объективно сложнее, чем женского. Отчасти это обусловлено особенностями анатомии. Мужские гениталии находятся снаружи, и чтобы их скрыть, требуются определенные усилия. Во время ходьбы, бега и в ряде поз это сделать непросто.

-4

Пенильный дисплей

Эрекция - сложная культурологическая загадка. С физиологической точки зрения, эрекция – реакция непроизвольная и неспецифическая. У молодых самцов она наблюдается не только в момент сексуального возбуждения, но и в ситуациях, вызывающих страх, агрессию, общее эмоциональное напряжение. У некоторых обезьян и приматов демонстрация половых органов другим самцам, именуемая «пенильным дисплеем», является выражением агрессии и вызова. Она используется для обозначения иерархии внутри стада и защиты от внешних угроз.

-5

Пенильный дисплей – предшественник фаллического культа, распространённого в большинстве древних человеческих обществ. Способность вызывать и одновременно контролировать эрекцию – ключевой элемент и прообраз мужского самообладания, а «борьба» с собственным непослушным половым органом – неотъемлемая часть мужского самосознания. Это порождает многочисленные психологические и социальные трудности.

Пенис, логос и фаллос

В повседневной речи и социологии слова "пенис" и "фаллос" часто используются как взаимозаменяемые, однако в культурологии и психоанализе, особенно с подачи Жака Лакана, эти понятия разграничиваются. В отличие от конкретной физиологической детали мужского тела, размеры которой варьируются, фаллос не имеет физической оболочки. Это абстрактный символ мужественности, властности и могущества. Фаллос всегда должен быть в эрегированном состоянии, крупным, твердым и неутомимым. Фаллические изваяния, такие как огромный фаллос из Помпеев, как правило, вполне реалистичны по форме.

-6

Аналогично женским половым органам, фаллос несет в себе репродуктивное, детородное значение, включая космологический аспект (оплодотворение всей природы). Например, древнегреческий бог Приап, которого первоначально почитали в виде полена или осла, в Древнем Риме был причислен к богам плодородия и стал хранителем садов.

Однако, в отличие от женских культов, фаллические скорее служат символом не плодородия или сексуального влечения, а могущества и власти. Фаллоцентризм, то есть основополагающее значение фаллоса в культуре, и фаллократия, подразумевающая социальное доминирование мужчин, – это две стороны одной монеты. В Древнем Риме, как писал Плиний, дети носили фаллические амулеты на шее, защищаясь от сглаза и прочих бед. В Скандинавии же фаллические статуи устанавливались рядом с христианскими церквями вплоть до XII века.

-7

Эти мифологические представления продолжают жить и в повседневном массовом сознании. Многие культуры разделяют убеждение, что внушительный размер является признаком повышенной сексуальной силы, способной дарить женщине более яркое удовлетворение. В то же время, в более утонченных сексуальных традициях бытовали иные представления.

-8

С размерами мужчины связывают не только сексуальные характеристики, но, прежде всего, статусные и иерархические различия. Таким образом, физиологические характеристики, власть и мужественность как бы переплетаются, и обладатель самого внушительного достоинства подчиняет себе не только женщин, но и, что существенно важнее, других мужчин.

-9

Учитывая, что все мифологические и поэтические образы мужской сексуальности, а также ее физической основы, описывают фаллос, было бы наивно ожидать от них психологической или физиологической точности. Отождествление мужественности с фаллосом приводит к формированию уязвимой и хрупкой мужской идентичности. Мужественность практически повсеместно связывается с сексуальной мощью. "Мужская сила" - это прежде всего сексуальная сила, а "мужское бессилие" - это сексуальное бессилие.

-10

Эти воззрения сохранились и в христианской традиции. Наиболее очевидным способом обуздания греховных желаний плоти казалась кастрация. Однако средневековые богословы делали четкое различие между добровольным воздержанием аскета и вынужденным бессилием евнуха. Самокастрация, даже предпринятая добровольно ради сексуального воздержания, считалась непростительным грехом, а кастрированный мужчина не мог претендовать на высокие церковные должности. Мужчина должен обладать силой не только физической и сексуальной. Почти любой древний архетип мужественности противопоставляет ее женственности по двум основополагающим признакам. Во-первых, это фаллократия и фаллоцентризм. Во-вторых, разум / логос - рациональное начало, противопоставляемое женской эмоциональности и экспрессивности, отсюда - логократия и логоцентризм. Женщина – это тело, чувство (инстинкт), природа, в то время как мужчина – дух, разум, культура, голова. Жак Лакан даже объединил фалло- и логоцентризм в рамках единого понятия "фаллогоцентризм".

