Найти в Дзене

Модель SaaS не имеет будущего?

Оглавление

Эпоха господства SaaS подходит к концу, и к 2030 году ее место займут интеллектуальные бизнес-агенты. Такую картину будущего рисуют аналитики, предрекая фундаментальный сдвиг в парадигме корпоративного софта. Традиционные приложения, выстроенные в жесткую систему, уступят место целеориентированным системам, которые будут динамически адаптироваться к задачам пользователя.

Когда генеральный директор Microsoft Сатья Наделла впервые заявил в декабре, что бизнес-приложения в модели SaaS мертвы, это вызвало настоящий шок в мире корпоративного софта. Теперь Чарльз Ламанна, вице-президент Microsoft, курирующий бизнес-приложения и платформы, развивает эту идею, предлагая амбициозный и даже провокационный план преобразований с четкими сроками.

Он не считает нужным смягчать формулировки, а прямо заявляет, что традиционные бизнес-приложения к 2030-м годам превратятся в технически работающие, поглощающие бюджеты, но уже морально устаревшие реликты. По его мнению, будущее принадлежит так называемым бизнес-агентам, использующим искусственный интеллект.

SaaS (software as a service — программное обеспечение как услуга) — одна из моделей обслуживания, при которой подписчикам предоставляется готовое прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое компанией продающей услугу.

Чтобы понять, почему Microsoft предрекает смерть привычным приложениям, стоит взглянуть на их суть. На данный момент, это всего лишь формы для ввода данных, статичные приложения и реляционные базы данных для структурированного хранения информации, заставляющие бизнес двигаться по раз и навсегда заданной колее.

Реляционная база данных - это способ организации данных, при котором информация хранится в таблицах, связанных между собой.

Парадокс в том, что эта модель не претерпела фундаментальных изменений со времен разработки первых приложений, невзирая на все технологические революции. Если посмотреть на бизнес-приложение двадцатилетней давности и современное веб-приложение, они окажутся поразительно похожи. Но через десять лет, уверяют эксперты, сходство исчезнет.

Что заменит традиционные приложения и платформы?

На смену им придут агенты с генеративным искусственным интеллектом, которые динамически адаптируются к потребностям пользователя, целеориентированные системы, находящие оптимальный путь вместо следования заранее прописанным шагам, и векторные базы данных, созданные специально для работы с ИИ.

Что получает бизнес от внедрения ИИ?

Сроки перехода к другой модели взаимодействия, заявляемые Microsoft выглядит немного фантастически. В корпорации утверждают, что новые методы будут четко сформулированы в ближайшие полтора года, а массовое внедрение ожидается к 2030 году. Впрочем, подобный оптимизм разделяют далеко не все. Многие управленцы настроены скептически, и считают, что за такое небольшое время не удастся полностью сменить модель работы. В особенности это касается отраслей с крупными капиталовложениями в производство, логистику или строительство. Компании попросту не смогут одномоментно заменить сотрудников, оборудование и процессы на виртуальных агентов.

По мнению некоторых экспертов, Microsoft будет действовать по проверенной схеме, просто сделав агентов очередной платной надстройкой для своего семейства бизнес-приложений Microsoft Dynamics. Пользователям предложат новые подписки, постепенно приучая их к работе с ИИ-агентами и попутно увеличивая средний чек.

Почему ИИ-платформы сложно внедрить?

Фундаментальная проблема внедрения заключается в том, что замена форм и дашбордов на интерфейсы естественного языка это лишь верхушка айсберга. Гораздо сложнее превратить устоявшиеся бизнес-процессы в слаженную систему взаимосвязанных агентов, особенно когда речь идет о крупных клиентах.

Дело в том, что речь идет не о простой замене одних инструментов другими, а о переосмыслении самой сути программного обеспечения. Например, если крупная языковая модель имеет доступ к вашей переписке в Teams и электронной почте, разве она не может по запросу выполнять функции CRM? В мире, где главенствует ИИ, сама концепция коммерческого софта требует пересмотра.

Новая идея затрагивает не только технологии, но и организационную структуру компаний. Вместо узких специалистов появятся универсалы, поддерживаемые экспертными ИИ-агентами. Традиционные разграничения задач между отделами продаж, маркетинга, поддержки клиентов и т.д. исчезнут, и один человек с командой агентов сможет выполнять все эти роли. Само понятие команды трансформируется в группу людей и искусственных агентов, и именно так, по мнению Microsoft, будут выглядеть организации будущего.

Где невозможно применить ИИ-ассистентов?

Современные языковые модели не являются предсказуемыми и последовательными, тогда как бухгалтерия, управление складскими остатками и многие другие бизнес-процессы требуют соблюдения строгих правил, и ожидают, что программное обеспечение будет точно отражать реальное состояние дел. Пока неясно, как ИИ справится с этой проблемой, особенно в областях, где творческий подход может иметь серьезные последствия.

Как обеспечить надежность SaaS-продукта?

Кроме того, в случае повсеместного внедрения ИИ существует огромный риск стагнации бизнеса. Если все функции будут переданы агентам, это может задушить новые идеи, поскольку языковые модели не творят, а лишь обрабатывают данные. Как ни парадоксально, это откроет возможности для компаний, делающих ставку на человеческий креатив, пока их конкуренты, уповающие на ИИ, застрянут в бесконечно повторяющемся цикле.

Действительно ли мы откажемся от таблиц и баз данных в пользу чат-интерфейса, который через цепочки агентов будет обрабатывать данные? Заменят ли ИИ-агенты SaaS приложения или приложения эволюционируют в ИИ-агентов? Ответ еще не определен. Мы движемся к миру, где сам концепт приложения устаревает. На смену закрытым системам может прийти что-то совершенно новое.

Сбудутся ли прогнозы Microsoft?

Видение Microsoft бизнес-платформ использующих искусственный интеллект, представляет собой либо крупнейшую трансформацию корпоративного ПО со времен появления интернета, либо излишне оптимистичный прогноз, недооценивающий инерцию человеческого мышления. Но самое важное, что вопрос уже не в том, изменит ли ИИ бизнес-приложения, а в том, как быстро это произойдет.

Вендору — вендорово. Продукты свежей выплавки в котле клиентских «правочек»

Прогноз о доминировании ИИ-систем к 2030 году может быть излишне оптимистичным, но само направление трансформации бизнес-приложений все равно останется неизменным. Компаниям предстоит выбрать, наблюдать ли за этим со стороны или активно участвовать в процессе.

В мире, где стартапы уже используют ИИ-агентов как полноценных членов команд, ожидание может привести к краху всего бизнеса. Преобразуется ли рынок бизнес-приложений к 2030 или только 2035 году, корпоративный софт станет кардинально иным в любом случае.

И разработчикам решений для бизнеса выгоднее всего будет изменить свои продукты самим, пока это не сделали их конкуренты.

Подробнее на it-world.ru