Найти в Дзене
«По России, танцуя»

Якутская народная музыка

Своеобразие музыкальной культуры якутов-саха связано с историческими судьбами народа. Изначально они обитали на юге Сибири (от них сохранился тюркский язык и корни степной культуры). Также сильное влияние имела культура народов Севера. Здравствуйте! Меня зовут Сажина Анастасия, я участница проекта «По России, танцуя» и сегодня я расскажу Вам о традиционной музыке и народных песнях народа Саха. Лекция составлена совместно с нашим консультантом Осиповой Лилией Егоровной - руководителем фольклорного ансамбля "Чуораанчык", Республики Саха (Якутия). Вся традиционная музыка якутов-саха, жанровая система подчинена нескольким певческим стилям: Как у каждого народа, у народа саха, есть народная песня. Называется тойук. Тойук-народная национальная песня-импровизация, исполняется торжественно в стиле дьиэрэтии ырыа. Тойук – протяжная песня на манер дьэ буо, которая занимает в музыкальном фольклоре якутского народа центральное место. Интонационная форма тойука уникальна и, как своеобразный ви
Оглавление

Своеобразие музыкальной культуры якутов-саха связано с историческими судьбами народа. Изначально они обитали на юге Сибири (от них сохранился тюркский язык и корни степной культуры). Также сильное влияние имела культура народов Севера.

Здравствуйте! Меня зовут Сажина Анастасия, я участница проекта «По России, танцуя» и сегодня я расскажу Вам о традиционной музыке и народных песнях народа Саха.

Лекция составлена совместно с нашим консультантом Осиповой Лилией Егоровной - руководителем фольклорного ансамбля "Чуораанчык",

Республики Саха (Якутия).

-2

Вся традиционная музыка якутов-саха, жанровая система подчинена нескольким певческим стилям:

  • Дьиэрэтии ырыа — высокий стиль торжественного, праздничного пения. Свойственны специфические тембровые краски, импровизационность метроритмики, нетемперированные звукоряды с увеличивающимися интервалами между ступенями, обилие внутрислоговых распевов. 
  • Дэгэрэн ырыа — подвижная, размеренная песня. Характеризуется отсутствием или редкостью украшений, ритмической формульностью, стабильными звукорядами, меньшим количеством распевов. 
  • Кутуруу — шаманское пение. Отличается обилием глиссандо и вибрато, контрастно-регистровым интонированием. 
-3

Как у каждого народа, у народа саха, есть народная песня. Называется тойук. Тойук-народная национальная песня-импровизация, исполняется торжественно в стиле дьиэрэтии ырыа. Тойук – протяжная песня на манер дьэ буо, которая занимает в музыкальном фольклоре якутского народа центральное место. Интонационная форма тойука уникальна и, как своеобразный вид горлового пения, не поддаётся современной нотации.

Существуют несколько разновидностей тойуков:

  • Песни-тойуки. Поют о родных местах.
  • Мифы-тойуки. Повествуют о мироздании и временах года.
  • Поэмы-тойуки. Отличаются масштабностью и многоэпизодностью, сюжет имеет завязку действия, развитие, кульминацию и развязку.

Тойуксут- народный певец-импровизатор, исполняющий тойук.

Певцы всегда пользовались уважением и почетом сородичей, часто приглашались на торжества и праздники. Многие олонхосуты были хорошими певцами.

«Сядет якут на коня - певец, сядет у огня - философ».

Кылыһах 

— особая окраска якутского голоса, применяемая как специфическое украшение тойукаи пения. Его трудно конкретно представить и объяснить словами. Поэтому тойуксуты, соединяя звонкий согласный Һ с задними гласными, особенно с у, о, а, образуют слоги һу, һо, һа и выведение кылысаха начинают с частого произнесения этих слогов с некоторым придыханием. 