-11

Однако подобное объединение не всегда оправдано, поскольку эти два начала, лежащие в основе мужского доминирования в обществе, находятся между собой в перманентном противоречии. Основное требование к мужчине – это господство разума над чувствами, головы над телом, а главным объектом самоконтроля выступает его собственная сексуальность.

-12

Проблема взаимодействия желания и воли постоянно всплывает в мифологии и в повседневном сознании. Эта тема находит отражение и в произведениях художественной литературы.

Антропологическая интерлюдия. Из истории невыразимого

Интереснейшие сведения о том, что мужчины склонны скрывать и что, напротив, подчеркивать, можно почерпнуть из истории одежды. Эта история разворачивается, по меньшей мере, в трех направлениях:

  • материальном: какие участки тела одежда прикрывает
  • технологическом: из чего она сделана (кожа, ткани, листья, ветви, перья, ракушки и прочее) и как она создана и удерживается (просто накинута, завязана или, быть может, сшита каким-либо способом)
  • функциональном: какую роль выполняет одежда — служит ли она защитой от внешних невзгод, защитой символической, предохраняя от дурного взгляда ("сглаза"), является ли украшением, способом демонстрации социального статуса и т.д
-13

Мужская нательная одежда представлена широким спектром вариантов, обеспечивающим прикрытие. Выбор того или иного вида одежды обусловлен как климатическими особенностями, так и символикой культуры, включая представления о приличиях в конкретном обществе. Жаркий и влажный климат делает плотную одежду неуместной, необходимо обеспечивать свободную вентиляцию мужского тела. Большинство народностей, либо не скрывающих свои гениталии совсем, либо использующих минимальные средства для этого, обитают в тропических регионах Африки, Австралии и Океании, а также Южной Америки.

-14

Хотя полностью обнажённые дикари — редкость. Большинство племён тропиков предпочитают закрывать гениталии набедренными повязками, зачастую одинаковыми для обоих полов, но иногда различающимися фасоном или длиной. Материал, используемый для изготовления прикрытия, зависит от природной среды. Во внутренних районах Новой Гвинеи для этого применяли высушенные и выдолбленные плоды, а в прибрежных областях – раковины.

Подобная одежда встречается у многих народов Южной, Центральной и Западной Африки. У "цивилизованных" народов разнообразие способов упаковки не уступает. У ацтеков и близких к ним племен базовой одеждой для всех мужчин являлся Maxtlatl – кусок ткани, оборачивавший бедра, пропущенный между ног и завязанный на талии, часто в виде большого узла на поясе. Иногда maxtlatl свисал спереди между ног, подобно широкому галстуку, а порой больше напоминал штаны. В Древнем Египте мужчины чаще всего носили короткую юбку (килт) или набедренную повязку, реже – передник.

-15

Древние греки и римляне скрывали наготу длинными льняными или шерстяными рубахами. В Греции они именовались хитонами, причем мужчины, начиная с классического периода, носили хитоны короткие, до колен, а женщины – длинные, до ступней. Поверх хитона надевался плащ – гиматий, у мужчин застегивавшийся под правой рукой. В Риме хитону соответствовала туника, поверх которой мужчины набрасывали особое покрывало – тогу, цвет которой зависел от социального статуса человека, или менее формальный плащ – паллий. Воинские доспехи и кольчуги по необходимости были короче, в этом случае гениталии легко могли оказаться открытыми. Для защиты снизу надевался плотный кожаный передник.

-16

Древнейшие штаны до колен, изготовленные из шкур животных, представлены на рисунке каменного века в одной испанской пещере 10 000 лет назад. Кельты и германцы достоверно носили штаны уже в VI в. до н. э. Сначала это был просто кусок кожи или ткани, закрепленный между бедрами. Впоследствии форма штанов усложнялась и совершенствовалась. Их длина, ширина и способы сочетания с рубашкой и кафтаном отличались у разных народов. Древние скифы и сарматы носили длинные рубашки и куртки, а также длинные штаны. У древних славян штаны были узкими и поддерживались ремешками на бедрах, а у кельтов и германцев, наоборот, очень широкими.

-17

Со временем менялись и сами названия штанов. Многократно трансформировалось и соотношение между штанами (одежда для бёдер) и чулками (одежда для ног). При этом любые изменения в фасоне мужской одежды повсюду вызывали бурные дебаты и оказывались в центре идеологических столкновений.

-18

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: