Некоторые фильмы со временем меркнут, другие же словно застывают в нём. Но спустя полвека после выхода эти десять великих фильмов 1975 года стали ещё более впечатляющими. В целом, год выдался весьма впечатляющим: появились такие культовые триумфы, как «Челюсти», культовая классика, как «Шоу ужасов Рокки Хоррора», и даже недооценённые шедевры, как «Степфордские жёны».
1975 год действительно стал знаменательным для кинематографа. Благодаря ясности восприятия, мы теперь видим, насколько революционными, многогранными и, как ни странно, пророческими были многие из этих работ. Ниже представлены фильмы от блокбастеров до тихих шедевров, но все они по-прежнему производят сильное впечатление. Независимо от того, открывали ли они новые жанры, нарушали ли правила или задавали слишком неудобные для своей эпохи вопросы, эти фильмы сейчас богаче, чем в год своего дебюта.
____________________________
Пикник у Висячей скалы / 'Picnic at Hanging Rock'
«То, что мы видим, и то, чем мы кажемся, — всего лишь сон. Сон во сне». «Пикник у Висячей скалы» всегда был тревожным, но с течением времени он становится всё жутче. Эта тревожная жемчужина Питера Уира рассказывает о таинственном исчезновении нескольких школьниц во время пикника в австралийской глубинке. Фильму не хватает ясности и ясности, он стремится к атмосфере, намёкам и ощущению непознаваемого.
Сочетание залитой солнцем невинности и таящегося страха создаёт гипнотическое очарование, которое не ослабевает и по сей день. В нашу эпоху чрезмерно пространных объяснений и алгоритмического повествования нежелание фильма разрешаться кажется почти радикальным. Это не головоломка, которую нужно решить, а настроение, которое нужно прочувствовать. Недаром «Пикник» оказал огромное влияние на австралийское кино, и даже София Коппола называла его одним из главных источников вдохновения. Это краеугольный камень австралийской «новой волны», и его непременно стоит посмотреть сегодня.
____________________________
Профессия: Репортер / 'The Passenger'
«Ваши вопросы, пожалуйста. Все». В этом мрачном, экзистенциальном фильме Микеланджело Антониони, полном драматизма и экзистенциальности, Джек Николсон играет военного корреспондента, который выдаёт себя за умершего, но обнаруживает, что эта новая жизнь может быть ещё опаснее прежней. Его история становится заявлением об отчуждении, неустроенности и соблазнительной идее побега. «Профессия: Репортер», поначалу считавшийся многими тяжеловесным и затянутым, теперь воспринимается как визионерский фильм, наполненный глубокими размышлениями об идентичности и современном «я».
В эпоху дипфейков, кражи личных данных и тщательно подобранных персонажей фильм Антониони кажется актуальным как никогда. Эстетика дополняет эту вдумчивость. Длинные кадры и медленный темп фильма вознаграждают терпение. Тем не менее, если вы продолжите смотреть «Профессия: Репортер», он в конечном итоге нагнетает экзистенциальное напряжение. В частности, игра Марии Шнайдер великолепна, а финальный кадр с траекторией (техническое и эмоциональное чудо) до сих пор поражает.
____________________________
Человек, который хотел быть королем / 'The Man Who Would Be King'
«Где бы ни сражались, человек, умеющий муштровать людей, всегда может стать королём». В масштабном колониальном приключении Джона Хьюстона, снятом по мотивам повести Редьярда Киплинга, главные роли исполняет грозный дуэт Шона Коннери и Майкла Кейна. Они играют британских солдат, отправляющихся на поиски приключений в отдалённый уголок Афганистана. Там одного из них принимают за бога, и он становится королём. Но то, что начинается как лихая история о приятелях, превращается в трагедию, обнажая высокомерие, жадность и иллюзии империи.
В 1975 году эта история воспринималась как возвращение к золотому веку эпического кино. В 2025 году она яснее читается как острая критика колониальной гордыни и опасностей необузданных амбиций. Коннери и Кейн играют фантастически (а когда же нет?), а искусное владение Хьюстоном тональностью превращает то, что могло бы стать старомодной игрой, в моральный расчёт с мировой властью, мужественностью и мифотворчеством.
