Сколько видов интеллекта существует?
У человека насчитывается по современным теориям 10-20 видов интеллекта.
Большинство из нас знает о таком интеллекте как умственный интеллект - IQ.
Многие ещё и слышали о наличии у человека эмоционального интеллекта - EQ, но смутно себе представляют что это такое. В конце 20-ого века даже появилась теория множественного интеллекта. Разные учёные выдвигают разные теории на этот счёт. Например, американский психолог Говард Гарднер, который и предложил концепцию множественного интеллекта в 1983 году, выделяет 8 видов интеллекта. Чаще, всё же, встречается следующее упрощённое деление:
- физический интеллект (PQ),
- ментальный интеллект (IQ),
- эмоциональный интеллект (EQ),
- духовный интеллект (SQ).
В этой статье я бы хотел переработать концепцию Гарднера, рассмотреть базовые виды интеллекта и разобраться какой из них и за что именно отвечает. Это позволит нам лучше понимать самих себя, чтоб оценивать уровень развития своего сознания.
Это же самое поможет нам понять и то, каких видов интеллекта нет у машинного программного кода, именуемого сегодня вводящим в заблуждение понятием "искусственный интеллект".
Кстати, в одной из предыдущих статей я рассмотрел то, по каким уровням происходит развитие сознания каждого человека и общества в целом.
Вот она:
А в этой я предлагаю продолжить наше исследование и познакомиться более детально с тем, какие виды интеллекта присутствуют в сознании и на какие вопросы отвечает каждый из них.
Сознание - это, скорее, как корзинка, а виды интеллекта - это как клубочки ниток разного цвета внутри этой корзинки. Ну, или как армейский складной нож в который встроен набор различных полезных инструментов.
Я не стану давать определений того, что такое интеллект (их в интернете очень много), так как само это слово - вполне понятно каждому. Поэтому, сразу перейдём к рассмотрению видов интеллекта. Главное, что следует помнить: каждый из них отвечает на свой конкретный вопрос (или несколько вопросов).
Виды интеллекта
1. Кинестетический интеллект
Удивительно, но про этот вид интеллекта, который является базовым, почему-то мало говорят и редко о нём вспоминают. Ещё его называют "телесно-кинестетический".
Он отвечает на такой вопрос:
- А как мне это сделать физически?
Когда малыш учится управлять своим телом - в этот момент закладываются основы развития кинестетического интеллекта. Развитие крупной и мелкой моторики - за это тоже отвечает кинестетический интеллект. Развитие вестибулярного аппарата - это тоже относится к развитию кинестетического интеллекта.
Кинестетический интеллект отвечает за то, чтоб мы могли научиться что-либо делать в окружающем нас материальном мире. Учась кататься на велосипеде и учась держать равновесие - вы развиваете свой кинестетический интеллект. Вязать на спицах, печатать на клавиатуре, выпиливать лобзиком, рисовать кисточкой - всё это требует развития кинестетического интеллекта. Как вы уже догадались, вождение автомобиля, умение кататься на коньках, работать на токарном станке, исполнять танец в балете, выполнять акробатические упражнения на воздушных кольцах или играть на музыкальном инструменте - за всё это отвечает хорошо развитый кинестетический интеллект. Чем он более развит, тем у человека более развита точность и координированность движений, и тем быстрее он осваивает новые навыки.
Было замечено, что одновременное перекрёстное обучение будет быстрее и успешнее, чем обучение только чему-то одному. Например, если вы учитесь играть на фортепиано и одновременно осваиваете асаны в йоге, то оба занятия вы освоите быстрее и успешнее потому что оба занятия, развивающие кинестетический интеллект будут усиливать результаты друг друга.
Есть люди, чьи достижения в жизни строятся исключительно на достижениях именно развитого кинестетического интеллекта: спортсмены, виртуозы исполнители, танцоры, мастера боевых искусств, мастера своих дел совершенно разных профессий.