-4

Эпическую жанровую сферу представляют героический эпос олонхо и сказки остуоруйа. С ней же связаны песенно-поэтические импровизации тойук. Олонхо-обьемное произведения содержащие от 1 до 30 тыс. поэтических строк. В стиле дьиэрэтии поют богатыри Среднего и Верхнего миров, в стиле дэгэрэн-другие персонажи. Исполняют сказатели-олонхосути. В остуоруйа речевое интонирование чередуется с мононапевными песенными эпизодами, исполняемые в стиле дэгэрэн. Тойуки-импровизации в стиле дьиэрэтии, исполняются в торжественных случаях.

-5

Лирическую, бытовую сферу составляют этнические жанры: песни любовные-туойсуу ырыата, небные-тангалай ырыата, гортанное-хабарга ырыата, гнусавые-хонгсуо ырыата, колыбельные-биһик ырыата, балагурные-чыбыргах. Для всех этих жанров характерен стиль дэгэрэн.

-6

Обрядовые песни-шаманистские песнопения-импровизации в стиле кутуруу и сопровождении звучанием бубна дюнгер.

-7

Важную роль в семейных, скотоводческих, промысловых обрядах играют алгыс-благопожелания и заклинания, исполняющиеся в стилях дьиэрэтии и кутуруу.

С календарным циклом связаны круговые коллективные песни-танцы оһуохай, исполняются во время праздника Ыһыах.

Инструменты

В традиционной музыке якутов используются, например:

  • Хомус — металлический дуговой варган. Традиционный музыкальный инструмент сахалар называется хомус. Эта разновидность варгана известна более 5000 лет и используется в творчестве всех тюркских народов. Но именно в Якутии хомус получил статус священного — здесь на нем играют шаманы.
-8

По форме инструмент напоминает большой железный ключ, в центре которого прикреплен тонкий стальной язычок с крючком на конце. Хомус прижимают к зубам или к губам, а звук извлекают с помощью дыхания и разных положений языка. Инструмент издает мелодию только на одной ноте, но опытные музыканты играют на нем даже классическую музыку. 

  • Дюнгюр — шаманский бубен.

Также во время обрядов сахалар используют барабаны. В самый большой ритуальный инструмент — табык — бьют по особым праздникам.

-9

В древности, во время междоусобных войн, инструмент призывал воинов к сражению: считалось, что он поднимал боевой дух. В музее музыки и фольклора народов Якутии хранятся несколько видов ритуальных инструментов. Среди них — куолай табык, напоминающий африканский говорящий барабан, и талба табык, который собирают из деревянных прутьев и шкурок мелких зверьков.

  • Кырыымпа — якутская скрипка.

Один из самых древних якутских музыкальных инструментов. 

-10

Инструмент не имеет ладов, количество струн варьируется от двух до четырёх. 

Традиционно струны и тетива смычка изготовлены из конского волоса, но есть вариации с металлическими или жильными струнами. 

Музыкант не прижимает струну к грифу, а лишь слегка касается, извлекая только флажолетные звуки. 

Корпус, шейка и головка инструмента создаются из единого куска древесины — лиственницы, ели или осины. 

Считается, что кырыымпа была изобретена на основе охотничьего лука, тетива которого служила струной, а смычком был другой лук. 

Народные якутские песни

Нельзя однозначно назвать самые знаменитые народные якутские песни, но есть несколько известных произведений:

  • «Чабычах ырыата» («Песня про берестяную посуду»). В песне описывается «жизнь» чабычаха: как была содрана береста с цветущей берёзы, как была сделана искусной рукой мастерицы прекрасная посуда, в которой хранили самую вкусную пищу, как ухаживали и холили её, а потом, когда она стала с годами старой, забросили её в мусор и сожгли на костре.
  • «Сайын» («Лето»). В песне поётся о лете, о том, что солнце расплескало жаркие лучи, что наступило лето.

А так же  «Колукэчээн», «Тундара», «О, райда» «Оленёнок».

Благодарю, что дослушали лекцию до конца, по моему, она очень ладно и плавно протекла, если Вам есть чем с нами поделиться, то оставляйте комментарии, мы все читаем и отвечаем на каждый отзыв.

С Вами была Сажина Анастасия, Я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и рассказываю вам об особенностях культуры Республики Саха (Якутия).

И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации.