- Общие положения
• Правила устанавливают требования безопасности для всех работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях.
• Требования распространяются на работников обществ с участием ОАО «РЖД» и подрядных организаций.
• Обучение по охране труда проводится в соответствии с СТО РЖД 15.011-2023.
• Вне рабочего времени работники должны руководствоваться другими правилами. - Опасные и вредные факторы
• Основные опасные и вредные факторы включают микроклиматические параметры, шум, загрязнение воздуха, скользкие поверхности, железнодорожный подвижной состав и другие.
• Перечень профессиональных рисков включает наезд, падение, воздействие разлетающихся предметов, поражение электрическим током и дорожно-транспортное происшествие. - Одежда и сигнальные средства
• Работники должны быть одеты в специальную сигнальную одежду или жилет повышенной видимости.
• В линейных подразделениях и региональных дирекциях должны храниться дежурные сигнальные жилеты. - Оборудование и знаки безопасности
• Территории железнодорожных станций и линейных подразделений должны быть оборудованы служебными и технологическими проходами.
• На опасных местах должны быть установлены знаки безопасности и нанесена сигнальная разметка. - Ограждение и контроль
• Ограждение места производства работ устанавливается в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог и Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов.
• Контроль за соблюдением требований безопасности осуществляется с использованием системы информации «Человек на пути» и СТО РЖД 15.002-2022. - Запреты и исключения
• Во время работы и нахождения на железнодорожных путях запрещается пользоваться мобильными телефонами и наушниками, за исключением безопасных зон. - Общие требования безопасности при проходе по железнодорожным путям
• Руководитель работ должен проверить наличие и исправность сигнальных принадлежностей и СИЗ у работников.
• При нахождении на значительном удалении работники несут ответственность за наличие и исправность СИЗ.
• При проходе вблизи путей следить за подвижным составом, препятствиями и сигналами.
• Переходить пути только под прямым углом, убедившись в отсутствии состава.
• Переходить занятый состав только по переходной площадке вагона.
• Обходить состав с торца на расстоянии не менее 5 м, между расцепленными единицами — не менее 10 м.
• Запрещено находиться на междупутье, наступать на рельсы, пролезать под составом, залезать на автосцепки, протаскивать предметы под составом, садиться на подножки, проезжать на подножках, подниматься на состав до полной остановки, прислоняться к незакрепленному составу. - Требования безопасности при проходе по платформе железнодорожной станции
• Подходить к краю платформы не ближе 0,5 м при скоростях до 140 км/ч, не ближе 3 м при скоростях 140 км/ч и более.
• Не заходить за ограничительную черту или ограждение. - Меры безопасности при посадке и высадке работников
• Высадка на ровном месте после полной остановки транспорта и команды руководителя.
• Посадка и высадка лицом к транспорту, держась за поручни.
• Запрещено спрыгивать с транспорта, доставать или класть инструмент одновременно с посадкой или высадкой. - Требования безопасности при перевозке инструмента и материалов
• Подача заявки на выдачу предупреждений через диспетчера, оформление записи в журнале ДУ-46.
• Назначение работников для снятия груза и уборки с пути.
• Ограждение съемных подвижных единиц в соответствии с инструкцией. - Требования безопасности при проходе по территории железнодорожной станции
• Проходить только по установленным маршрутам, пешеходным переходам, мостам, тоннелям, путепроводам, платформам или технологическим проходам.
• При невозможности прохода по маршрутам — с повышенной бдительностью по междупутью.
• Внимательно слушать объявления по двухсторонней парковой связи и руководствоваться полученной информацией.
• Убедиться в отсутствии состава перед выходом на путь из помещений или сооружений.
• Запрещено пересекать барьер для предотвращения выхода на пути. - Переход из ярко освещенного места в темноту
• Необходимо остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте. - Безопасность при переходе стрелочных переводов
• Запрещено переходить стрелочные переводы в местах остряков и крестовин, кроме случаев осмотра и ремонта.
• Запрещено ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком крестовины, остряком и запорной закладкой, а также в желоб стрелочного перевода. - Общие требования безопасности при проходе по перегону
• Проход должен осуществляться в зависимости от местных условий: в стороне от пути, по обочине или в колее.
• Приоритет отдается наиболее безопасному способу.
• При проходе по обочине земляного полотна необходимо идти навстречу движению состава.
• Проход в местах с плохой видимостью или сложными условиями допускается только на безопасном расстоянии от пути.
• В местах с особо сложными условиями проход должен быть организован по специальным схемам ограждения. - Требования безопасности при проходе по перегону в составе группы работников
• Руководитель работ должен убедиться в наличии предупреждений на поезда, проверить метеорологический прогноз и наличие средств радиосвязи.
• При невозможности прохода в стороне от пути или по обочине руководитель должен выставить сигналистов и наблюдать за группой.
• В местах с плохой видимостью или сложными условиями должно быть не менее 2 сигналистов.
• Проход без ограждения сигналистами запрещен, кроме случаев закрытия пути для движения поездов или возможности прохода на безопасном расстоянии. - Требования безопасности при проходе по перегону в составе малой группы
• Назначается старший группы, ответственный за безопасное производство работ.
• Старший группы должен проверить наличие фонаря и средств связи.
• При невозможности прохода в стороне от пути или по обочине работники должны соблюдать повышенную бдительность и взаимоконтроль.
• В местах с плохой видимостью старший группы должен узнать поездную обстановку и включить фонарь с красным светом.
• Допускается проход малой группы совместно с бригадой смежного хозяйства, огражденной сигналистами. - Меры безопасности при проходе по тоннелям
• Порядок прохода по тоннелям и дополнительные меры безопасности указаны в отдельном подпункте. - Меры безопасности при проходе по тоннелям
• Устанавливаются в структурных подразделениях ОАО «РЖД».
• Руководитель работ должен знать протяженность тоннеля и время прохождения.
• Проинструктировать работников о порядке прохода и расположении укрытий.
• Выставить сигналиста перед входным оголовком тоннеля более 300 м.
• Поддерживать связь между руководителем и сигналистом.
• При наличии сигнализации сигналиста можно не выставлять.
• Уточнять поездную обстановку при отсутствии порядка прохождения.
• Начинать движение за 10 минут до прохода поезда.
• Проходить по специально организованным маршрутам или в колее навстречу поезду.
• Соблюдать осторожность в однопутном тоннеле.
• Следить за порядком следования группы.
• Соблюдать повышенную бдительность в малой группе.
• Проход без дополнительных мер безопасности при включенной заградительной сигнализации.
• Контролировать выход всех работников из тоннеля.
• Сигналист проходит тоннель после команды руководителя.
• Дождаться сигналиста на безопасном расстоянии. - Меры безопасности при проходе по мостам и водопропускным трубам
• Руководитель работ должен знать протяженность сооружения и время прохождения.
• Устанавливать порядок прохода и дополнительные меры безопасности.
• Проходить по боковым тротуарам.
• При отсутствии тротуаров уточнить у диспетчера отсутствие поезда и организовать проход в перерыве между поездами.
• Убедиться в отсутствии поезда и достаточности времени при отсутствии тротуаров у водопропускной трубы. - Порядок пропуска железнодорожного подвижного состава
• Сигналисты оповещают руководителя о приближении поезда.
• Руководитель обеспечивает свободность пути и вывод работников из опасной зоны.
• Работники убирают инструменты и сходят с пути.
• Сходить на обочину земляного полотна или смежного пути на безопасное расстояние.
• Стоять лицом к пути и наблюдать за прохождением поезда.
• Убедиться в отсутствии поезда перед выходом на путь.
• Использовать СИЗ при пропуске поезда.
• Запрещено переходить на соседний путь, перебегать пути перед поездом, находиться на тротуаре моста и в негабаритных местах.
• Сигналист подает сигналы остановки, если работники не сошли с пути.
• При вынужденном нахождении между поездами лечь на землю и дождаться проследования или остановки поезда. - Возобновление движения железнодорожного подвижного состава
• При возобновлении движения необходимо вновь лечь на землю.
• Если состав не проследовал в установленное время, руководитель должен уточнить время у диспетчера. - Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры
• Работы должны проводиться в соответствии с правилами и инструкциями.