Кстати, вопрос: какой интеллект потребуется развить лучше других, чтоб стать первоклассным парикмахером? 😊
2. Когнитивный интеллект
Это самый знакомый всем нам вид интеллекта. Любой обыватель на улице, если его остановить и спросить об интеллекте, в первую очередь под интеллектом будет подразумевать именно когнитивный интеллект.
Этот вид интеллекта отвечает на вопрос:
- А что я знаю/ понимаю/ осознаю?
Развитые умственные способности, критическое, логическое, рациональное мышление - всё это относится к системе познания, то есть к когнитивному (умственному/ ментальному) интеллекту. Креативное мышление и развитая фантазия - это тоже часть когнитивного интеллекта.
Некоторые учёные внутри когнитивного интеллекта выделают в отдельный интеллект ещё и математические способности человека, называя этот вид интеллекта "математический интеллект". В любом случае, согласны мы с таким делением или нет, математический интеллект можно смело считать подвидом когнитивного интеллекта, так как для своего развития он использует те же самые логические способности нашего ума.
Кстати, машинный код, выполняющий умственную работу, который сейчас принято называть словом "искусственный интеллект", - это лишь набор логических схем, имитирующих работу именно когнитивного интеллекта, не более.
Когнитивный интеллект довольно много изучают, именно его оценке посвящён разработанный тест IQ. Есть исследование которое выявило некоторые общие закономерности у людей с низкоразвитым когнитивным интеллектом.
Люди с низкими показателями теста IQ (ниже 70 баллов):
1) Не умеют моделировать гипотетические ситуации (не имеют стратегического мышления).
2) Не осознают ценности времени, а живут лишь настоящим, без планирования, не задумываясь даже о ближайшем будущем и о последствиях своих действий.
3) Не способны складывать факты, чтоб увидеть общую картину/ идею/ закономерность, плохо умеют обобщать.
4) Не любознательны. Их уже устраивает всё, что знают, а познавать новое для их мозга слишком энергозатратно.
5) Плохо визуализируют образы (образное мышление развивается активно во время чтения или во время прослушивания аудио-книг. Во время просмотра фильмов сознание не создаёт образы, а лишь пассивно потребляет уже созданные кем-то другим).
6) Плохо удерживают в сознании длинные цепочки событий, чтоб быть способным увидеть причинно-следственные связи (это походит на память как у котёнка, который помнит только последние 5 минут).
3. Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект отвечает на вопрос:
- А что я чувствую?
Понимать свои чувства и чувства других очень важно и для развития, и для коммуникации с другими. Очень часто возникает путаница, когда люди не понимают чем чувства отличаются от эмоций или от ощущений. Свою лепту в эту путаницу вносит и сам русский язык, когда называет органы, которыми мы ощущаем мир - "органами чувств", что в корне не верно. Ведь это органы ОЩУЩЕНИЙ! И более корректным было бы называть их не "органами чувств", а "органами ощущений" или "органами/системами восприятия".
Мы имеем 6 базовых ощущений, с помощью которых мы можем:
- ощутить/воспринять запах (обоняние),
- ощутить/воспринять вкус
- ощутить/воспринять свет и цвет, т.е. увидеть изображение (зрение),
- ощутить/воспринять звук, т.е. услышать звук (слух),
- ощутить/воспринять качества объектов (осязание),
- ощутить/воспринять происходящее внутри нашего тела (сжатие/расширение, пульсация, движение, боль).
Чувства же, к органам ощущений/восприятия не имеют никакого отношения вообще. Чувства это внутренние состояния, которые мы тоже можем обнаружить внутри себя. Когда мы чувствуем внутри себя горе или радость, то можем точно знать как одно чувство отличается по своему качеству от другого - мы точно их не сможем спутать.
Для наглядности, чувства можно выстроить в единую систему, расположив их на единой шкале от крайне негативных (апатия, горе, грусть) до нейтральных (спокойствие, скука), а от них выше - до крайне позитивных (радость, энтузиазм, почтение, благость). У нас получился целый частотный диапазон, как на этой картинке:
☝️ Так выглядит шкала базовых чувств, которые мы испытываем. Каждое чувство соответствует своему состоянию сознания. Каждое из них вносит вклад:
- или в расширение, к жизни,
- или в сжатие, к смерти.
В общем, чувства мы наблюдаем внутри себя и распознаём их как внутренние состояния.
Эмоциями же следует называть только то, что мы выражаем через тело. Можно чувствовать грусть но не выражать её. Можно чувствовать раздражение или гнев, но не выражать их вовне. А если мы их выразим, то именно это и называется эмоцией. Можно чувствовать радость, но не показывать вида, что её испытываешь. Или наоборот, выражать открыто радость так, как это делают маленькие дети, через тело в виде эмоции. Писатель и философ Нил Доналд Уолш определил эмоции как "энергия в движении" (игра слов:
emotion = "e-motion" = "energy in motion"). Когда внутренняя сила чувств вырывается наружу, выражаясь через тело - это и называют "эмоции".
Чувства - мы испытываем.
Эмоции - мы выражаем.
На первом этапе работы с чувствами следует разобраться с тем, что такое чувства и что ими не является. А затем научиться наблюдать за собой и другими, чтобы точно понимать, узнавать и уметь называть собственные и чужие чувства. А конечно же важно и научиться эффективно с ними взаимодействовать. Более подробно о некоторых аспекта работы с чувствами я рассказываю в своей книге "Будь Хозяином своей жизни!".
А способность управлять чувствами, которую психологи часто относят к сфере развития эмоционального интеллекта, я бы всё же отнёс к другому виду интеллекта, который за это отвечает - волевому. Его мы рассмотрим тоже, но чуть позже.
Эмоциональный интеллект чаще лучше развит у женщин, чем у мужчин. Это обусловлено и физиологией и нашими социальными ролями в обществе. Но мужчине, который стремится как к целостному, так и к духовному развитию, придётся прикладывать больше усилий для его развития чем женщине, раз такое развитие ему даётся сложнее.
Развитие эмпатии, милосердия, любви и сострадания невозможно без развития эмоционального интеллекта (смотри предыдущую статью):
Чувствуем мы, как правило, не просто какие-то чувства (горе, радость и т.д..), а чувствуем их чаще всего в связи с какими-то событиями. Поэтому нам важно научиться не просто называть свои чувства, не просто наблюдать их в моменте, но и научиться понимать:
"А почему в связи с этим я чувствую то, что я чувствую?"
4. Ценностный интеллект
Этот вид интеллекта отвечает на следующие вопросы ценностного ряда:
- А что для меня ценно?
- Что для меня важно?
- Что для меня имеет значение?
- Что мне нужно/ в чём я нуждаюсь?
Это необычный вид интеллекта, но вопросы, которые он задаёт - жизненно важны для каждого. И каждый на них отвечает по-своему. Ведь от того, что для человека действительно ценно, будет зависеть и его мотивация к деятельности и его предпочтения, желания и целеполагание. Осознавая свои, а так же и ценности других, мы можем становиться более эффективными и продуктивными в жизни.
Если человек не осознаёт здоровье как свою ценность, то легко его потеряет. Если человек не осознаёт ценность времени, то будет тратить и своё и чужое время впустую. И так далее. Наши мотивы действий в жизни определяются именно тем, что для нас ценно. Если мы не осознаём свои ценности, не знаем чего хотим, не отличаем наших ценностей и желания, от навязанных нам другими людьми, то будем растрачивать впустую ресурсы собственной жизни, даже не понимая этого.
Иерархию ценностей/ потребностей определяли многие учёные, включая, например, Абрахама Маслоу, пирамиду которого все знают.
Осознавать свои желания, потребности, цели, приоритеты и ценности - всё это жизненно важно абсолютно для любого человека.