____________________________
Барри Линдон / 'Barry Lyndon'
«Именно во времена правления Георга III жил и ссорился вышеупомянутый персонаж: Редмонд Барри». Эпическая картина Стэнли Кубрика XVIII века после выхода на экраны была встречена неоднозначно и неоднозначно; хвалили за визуальную составляющую, ругали за холодность. Спустя полвека фильм широко считается одним из величайших его достижений. И всё же «Барри Линдон» по-прежнему остаётся сложным фильмом, главным образом благодаря своей созерцательности. Каждый кадр написан взглядом художника; каждый момент — это размышление о власти, тщеславии и неумолимых поворотах судьбы.
Неторопливый темп, отстранённость повествования и приглушённый свет (достигнутый с помощью натуральных свечей и линз NASA) кажутся более смелыми, чем когда-либо. Фильм, безусловно, медленный, но при этом точный. В конечном счёте, Кубрик снял не костюмированную драму, а моральное вскрытие, сатиру на аристократическую гниль и иллюзии успеха. Это мастер-класс по контролю, мастерству и тихому опустошению.
____________________________
Собачий полдень / 'Dog Day Afternoon'
«Аттика! Аттика!». Основанный на реальных событиях, фильм «Собачий полдень» запечатлевает особый американский момент: разочарование после войны во Вьетнаме, экономическую напряженность и маргинализацию людей, не вписывающихся в узкие рамки общества. Неудачное ограбление банка в Бруклине становится одним из самых захватывающих и гуманистических триллеров 1970-х годов. Большая часть заслуг за этот фильм принадлежит Аль Пачино. Здесь он демонстрирует ошеломляющую игру в роли Сонни, отчаявшегося человека, грабящего банк, чтобы оплатить операцию по смене пола для своей партнерши. Его грубая, потная уязвимость до сих пор обжигает экран.
Режиссура тоже искусная. Реализм Сидни Люмета, снятый вручную, отсутствие музыки и сосредоточенность на обычных людях, оказавшихся в ловушке чрезвычайных обстоятельств, придают фильму захватывающую дух непосредственность. В конечном счёте, «Собачий полдень» — это больше, чем просто фильм об ограблении. На самом деле, это призыв к достоинству в мире, где всё направлено против отчаявшихся. Сострадание и хаос в нём кажутся вневременными. Спустя пятьдесят лет «Собачий полдень» всё ещё цепляет, как живой провод.
____________________________
Пролетая над гнездом кукушки / 'One Flew Over the Cuckoo's Nest'
«У кого из вас, сумасшедших, есть хоть капля смелости?» По сути, «Пролетая над гнездом кукушки» — фильм-бунт; не только против законов и режимов, но и против систем, которые подавляют человеческий дух. Культовая игра Джека Николсона в роли Р.П. Макмёрфи превращает психиатрическую больницу в поле битвы между свободой и порядком, индивидуальностью и контролем. Кульминацией становится один из лучших финалов среди всех фильмов десятилетия, который не может не тронуть до глубины души.
За годы, прошедшие с момента его триумфальной победы на «Оскаре», некоторые аспекты фильма стали предметом споров, особенно то, как он изображает психические заболевания. Тем не менее, критика жестокости учреждений, сочувствие к изгоям и глубокое чувство человечности в фильме остаются актуальными. Сестра Рэтчед (Луиза Флетчер) стала культурным архетипом, но настоящая сила «Гнезда кукушки» заключается в его нежности, в вере в то, что даже самые сломленные люди заслуживают радости, бунтарства и близости.
____________________________
Монти Пайтон и Священный Грааль / 'Monty Python and the Holy Grail'
«Это всего лишь рана!» Немногие комедии так хорошо выдерживают старение. «Монти Пайтон и Священный Грааль» был абсурдным и анархичным в своё время, и спустя 50 лет он всё ещё вызывает смех. Фильм одновременно высмеивает британскую историю, легенды о короле Артуре и кинематографические условности, при этом оставаясь бесчисленным цитируемым. Практически каждая сцена стала культовой, от «Кролика из Кэрбаннога» до «Рыцарей, которые говорят «Ни!»». Влияние «Священного Грааля» на комедию невозможно переоценить.
