Найти в Дзене
Сетевой

распоряжения «Об утверждении Правил безопасного нахождения работников ОАО «РЖД» нажелезнодорожных путях» от 26.06.2025 г. № 1357/р

  • Общие положения

    • Правила устанавливают требования безопасности для всех работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях.
    • Требования распространяются на работников обществ с участием ОАО «РЖД» и подрядных организаций.
    • Обучение по охране труда проводится в соответствии с СТО РЖД 15.011-2023.
    • Вне рабочего времени работники должны руководствоваться другими правилами.
  • Опасные и вредные факторы

    • Основные опасные и вредные факторы включают микроклиматические параметры, шум, загрязнение воздуха, скользкие поверхности, железнодорожный подвижной состав и другие.
    • Перечень профессиональных рисков включает наезд, падение, воздействие разлетающихся предметов, поражение электрическим током и дорожно-транспортное происшествие.
  • Одежда и сигнальные средства

    • Работники должны быть одеты в специальную сигнальную одежду или жилет повышенной видимости.
    • В линейных подразделениях и региональных дирекциях должны храниться дежурные сигнальные жилеты.
  • Оборудование и знаки безопасности

    • Территории железнодорожных станций и линейных подразделений должны быть оборудованы служебными и технологическими проходами.
    • На опасных местах должны быть установлены знаки безопасности и нанесена сигнальная разметка.
  • Ограждение и контроль

    • Ограждение места производства работ устанавливается в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог и Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов.
    • Контроль за соблюдением требований безопасности осуществляется с использованием системы информации «Человек на пути» и СТО РЖД 15.002-2022.
  • Запреты и исключения

    • Во время работы и нахождения на железнодорожных путях запрещается пользоваться мобильными телефонами и наушниками, за исключением безопасных зон.
  • Общие требования безопасности при проходе по железнодорожным путям

    • Руководитель работ должен проверить наличие и исправность сигнальных принадлежностей и СИЗ у работников.
    • При нахождении на значительном удалении работники несут ответственность за наличие и исправность СИЗ.
    • При проходе вблизи путей следить за подвижным составом, препятствиями и сигналами.
    • Переходить пути только под прямым углом, убедившись в отсутствии состава.
    • Переходить занятый состав только по переходной площадке вагона.
    • Обходить состав с торца на расстоянии не менее 5 м, между расцепленными единицами — не менее 10 м.
    • Запрещено находиться на междупутье, наступать на рельсы, пролезать под составом, залезать на автосцепки, протаскивать предметы под составом, садиться на подножки, проезжать на подножках, подниматься на состав до полной остановки, прислоняться к незакрепленному составу.
  • Требования безопасности при проходе по платформе железнодорожной станции

    • Подходить к краю платформы не ближе 0,5 м при скоростях до 140 км/ч, не ближе 3 м при скоростях 140 км/ч и более.
    • Не заходить за ограничительную черту или ограждение.
  • Меры безопасности при посадке и высадке работников

    • Высадка на ровном месте после полной остановки транспорта и команды руководителя.
    • Посадка и высадка лицом к транспорту, держась за поручни.
    • Запрещено спрыгивать с транспорта, доставать или класть инструмент одновременно с посадкой или высадкой.
  • Требования безопасности при перевозке инструмента и материалов

    • Подача заявки на выдачу предупреждений через диспетчера, оформление записи в журнале ДУ-46.
    • Назначение работников для снятия груза и уборки с пути.
    • Ограждение съемных подвижных единиц в соответствии с инструкцией.
  • Требования безопасности при проходе по территории железнодорожной станции

    • Проходить только по установленным маршрутам, пешеходным переходам, мостам, тоннелям, путепроводам, платформам или технологическим проходам.
    • При невозможности прохода по маршрутам — с повышенной бдительностью по междупутью.
    • Внимательно слушать объявления по двухсторонней парковой связи и руководствоваться полученной информацией.
    • Убедиться в отсутствии состава перед выходом на путь из помещений или сооружений.
    • Запрещено пересекать барьер для предотвращения выхода на пути.
  • Переход из ярко освещенного места в темноту

    • Необходимо остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте.
  • Безопасность при переходе стрелочных переводов