"Что мне во благо, что мне во вред?" - ведь именно этот вопрос поднимает каждый раз ценностный интеллект.
Например, если у меня устали глаза при работе за компьютером, то что для меня более ценно - продолжить работу или сделать паузу, чтоб расслабить зрение? Развитый ценностный интеллект помогает нам отвечать на ☝️ такого рода вопросы.
Поэтому, чем лучше развит ценностный интеллект - тем проще человеку управлять собственной жизнью, ведь в ней появляется больше ясности, смысла и осмысленной целеустремленности. Ценностная матрица человека определяет и то, за кого он будет голосовать на предстоящих выборах.
Человек не осознающий своих ценностей и целей будет обречён работать на цели и ценности других людей. Большинство работает на чуждые для себя цели и ценности и даже не задумывается об этом. Они не только проживают не свою, а чужую жизнь, но и приносят вред и разрушение в жизнь окружающих.
Осознавание своих потребностей, желаний, ценностей и целей - это то, за что отвечает ценностный интеллект. Чем лучше мы их видим и понимаем, тем успешнее сможем управлять своей жизнью.
5. Волевой интеллект
"Воля без рассудка слепа, а рассудок без воли - калека".
Волевой интеллект - помогает контролировать нашу жизнь. Контролировать то, что мы думаем, что мы чувствуем, как действуем.
Воля - это набор убеждений почему/ зачем нам важно что-либо делать и способность следовать этим убеждениям.
Именно развитый волевой интеллект помогает нам преодолеть страхи, чтобы решиться на какое-либо действие. Именно волевой интеллект помогает управлять нашими эмоциями в общении с другими людьми, а также управлять и своими чувствами при общении с собой:
- пойти на тренировку вместо того, чтоб остаться лежать на диване требует воли.
- не съесть сладкого, когда стоит долгосрочная задача улучшить здоровье и самочувствие, удерживать вес.
- выполнить задание прежде чем отвлечься, чтоб посмотреть очередной сериальчик...
Всё это бытовые примеры того, где требуется развитый и натренированный волевой интеллект.
Даже когда мы понимаем что для нас важно и ценно (ценностный интеллект), но не имеем развитого волевого интеллекта, то позитивных результатов и изменений в жизни не произойдёт.
Поэтому, чем лучше развит волевой интеллект, тем проще человеку будет структурировать себя в жизни (свою речь, чувства, действия, привычки и мысли). Да, даже мысли, и в первую очередь именно мысли, зависят от дисциплины - дисциплины ума. Умение наблюдать за своим умом и на этапе возникновения уметь отсекать всю ненужную и деструктивную мыслительную деятельность - это уже 90% победы. Именно развитый волевой интеллект отвечает за то, чтоб делать важное/ нужное/ ценное/ правильное даже тогда, когда это дискомфортно.
Устойчивость, усидчивость, смелость, самодисциплина, самоконтроль, целеустремленность, самомотивация - все эти качества объединяются внутри такого интеллекта как волевой. Без него не удастся ни иностранный язык выучить, ни кунг-фу освоить, ни посуду помыть.
Волевой интеллект, раз он тесно связан с темой контроля, отвечает на вопрос:
"А как мне этим управлять?"
(А под словом "этим" подразумеваются: своё тело, свои чувства, свои мысли).
6. Межличностный интеллект
Помогает нам устанавливать общий язык и связь с другими людьми/существами.
Очень часто межличностный интеллект зачем-то включают в категорию эмоционального интеллекта. Да, развитый межличностный интеллект помогает нам распознавать чувства и эмоции других людей, а так же их мотивы. Да, межличностный интеллект помогает нам выражать собственные чувства и эмоции корректным образом, чтоб как можно лучше выстроить коммуникацию с другими. Да, межличностный интеллект тоже работает и с чувствами и с волей, как мы видим, но отвечает он на абсолютно другой вопрос:
"А как мне взаимодействовать?"
Умение вживаться в роль, навыки хорошего продавца/ переговорщика, навыки активного слушания другого человека - всё это требует развитого межличностного интеллекта.
- Маме взаимодействовать с ребенком,
- парню познакомиться с девушкой,
- бизнесмену установить контакт,
- учителю донести идею до ученика,
- начальнику умело взаимодействовать с подчиненными в своём отделе,
- дрессировщику приручить капибару,
- политику смело и нагло врать на публику и т.д... - за всю эффективную коммуникацию с другими отвечает именно развитый межличностный интеллект.
Межличностный интеллект - это понимание социальных ролей и умелое изменение своего собственного поведения в зависимости от задач и ситуаций.
7. Нравственный интеллект
Есть три взаимосвязанных понятия - этика, мораль и нравственность.
Этика и мораль больше относятся к правилам общественного поведения (что этично и не этично). Но слово "нравственность" обозначает внутреннее решение человека следовать внутренней правде - тому, что способствует увеличению в мире справедливого и благого для всех.
Вот эта разница:
человек, который следует морали, - не крадёт и не убивает только из-за страха возможного возмездия за подобные поступки.
А человек следующий нравственности - не станет красть и убивать не потому что его за это могут наказать, а потому что считает это неправильным, так как это не соответствует справедливости, причиняет ущерб другим, не принося никакого блага - это противоречит его внутреннему кодексу.
Этикет и нормы морали могут меняться от десятилетия к десятилетию, от общества к обществу, а вот нормы нравственности - незыблемы.
Нравственный интеллект развивается только тогда, когда человек развивает в себе эмпатию. Без развития эмпатии никакая нравственность невозможна.
Нравственный интеллект задаёт нам на постоянной основе вот какой вопрос:
- А как мне поступить, чтобы это было правильно?
Такие качества человека как сострадание, искренность, честность, ответственность, порядочность, щедрость, справедливость относятся к нравственному интеллекту. У людей безнравственных этот вид интеллекта не развит. Нравственный интеллект - это ключ к переходу с третьего уровня сознания на последующие уровни (см. предыдущие статьи "О Любви" и "Об уровнях сознания").
Животные не придерживаются норм этики и морали:
Хорошо быть кисою,
Хорошо собакою,
Где хочу - пописаю,
Где хочу покакаю...
Зато в них по-умолчанию заложено нравственное поведение и эмпатия.
Животные не станут убивать ради развлечений, как это делает человек. Не станут потреблять свыше своих физиологических нужд. Они способны заботиться не только о себе и о своих сородичах, но и жертвовать собой ради других. И только человек по своему выбору способен опуститься и деградировать ниже уровня животного.
8. Эстетический интеллект
Что для меня красиво и привлекательно?
Это не праздный вопрос, а тот, который для нас очень важен. И его задаёт нам эстетический интеллект, он же и ищет на него ответ.
Красота - это не абстрактное понятие, а вполне измеримое. Линейкой! Чувство красоты и гармонии заложены Творцом в законах Природы. Именно по законам "Золотого Сечения", на пропорциях Фибоначчи построено практически всё в живой Природе.
В основе гармонии мира лежит математика. Математика выраженная в пространстве - становится геометрией (2D и 3D), а геометрия развёрнутая в динамике движения времени - становится астрономией и музыкой (это уже 4D).
Правильные пропорции и красота помогают в выборе партнёра для продолжения рода на инстинктивном бессознательном уровне. А постигая с детства гармонию Природы, ребёнку проще будет взращивать красоту и гармонию внутри собственной души. За красотой Природы мы видим скрытые в каркасе Мироздания продуманные законы, которые свидетельствуют о его гармоничном дизайне. Дизайн - это всегда продукт разума. Красота свидетельствует о величии Разума Творца.
Именно поэтому 4 основные науки, которым уделяли большое внимание древние западные культуры были следующие:
- математика,
- геометрия,
- астрономия и
- музыка.