• При необходимости выдаются предупреждения локомотивным бригадам.
• В региональной дирекции инфраструктуры формируются перечни мест с плохой видимостью и сложными условиями.
• При планировании работ в сложных условиях фронт работ у одного руководителя должен быть не более 50 м.
• Работы в особо сложных условиях выполняются в технологические «окна» и ограждаются сигналами остановки.
• При отсутствии связи между руководителем и сигналистами работы запрещены.
• Работы без сигналистов должны быть организованы с взаимоконтролем или дополнительными мерами безопасности.
• При приближении грозы работы прекращаются, работники уходят в безопасное место.
• При сложных метеорологических условиях производится дополнительное информирование работников.
• Нормы наружного освещения должны соответствовать ГОСТ 34935-2023.
• Организация работы на скоростных и высокоскоростных участках осуществляется по специальным правилам. - Требования безопасности при производстве работ на перегоне
• Устанавливаются сигнальные знаки «С» для предупреждения о приближении состава по соседнему пути.
• В местах с плохой видимостью выставляется сигналист на расстоянии не менее 800 м от места работ.
• При отсутствии устойчивой радиосвязи выставляются дополнительные сигналисты. - Требования безопасности при работах на мостах, в тоннелях и других искусственных сооружениях
• Руководитель работ указывает место складирования инструмента и безопасного нахождения при пропуске состава.
• Убеждается в исправности освещения, сигнализации и вентиляции.
• Выдаются предупреждения машинистам о движении с особой бдительностью. - Меры безопасности при проходе через опасные участки
• Служебные проходы на уклонах более 20° должны быть оборудованы лестницами с перилами.
• Канавы и траншеи должны быть перекрыты мостиками шириной не менее 0,8 м с перилами и бортовым ограждением.
• Колодцы, шурфы и шахты должны быть закрыты или ограждены барьерами высотой не менее 1,2 м.
• Охраняемые мосты и тоннели должны быть освещены по ГОСТ 34935-2023.
• Для оповещения о поездах должны устанавливаться сигнальные знаки и выставляться сигналисты. - Меры безопасности при работах на мостах
• Настилы и проходы должны быть очищены от грязи и посыпаны песком или обработаны антигололедными реагентами.
• Проходы в местах строительных лесов должны быть закрыты с предупредительными надписями. - Меры безопасности при работах в тоннелях
• Материалы и инструмент должны находиться в устойчивом положении и в камерах.
• Ниши для укрытия должны быть свободными, подходы к ним — свободными.
• В тоннеле могут находиться только работники, занятые работами.
• При отсутствии сигнализации должны выставляться сигналисты или использоваться автоматизированная система оповещения.
• При работах в тоннелях более 100 м должна быть связь с диспетчером.
• У оголовка тоннеля должны быть установлены сигналы остановки.
• Камеры и ниши должны быть окрашены в белый цвет, на стенках должны быть стрелки.
• При проходе поезда по соседнему пути работы должны быть прекращены, работники укрыты в нишах.
• Работники должны быть обеспечены индивидуальными фонарями, касками и СИЗ органов дыхания.
• При отключении вентиляции, задержке поезда или задымлении должны применяться СИЗ органов дыхания для эвакуации.
• Двигатели внутреннего сгорания мощностью свыше 4,4 кВт должны устанавливаться вне тоннеля, остальные — с нейтрализаторами выхлопных газов.
• При работах без снятия напряжения с контактной сети следует использовать электровозную тягу.
• При ремонте с снятым напряжением предпочтение следует отдавать самоходным машинам.
• Для каждого тоннельного участка должны быть разработаны специальные режимы работ. - Требования электробезопасности при нахождении на железнодорожных путях
• Работники должны знать основные защитные меры электробезопасности.
• Работы на электрифицированных путях должны выполняться по правилам электробезопасности ОАО «РЖД».
• Запрещено приближаться к проводам контактной сети и воздушной линии электропередач на расстояние менее 2 м.
• При необходимости приближения к проводам должно быть снято напряжение и установлено заземление.
• Провисающие и оборванные провода следует считать находящимися под напряжением. - Меры безопасности при обрыве проводов
• Не приближаться к проводам на расстояние менее 8 м
• Оградить место происшествия и сообщить руководителю работ
• Руководитель должен сообщить диспетчеру и оградить место сигналами остановки - Меры безопасности при шаговом напряжении
• Выходить мелкими шагами, соединив ступни ног вместе - Меры безопасности при изломе рельса
• Не прикасаться к рельсу по обе стороны от излома до установки перемычек - Меры безопасности при падении дерева на провода
• Не приближаться к дереву на расстояние менее 8 м до снятия напряжения - Меры безопасности при падении провода на подвижной состав
• Не покидать состав до устранения аварийной ситуации
• Сообщить руководителю работ
• Покидать состав только после отключения и заземления проводов - Меры безопасности при повреждении контактной сети
• Сообщить диспетчеру
• Проследовать на 500 м и подавать сигнал «Опустить токоприемник» - Нормативные документы
• Перечислены нормативные правовые и технические документы, на которые даны ссылки в правилах - Порядок применения знаков безопасности
• Знаки безопасности предназначены для привлечения внимания к опасности
• Знаки могут быть основными, дополнительными, комбинированными и групповыми
• Знаки устанавливаются в местах, где требуется постоянное напоминание о возможной опасности - Определение мест установки знаков безопасности
• Места установки знаков определяются комиссией под председательством владельца объекта инфраструктуры.
• В комиссию входят пользователи и представители работодателей.
• Комиссия составляет акт и перечень мест установки знаков, утверждаемый заместителем начальника железной дороги. - Места установки знаков
• Предупреждающий знак «Осторожно! Негабаритное место» устанавливается на границах зон с недостаточным пространством.
• Знак «Берегись поезда!» размещается у выходов к железнодорожным путям.
• Знак «Внимание! Опасное место» устанавливается на опорах контактной сети и других опасных местах.
• Указательный знак «Служебный проход» наносится вдоль маршрута прохода работников.
• Знак «Зона ограниченной видимости поезда» размещается под знаком «служебный проход».
• Знак «Направление к ближайшему месту укрытия» устанавливается на мостах и в тоннелях.
• Знак «Остерегайся контактного провода» размещается у лестниц и люков на подвижном составе.
• Знак «Не подниматься на крышу без заземления контактного провода» устанавливается около люков на электровозах.
• Знак «Не подниматься на крышу под контактным проводом» размещается у лестниц на тепловозах.
• Знак «Стоять под грузом запрещено» наносится на элементы грузоподъемных машин.
• Знак «Подъем и перемещение груза запрещено» устанавливается у объектов, не подготовленных к транспортировке.
• Знак «Складывать и ссыпать груз запрещено» размещается в местах, где это опасно.
• Знаки «Начало расцепа вагонов» и «Окончание расцепа вагонов» устанавливаются на сортировочных горках.
• Знак «Пить воду запрещено» размещается около непригодных для питья источников.
• Знак «Место выгрузки снега» устанавливается на границах участка выгрузки снега. - Сигнальная разметка
• Наносится на сооружения и устройства, представляющие опасность для работников.
• Основные типы разметки: желто-черная и красно-белая.
• Желто-черная разметка используется для постоянных опасностей, красно-белая — для временных.
• Разметка может наноситься на всю поверхность или отдельные части объектов.
• На стенах зданий и оградах рекомендуется наносить разметку на углах, не далее 3 м от рельса.
• На опорах контактной сети и мачтах разметку наносят со всех сторон от 1 м до 2 м над уровнем рельса.
• На воротах зданий разметку наносят по всей длине створки на высоте 2 м от нижнего края.
• Перила и поручни окрашивают поперечными желтыми и черными полосами.
• Колонки различного назначения окрашивают сверху в желтый цвет.
• На стрелочных электроприводах и других устройствах наносят кайму шириной 50 – 100 мм.
• Кабельные стойки и муфты небольших размеров окрашивают в желтый цвет, на муфатах диаметром 300 мм и более наносят три полосы: крайние желтые, средняя черная.
распоряжения «Об утверждении Правил безопасного нахождения работников ОАО «РЖД» нажелезнодорожных путях» от 26.06.2025 г. № 1357/р
19 августа19 авг
76
14 мин