Его выдержали не только шутки (хотя они и блестящие), но и дух радостного непочтительности и умной глупости. То, что фильм был снят с ограниченным бюджетом, лишь усиливает его изобретательность. Фильм доказывает, что комедии не нужна шлифовка. Классику можно создать, если учесть видение, удачный момент и неустанно стремиться быть смешным. Спустя полвека «Чёрный рыцарь» всё ещё смешит нас, «Троянский кролик» всё ещё с треском проваливается, а кокосы всё ещё кричат, как лошади.
____________________________
Шоу ужасов Рокки Хоррора / 'The Rocky Horror Picture Show'
«Не мечтай об этом, будь этим». «Шоу ужасов Рокки Хоррора» не было создано для того, чтобы достойно стареть; оно было создано для того, чтобы разрушать устои, воспевать секс, свободу и странности. В своё время это было одно из самых провокационных восхвалений идентичности в кинематографе. Поначалу зрители отнеслись к нему с прохладцей, но теперь статус классики ему гарантирован. В этом смысле «Шоу ужасов Рокки Хоррора» — поистине культовый фильм. После медленного, скромного начала в качестве полуночного фильма он со временем превратился в полноценное культурное учреждение.
Игра Тима Карри остаётся одной из самых культовых в кинематографе, блистательным сочетанием манерности, харизмы и опасности. Нежелание фильма подчиняться повествовательным и моральным ожиданиям делает его капсулой времени, которая, как ни парадоксально, опередила своё время. Сегодня «Рокки Хоррор» по-прежнему неуклюж, несовершенен и совершенно незаменим. Как и его персонажи, он никогда не вписывался в рамки, и именно поэтому он по-прежнему важен. Мы будем снова и снова совершать эти временные перемещения.
____________________________
Челюсти / 'Jaws'
«Вам понадобится лодка побольше». Во многих отношениях «Челюсти» стали основой современного блокбастера, но это также просто феноменально снятый фильм. Спилберг выкладывается на полную: хичкоковский саспенс, многоуровневое построение персонажей и убийственные практические эффекты. Акула выглядела великолепно для своего времени, но настоящая привлекательность фильма — это напряженная жизнь в маленьком городке, столкновение самолюбий и то, как фильм нагнетает страх скорее намёками, чем зрелищем. Как известно, неисправная механическая акула заставила Спилберга показывать меньше, что лишь заставило зрителей представить больше.
Эта сдержанность в сочетании с тревожной музыкой Джона Уильямса превратила простую идею в чистейшее кинематографическое напряжение. Обаяние звёзд сыграло свою роль. Рой Шайдер, Ричард Дрейфус и Роберт Шоу – культовое трио, и их шутки на яхте по-прежнему захватывают. Пятьдесят лет спустя темп фильма всё ещё впечатляет, пугающие сцены всё ещё настигают, а музыкальная тема всё ещё заставляет нервничать отдыхающих на пляже. Фильм по-прежнему входит в число лучших фильмов о монстрах.
____________________________
Нэшвилл / 'Nashville'
«Дело не в политике, а в стране». Размашистый эпос Роберта Олтмена с ансамблем — один из самых смелых и амбициозных американских фильмов... ну, если быть точным. Действие фильма «Нэшвилл», действие которого разворачивается в течение пяти дней в столице кантри, сплетает воедино два десятка персонажей, множество переплетающихся сюжетных линий и проницательный взгляд на славу, политику и иллюзию единства. Олтмен известен тем, что мастерски организует актёрский состав и одновременно поддерживает бесчисленное количество сюжетных линий, но этот фильм даже для него оказался экстремальным.
В своё время фильм показался некоторым слишком утомительным или затянутым. Но оглядываясь назад, его калейдоскопическое видение раздробленной Америки кажется пророческим. В нём Олтмен запечатлел культуру на перепутье. Сатира фильма острая, но сочувствие ещё острее. Персонажи, изначально карикатурные, обретают удивительную глубину, а кульминационный момент насилия звучит как сокрушительный гимн. Многие идеи фильма продолжают оставаться актуальными, и главная из них — раскол национальной идентичности.