Причём именно музыка считалась самой важной из всех 4-х наук (квадривиума).
Немного об этом можно найти в одной из моих предыдущих статей:
Если человек способен воспринимать только примитивную музыку, построенную на 2-3-х аккордах, то и сознание его будет настолько же примитивным. Если же человек с пелёнок слушает сложную и гармоничную музыку (например шедевры классики), то на бессознательном уровне, на уровне клеток, в которые проникает гармоничная звуковая вибрация, он будет содержать в себе и эталоны гармонии на которых работает всё мироздание. Такому человеку затем будет проще взращивать свою душу, так как "эталоны" прекрасного и Божественных Законов, по которым работает мироздание, в нём уже заложены. Когда в человеке заложены эталоны гармоничного, ему легче отличать правду от кривды. Именно поэтому постижению искусства музыки и её гармоник уделяли так много внимания в образовании древние цивилизации жившие до нас.
Эстетический интеллект позволяет видеть гармонию и отличать её от дисгармонии и фальши. Это помогает не только нашему выживанию и размножению, но и взращиванию нас как Личностей, как Творцов, как Человеков с большой буквы "Ч".
Познавая мироздание, развиваясь в творчестве, человек развивает вместе с этим и свой эстетический интеллект. Поэтому музыкальный интеллект, который некоторые исследователи выделяют в отдельный вид интеллекта, я бы всё же рассматривал внутри эстетического интеллекта, как его составную часть.
Развитый эстетический интеллект подобен компасу, который способен сориентировать нас на местности, и поэтому он помогает взращивать нравственный интеллект.
9. Духовный интеллект
Всё то, что касается познания внутренней сути своего существа,
и всё то, что касается познания высшего предназначения бытия,
мы можем отнести к сфере духовного интеллекта.
От того, как мы отвечаем на вопрос "Кто такой я?" и "В чём смысл моей жизни?" и "Что ждёт меня за гранью смерти?" зависит качественное наполнение нашей жизни содержимым.
- Кто я?
- В чём состоит наивысшая конечная цель моего существования (предназначения)?
☝️ это те вопросы, которые задаёт нам духовный интеллект и ищет на них ответы.
"Кто я? Случайная слепая ошибка эволюции бездушной мёртвой материи
или творение по мудрому замыслу живого Бога?" - каждый сам формирует собственное мировоззрение, чтоб найти ответ на этот краеугольный вопрос бытия.
Вопрос о существовании Бога актуален только для людей находящихся на 3-м и 5-м уровне развития сознания. Для остальных уровней (4, 6-7-8-9) ответ самоочевиден. Без ответа на вопрос о существовании Бога мы вряд ли сможем глубоко ответить на вопрос "Кто я?". Чтоб помочь прояснить для себя подобный вопрос, я написал вот эту статью:
Разные культуры, философии, религии и идеологии пробуют найти ответы на духовные вопросы. И после ответа на вопрос "А кто такой я?" у человека, как логичное его продолжение, появляется следующий вопрос: "А в чём высший смысл моего существования? Будет ли жизнь после физической смерти?"
Именно ответ на эти вопросы определяет всё то, как человек проживает свою жизнь, какие у него ценности, устремления, воля, ум, нравственность и отношение к другим живым существам. Вся жизнь человека, как под воздействием звучания камертона, выстраивается в гармоничный лад, когда он отвечает для себя на эти главные для себя вопросы:
- Кто я?
- В чём состоит наивысшая конечная цель моего существования (предназначения)?
Духовный интеллект является стержневой основой всей человеческой жизни. Без развития духовного интеллекта человек остаётся лишь социальным животным.
Если отбросить духовный поиск, а приравнять человека к социальному животному, то вот что он из себя представляет, если это сильно упростить.