    • Запрещено переходить стрелочные переводы в местах остряков и крестовин, кроме случаев осмотра и ремонта.
    • Запрещено ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком крестовины, остряком и запорной закладкой, а также в желоб стрелочного перевода.
  • Общие требования безопасности при проходе по перегону

    • Проход должен осуществляться в зависимости от местных условий: в стороне от пути, по обочине или в колее.
    • Приоритет отдается наиболее безопасному способу.
    • При проходе по обочине земляного полотна необходимо идти навстречу движению состава.
    • Проход в местах с плохой видимостью или сложными условиями допускается только на безопасном расстоянии от пути.
    • В местах с особо сложными условиями проход должен быть организован по специальным схемам ограждения.
  • Требования безопасности при проходе по перегону в составе группы работников

    • Руководитель работ должен убедиться в наличии предупреждений на поезда, проверить метеорологический прогноз и наличие средств радиосвязи.
    • При невозможности прохода в стороне от пути или по обочине руководитель должен выставить сигналистов и наблюдать за группой.
    • В местах с плохой видимостью или сложными условиями должно быть не менее 2 сигналистов.
    • Проход без ограждения сигналистами запрещен, кроме случаев закрытия пути для движения поездов или возможности прохода на безопасном расстоянии.
  • Требования безопасности при проходе по перегону в составе малой группы

    • Назначается старший группы, ответственный за безопасное производство работ.
    • Старший группы должен проверить наличие фонаря и средств связи.
    • При невозможности прохода в стороне от пути или по обочине работники должны соблюдать повышенную бдительность и взаимоконтроль.
    • В местах с плохой видимостью старший группы должен узнать поездную обстановку и включить фонарь с красным светом.
    • Допускается проход малой группы совместно с бригадой смежного хозяйства, огражденной сигналистами.
  • Меры безопасности при проходе по тоннелям

    • Порядок прохода по тоннелям и дополнительные меры безопасности указаны в отдельном подпункте.
  • Меры безопасности при проходе по тоннелям

    • Устанавливаются в структурных подразделениях ОАО «РЖД».
    • Руководитель работ должен знать протяженность тоннеля и время прохождения.
    • Проинструктировать работников о порядке прохода и расположении укрытий.
    • Выставить сигналиста перед входным оголовком тоннеля более 300 м.
    • Поддерживать связь между руководителем и сигналистом.
    • При наличии сигнализации сигналиста можно не выставлять.
    • Уточнять поездную обстановку при отсутствии порядка прохождения.
    • Начинать движение за 10 минут до прохода поезда.
    • Проходить по специально организованным маршрутам или в колее навстречу поезду.
    • Соблюдать осторожность в однопутном тоннеле.
    • Следить за порядком следования группы.
    • Соблюдать повышенную бдительность в малой группе.
    • Проход без дополнительных мер безопасности при включенной заградительной сигнализации.
    • Контролировать выход всех работников из тоннеля.
    • Сигналист проходит тоннель после команды руководителя.
    • Дождаться сигналиста на безопасном расстоянии.
  • Меры безопасности при проходе по мостам и водопропускным трубам

    • Руководитель работ должен знать протяженность сооружения и время прохождения.
    • Устанавливать порядок прохода и дополнительные меры безопасности.
    • Проходить по боковым тротуарам.
    • При отсутствии тротуаров уточнить у диспетчера отсутствие поезда и организовать проход в перерыве между поездами.
    • Убедиться в отсутствии поезда и достаточности времени при отсутствии тротуаров у водопропускной трубы.
  • Порядок пропуска железнодорожного подвижного состава

    • Сигналисты оповещают руководителя о приближении поезда.
    • Руководитель обеспечивает свободность пути и вывод работников из опасной зоны.
    • Работники убирают инструменты и сходят с пути.
    • Сходить на обочину земляного полотна или смежного пути на безопасное расстояние.
    • Стоять лицом к пути и наблюдать за прохождением поезда.
    • Убедиться в отсутствии поезда перед выходом на путь.
    • Использовать СИЗ при пропуске поезда.
    • Запрещено переходить на соседний путь, перебегать пути перед поездом, находиться на тротуаре моста и в негабаритных местах.
    • Сигналист подает сигналы остановки, если работники не сошли с пути.
    • При вынужденном нахождении между поездами лечь на землю и дождаться проследования или остановки поезда.
  • Возобновление движения железнодорожного подвижного состава

    • При возобновлении движения необходимо вновь лечь на землю.
    • Если состав не проследовал в установленное время, руководитель должен уточнить время у диспетчера.
  • Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры

    • Работы должны проводиться в соответствии с правилами и инструкциями.
    • При необходимости выдаются предупреждения локомотивным бригадам.
    • В региональной дирекции инфраструктуры формируются перечни мест с плохой видимостью и сложными условиями.
    • При планировании работ в сложных условиях фронт работ у одного руководителя должен быть не более 50 м.
    • Работы в особо сложных условиях выполняются в технологические «окна» и ограждаются сигналами остановки.
    • При отсутствии связи между руководителем и сигналистами работы запрещены.
    • Работы без сигналистов должны быть организованы с взаимоконтролем или дополнительными мерами безопасности.
    • При приближении грозы работы прекращаются, работники уходят в безопасное место.
    • При сложных метеорологических условиях производится дополнительное информирование работников.
    • Нормы наружного освещения должны соответствовать ГОСТ 34935-2023.
    • Организация работы на скоростных и высокоскоростных участках осуществляется по специальным правилам.
  • Требования безопасности при производстве работ на перегоне

    • Устанавливаются сигнальные знаки «С» для предупреждения о приближении состава по соседнему пути.
    • В местах с плохой видимостью выставляется сигналист на расстоянии не менее 800 м от места работ.
    • При отсутствии устойчивой радиосвязи выставляются дополнительные сигналисты.
  • Требования безопасности при работах на мостах, в тоннелях и других искусственных сооружениях

    • Руководитель работ указывает место складирования инструмента и безопасного нахождения при пропуске состава.
    • Убеждается в исправности освещения, сигнализации и вентиляции.
    • Выдаются предупреждения машинистам о движении с особой бдительностью.
  • Меры безопасности при проходе через опасные участки

    • Служебные проходы на уклонах более 20° должны быть оборудованы лестницами с перилами.
    • Канавы и траншеи должны быть перекрыты мостиками шириной не менее 0,8 м с перилами и бортовым ограждением.
    • Колодцы, шурфы и шахты должны быть закрыты или ограждены барьерами высотой не менее 1,2 м.
    • Охраняемые мосты и тоннели должны быть освещены по ГОСТ 34935-2023.
    • Для оповещения о поездах должны устанавливаться сигнальные знаки и выставляться сигналисты.
  • Меры безопасности при работах на мостах

    • Настилы и проходы должны быть очищены от грязи и посыпаны песком или обработаны антигололедными реагентами.
    • Проходы в местах строительных лесов должны быть закрыты с предупредительными надписями.
  • Меры безопасности при работах в тоннелях

    • Материалы и инструмент должны находиться в устойчивом положении и в камерах.
    • Ниши для укрытия должны быть свободными, подходы к ним — свободными.
    • В тоннеле могут находиться только работники, занятые работами.
    • При отсутствии сигнализации должны выставляться сигналисты или использоваться автоматизированная система оповещения.
    • При работах в тоннелях более 100 м должна быть связь с диспетчером.
    • У оголовка тоннеля должны быть установлены сигналы остановки.
    • Камеры и ниши должны быть окрашены в белый цвет, на стенках должны быть стрелки.
    • При проходе поезда по соседнему пути работы должны быть прекращены, работники укрыты в нишах.
    • Работники должны быть обеспечены индивидуальными фонарями, касками и СИЗ органов дыхания.
    • При отключении вентиляции, задержке поезда или задымлении должны применяться СИЗ органов дыхания для эвакуации.
    • Двигатели внутреннего сгорания мощностью свыше 4,4 кВт должны устанавливаться вне тоннеля, остальные — с нейтрализаторами выхлопных газов.
    • При работах без снятия напряжения с контактной сети следует использовать электровозную тягу.
    • При ремонте с снятым напряжением предпочтение следует отдавать самоходным машинам.
    • Для каждого тоннельного участка должны быть разработаны специальные режимы работ.
  • Требования электробезопасности при нахождении на железнодорожных путях

    • Работники должны знать основные защитные меры электробезопасности.
    • Работы на электрифицированных путях должны выполняться по правилам электробезопасности ОАО «РЖД».
    • Запрещено приближаться к проводам контактной сети и воздушной линии электропередач на расстояние менее 2 м.
    • При необходимости приближения к проводам должно быть снято напряжение и установлено заземление.
    • Провисающие и оборванные провода следует считать находящимися под напряжением.
  • Меры безопасности при обрыве проводов

    • Не приближаться к проводам на расстояние менее 8 м
    • Оградить место происшествия и сообщить руководителю работ
    • Руководитель должен сообщить диспетчеру и оградить место сигналами остановки
  • Меры безопасности при шаговом напряжении

    • Выходить мелкими шагами, соединив ступни ног вместе
  • Меры безопасности при изломе рельса

    • Не прикасаться к рельсу по обе стороны от излома до установки перемычек
  • Меры безопасности при падении дерева на провода

    • Не приближаться к дереву на расстояние менее 8 м до снятия напряжения
  • Меры безопасности при падении провода на подвижной состав

    • Не покидать состав до устранения аварийной ситуации
    • Сообщить руководителю работ
    • Покидать состав только после отключения и заземления проводов
  • Меры безопасности при повреждении контактной сети

    • Сообщить диспетчеру
    • Проследовать на 500 м и подавать сигнал «Опустить токоприемник»
  • Нормативные документы

    • Перечислены нормативные правовые и технические документы, на которые даны ссылки в правилах
  • Порядок применения знаков безопасности

    • Знаки безопасности предназначены для привлечения внимания к опасности
    • Знаки могут быть основными, дополнительными, комбинированными и групповыми
    • Знаки устанавливаются в местах, где требуется постоянное напоминание о возможной опасности
  • Определение мест установки знаков безопасности

    • Места установки знаков определяются комиссией под председательством владельца объекта инфраструктуры.
    • В комиссию входят пользователи и представители работодателей.
    • Комиссия составляет акт и перечень мест установки знаков, утверждаемый заместителем начальника железной дороги.
  • Места установки знаков

    • Предупреждающий знак «Осторожно! Негабаритное место» устанавливается на границах зон с недостаточным пространством.
    • Знак «Берегись поезда!» размещается у выходов к железнодорожным путям.
    • Знак «Внимание! Опасное место» устанавливается на опорах контактной сети и других опасных местах.
    • Указательный знак «Служебный проход» наносится вдоль маршрута прохода работников.
    • Знак «Зона ограниченной видимости поезда» размещается под знаком «служебный проход».
    • Знак «Направление к ближайшему месту укрытия» устанавливается на мостах и в тоннелях.
    • Знак «Остерегайся контактного провода» размещается у лестниц и люков на подвижном составе.
    • Знак «Не подниматься на крышу без заземления контактного провода» устанавливается около люков на электровозах.
    • Знак «Не подниматься на крышу под контактным проводом» размещается у лестниц на тепловозах.
    • Знак «Стоять под грузом запрещено» наносится на элементы грузоподъемных машин.
    • Знак «Подъем и перемещение груза запрещено» устанавливается у объектов, не подготовленных к транспортировке.
    • Знак «Складывать и ссыпать груз запрещено» размещается в местах, где это опасно.
    • Знаки «Начало расцепа вагонов» и «Окончание расцепа вагонов» устанавливаются на сортировочных горках.
    • Знак «Пить воду запрещено» размещается около непригодных для питья источников.
    • Знак «Место выгрузки снега» устанавливается на границах участка выгрузки снега.
  • Сигнальная разметка

    • Наносится на сооружения и устройства, представляющие опасность для работников.
    • Основные типы разметки: желто-черная и красно-белая.
    • Желто-черная разметка используется для постоянных опасностей, красно-белая — для временных.
    • Разметка может наноситься на всю поверхность или отдельные части объектов.
    • На стенах зданий и оградах рекомендуется наносить разметку на углах, не далее 3 м от рельса.
    • На опорах контактной сети и мачтах разметку наносят со всех сторон от 1 м до 2 м над уровнем рельса.
    • На воротах зданий разметку наносят по всей длине створки на высоте 2 м от нижнего края.
    • Перила и поручни окрашивают поперечными желтыми и черными полосами.
    • Колонки различного назначения окрашивают сверху в желтый цвет.
    • На стрелочных электроприводах и других устройствах наносят кайму шириной 50 – 100 мм.
    • Кабельные стойки и муфты небольших размеров окрашивают в желтый цвет, на муфатах диаметром 300 мм и более наносят три полосы: крайние желтые, средняя черная.