Упрощаю:
человек зарождается в утробе из одной клетки, которая а процессе деления разрывается и превращается в трубку. С одной стороны этой трубки формируется входное отверстие (рот), а с другой - выходное отверстие (анус):
Вдоль трубки возникает нервная система и все органы обслуживающие эту трубку, которая является пищеварительным трактом. Да, основа человека и его биологическая суть ничем не отличается от червя. И далее у этого червя лишь добавляются конечности, которые помогают найти и запихать в эту трубку пищу. Я утрирую, но человек - это червяк.
У этого "червяка" есть три центра в которых постоянно возникают три зуда - три желания:
- желание вкуса (пищи),
- желание сытости и
- желание удовольствия (что связано с желанием размножения).
Вся деятельность человека в жизни подчиняется удовлетворению потребностей этих трёх центров "нужды/ желаний":
Вся суть жизни человека, если он лишь социальное животное, крутится в основном вокруг удовлетворения этих трёх "зудов".
Если вся жизнь человека сводится лишь к питанию и размножению, то разницы между ним и червём почти никакой нет. Человек становится человеком только тогда, когда происходит его духовно-нравственное становление. Именно поэтому развитие духовного и нравственного интеллектов - это фундамент развития человека.
Для того, чтоб стать человеком, недостаточно родиться физиологически.
Для того, чтоб стать человеком, недостаточно родиться социально.
Для того, чтоб стать человеком, необходимо родиться духовно.
Парадоксально, но духовность всегда связана с целями, уходящими по своему масштабу далеко за горизонт срока жизни человека.
"Единственный способ стать человеком - только через связь с Духом".
Самый прямой, простой, доступный и безопасный способ познать на опыте, что вы, как человек не являетесь физическим телом, а ваше сознание не является продуктом мозга, - это самостоятельно получить внетелесный опыт и опыт осознанных сновидений. Сегодня это доступно для каждого, кто искренне желает с этим соприкоснуться.
Исследованиями выхода из тела и внетелесных путешествий занимается институт Монро, а его основатель и первопроходец оставил нам три книги собственных исследований, где описал свой собственный опыт внетелесных путешествий. Книги Роберта Монро сегодня есть в свободном доступе в интернете и открыты для изучения абсолютно каждому.
***
Высшие смыслы можно искать всю жизнь и каждый раз по-новому переопределять для себя ответы на эти извечные вопросы Бытия.
А для того, чтоб человеку ищущему было проще и быстрее разобраться с вопросом поиска своего предназначения и целей (т.е. смыслов) в жизни,
я набросал некоторые идеи в этой статье:
В ☝️ ней же есть и видео, в котором я рассказываю про то, как определить собственное предназначение в жизни.
Вот оно:
О духовном аспекте жизни я более подробно напишу в следующей статье.
В завершение
Как видите, одного теста IQ (на котором все зациклились) будет недостаточно, чтоб определить уровень развития человека. Он абсолютно непоказателен, если мы не замеряем у человека уровень развития других видов его интеллекта.
В подлинном образовании, когда детям дают реальные образы (образцы), а не зомбируют ненужной обрывочной и искажённой информацией (как это происходит в деформирующей человека системе государственного обязательного образования сейчас), следует помнить о развитии всех видов интеллекта и уделять внимание их полноценному гармоничному развитию с учётом индивидуальных особенностей и предпочтений души ребенка.
И конечно же, рост сознания и развитие этих видов интеллекта происходит не только в детстве и в школе - в детском и подростковом периоде это развитие лишь начинает закладываться, а качественное созревание длится всю жизнь.
Жизнь дана человеку, как яблоку, чтоб созреть.
Поэтому, развитие человека длится всю жизнь:
«Век живи — век учись тому, как следует жить».
Благодаря развитию всех видов интеллекта человек рискует обрести более целостное мировоззрение, более целостную картину мира, более целостное и гармоничное развитие и, как следствие, - более целостную, гармоничную и счастливую жизнь. И, похоже, что такой риск - оправдан!
Чтоб было проще ориентироваться в озвученной выше информации,
прилагаю к тексту полезную как шпаргалку таблицу и схему: