Фильм «Закусочная на колёсах»
Режиссёр: Саммо Хун
Актёры: Джеки Чан, Юэнь Бяо
Мировая премьера: 17 августа 1984 года
О чём: Два брата-акробата и детектив поневоле пытаются защитить в Испании девушку, которая вдруг стала наследницей огромного состояния.
Цитата: «У меня есть для тебя хорошие новости: кое-кто пришёл сюда, чтобы спасти тебя. Но у меня также есть и плохие новости: этот человек уже пойман».
Рассказывать русскому зрителю о том, как хорош почти любой фильм с Джеки Чаном – всё равно, что убеждать кого-то в очевидном факте. В России прекрасно знают, кто такой Джеки и любят фильмы с его участием. Более того, Джеки один из немногих актёров эпохи видеокассет, которые продолжают сниматься в кино и хорошо выглядят в кадре. И пускай сейчас он обладает благородной сединой, а конкуренция в лице новых азиатских актёров-бойцов выросла, мистер Чан продолжает упорно трудиться, а рейтинги его фильмов обычно выше средней оценки.
Поэтому рассказ о киноленте начну с конца. Если вы любите фильмы с Джеки Чаном и не смотрели кино «Закусочная на колёсах», то рекомендую. Не пожалеете. Оценки от зрителей у этого фильма в районе 7-8 баллов, моя же оценка 7,6 из 10. Отличное развлекательное кино. В принципе, дальше этот обзор можно не продолжать, но, если уж вы хотите прочитать больше, тот вот вам вводные. В фильме «Закусочная на колёсах» много фирменного юмора и фирменных боевых сцен, к которым прикрутили простенький сюжет, дабы оправдать всё происходящее на экране. Но, не смотря на его простоту, сюжетных линий целых две.
Два двоюродных брата-китайца Томас (Джеки Чан) и Дэвид (Юэнь Бяо) работают в Испанской Барселоне, готовя еду на вынос. Отец Дэвида наблюдается в психиатрической клинике, в которой знакомится с женщиной по имени Глория, у которой есть взрослая дочь по имени Сильвия. Парни начинают испытывать к девушке сдержанное сексуальное влечение, но потом выясняют, что она проститутка. А потом выясняют, что она воровка. А потом выясняют, что она наследница огромного состояния графа Лобаса, который некоторое время назад почил в бозе.
Во второй сюжетной линии помощник частного детектива китаец Моби (Саммо Хун) становится детективом, так как его наниматель сбежал от преследовавших его кредиторов. К Моби приходит таинственный сеньор и просит разыскать женщину, которая потерялась 22 года назад. Видите ли, один известный аристократ, в прошлом возжелал свою горничную, результатом чего стала появившаяся на свет дочь. Горничная не хотела больше, чтобы её желали, поэтому сбежала. А патриций, мучимый угрызениями совести, решил найти внебрачную дочь и поделиться с ней своим состоянием.
Понятное дело, что Сильвия и есть та самая неожиданная наследница, которая, не зная о сундуке с золотом, ворует деньги у незадачливых мужчин, прикидываясь проституткой, чтобы платить за лечение своей матери, которая страдает безумием. Но оказывается, что у насильника графа Лобаса есть по-настоящему злобный брат Мандюк Мондейл, который с завещанием не согласен и хочет прикарманить деньги для своей преступной империи. В итоге, честь и защита девушки и становится причиной того, что два сюжета сплетаются в один.
Как бы ни был прост сюжет, а над технической стороной фильма создатели проделали колоссальную работу. Саммо Хун, Джеки Чан и Юэнь Бяо – выпускники Китайской театральной академии, знающие друг друга с детства. Они много работали вместе и сняли аж шесть фильмов, которые выходили в период с 1983 по 1988 год. Новостной портал Screen Rant, в своём рейтинге этих шести фильмов от худшего к лучшему, поставил кино «Закусочная на колёсах» на первое место.
Поскольку к 1984 году парни в родном Гонконге были безумно популярны, и люди их узнавали на улицах, свой следующий фильм Саммо Хун хотел снять в таком месте, где на них не будут бросаться благодарные фанатки и срывать им съёмку. В своих интервью режиссёр также говорил, что это была только одна из причин. Вторая заключалась в том, что вместе с фанатками их постоянно доставала гонконгская полиция, которой не нравилось, что съёмки фильма проходят на улицах. А так как Саммо Хун был главным во всей этой песочнице, то и фокус внимания властей приходился на него.
Тогда то, Хун и принял волевое решение: перевести съёмочную команду в Краснодар в Барселону. Тут плюшек для его команды был целый вагон. И главным бонусом, конечно же, было то, что власти Барселоны разрешали снимать фильм везде. Вступительные титры, например, открывались на фоне Саграда Фамилия – католической церкви. А во второй части фильма главные герои собираются сбросить с неё одного из персонажей. И сцена не была снята в павильоне или на фоне зелёного экрана, никто не изобретал уменьшенную копию церкви. Просто съёмочная бригада поднялась наверх Саграды, включила камеры и начала угрожать одному из них полётом вниз.
Другими известными локациями, которыми пользовалась съёмочная группа, были городская площадь и статуя «Женщина и птица», а также старинный замок Ла-Рока, в котором разместили резиденцию главного гада. А когда снимали погони и трюки на машинах, власти Барселоны перекрывали улицы города.
И от такого сотрудничества хорошо было всем. Барселона тех лет не была привлекательным местом. Её туристическая значимость стремилась к нулю, а в районах и даже в центре города можно было получить по щам от местных банд. Привлекая китайский кинематограф, власти города надеялись, что туризм в регионе выйдет на новый уровень.
Гонконгская же делегация стремилась к экспансии на западные рынки, а потому им было жизненно необходимо продемонстрировать, что они умеют побеждать противников не только в родном городе, но и вообще по всему миру. А поэтому, помимо Барселоны, Саммо Хун заручился поддержкой компании Golden Harvest – гонконгского производителя кино, который также занимался дистрибуцией и прокатом фильмов. «Золотой Жнец» с начала 70-х знал, чем продвигать китайцев на западные рынки. В частности, их активом был Брюс Ли. А следующим их знаковым активом стал, как раз, Джеки Чан.
И, в целом, сотрудничество Барселонских властей, Саммо Хуна и Golden Harvest оказалось плодотворным. Для начала Саммо Хун и Ко отказались от «Харвестовских» павильонов. Ибо они им зачем, если власти Барселоны разрешали снимать фильм везде?
Во-вторых, на главную женскую роль позвали «Мисс Испания 1979 года» Лолу Форнер, которая позже будет играть с Джеки Чаном в фильме «Доспехи Бога». На роль же главных злодеев из США выписали Бенни Уркидеса и Кита Витали – обладателей чёрных поясов по каратэ и мастеров полноконтактного боя. Таким образом, основные бои в фильме, поставленные мастерами единоборств, выглядели впечатляюще. Вплоть до того, что различные источники утверждают, будто бой между Джеки Чаном и Бенни Уркидесом признан лучшей дракой в кинематографе за всё время. Официальной статистики, как и официальных критериев сравнения, нет, но бой достойный. Впоследствии, Бенни и Джеки снова встретятся на одном экране в фильме «Драконы навсегда».
И, в-третьих, Golden Harvest слегка изменила название фильма. Изначально, фильм должен был называться Meals on wheels, то есть, «Закусочная на колёсах». Но два предыдущих фильма «Жнецов», названия которых начиналось на букву «М», это Megaforce и Menage a trios, провалились в прокате, и компания суеверно боялась того, что провалиться и Саммо Хун. А потому они назвали фильм Wheels on meals, что дословно переводится как «Колёсами по закусочной». Впрочем, наши прокатчики молодцы, не растерялись.
Итог получился достойным. В Гонконге фильм стал звездой проката 1984 года. Хорошую кассу он показал на Тайване, в Японии и в Южной Корее. После успеха в Азии его отправили в прокат на запад, в США и Европу, изменив в нём музыкальное сопровождение: азиатские мелодии поменяли на испанскую музыку.
С этого же фильма началось сотрудничество Джеки Чана с компанией Mitsubishi Motors. Логотип MMC пихали практически в каждый кадр. Особенно забавно выглядит попавшая в аварию старушка, которая прямо заявляет, что, если бы у неё была другая машина, она бы погибла.
Саму закусочную, в которой работают братья, сделали на базе Mitsubishi Delica, которая, и по сей день, популярна на Камчатке, в частности, и на всём Дальнем Востоке, в целом. Бытует даже поговорка: «Лучше нету велика, чем Мицубиси Делика».
Спустя время, фильм «Закусочная на колёсах» стал культовым и породил некоторое количество домыслов и ошибок, большая часть которых связана с боем Джеки Чана и Бенни Уркидеса. В различных источниках рецензенты утверждали, что до начала съёмок Уркидес или не знал, кто такой Джеки Чан, или ненавидел его. На самом деле, в своём интервью Бенни сказал, что плохо знал о том, кто такой Джеки Чан, но, тем не менее, он слышал о его существовании. Сам Бенни, и его партнёр по фильму Кит Витали, в интервью говорили, что атмосфера на съёмках фильма была дружественной и им понравилось работать с троицей Чан, Хун и Бяо. Что китайские ребята их поражали своей выносливостью, работоспособностью и отдачей. А Джеки Чан часто разговаривал с Бенни Уркидесом, дабы практиковаться в английском языке.
Также утверждается, что во время боя Бенни всерьёз бил Джеки Чана, чем немало расстраивал последнего. Это объясняли тем, что у Уркидеса большой опыт боёв на ринге и маленький опыт съёмок в кино. Но и тут мимо, поскольку съёмочная команда Саммо Хуна мастера каскадёрских трюков и контактного боя. И Уркидеса с Витали они нанимали не для того, чтобы имитировать контактный бой, а для того, чтобы драться контактно с профессионалами, которые могут контролировать силу удара и поставить в нужный момент правильный блок или вовремя увернуться. Это очень хорошо объяснил Кит Витали в своём интервью к фильму.
Ситуация, как раз, была в другом. Саммо Хун и Джеки Чан восемь или девять дублей снимали, как Джеки несколько раз бьёт по лицу Бенни Уркидеса. И это Бенни надоело, что его постоянно бьют по лицу, ибо даже на ринге среди кучи побед у него где-то затерялась пара поражений. Бенни не тот человек, которого бьют по лицу, он тот человек, который сам бьёт в лицо.
В одной из сцен драки Бенни Уркидес бьёт ногой настолько быстро, что задувает несколько свечей. Различные источники утверждают, что так получилось на самом деле и это не постановочная сцена. Никакого подтверждения или опровержения этой информации нет, но, честно говоря, сцена выглядит постановочной, так как свечи в ней занимают центральное место.
Русская Википедия утверждает, что Бенни Уркидес снялся с Джеки Чаном в трёх фильмах. Третий фильм – это «Меч дракона», 2015 года. Но, на самом деле, в списке актёров Уркидеса нет. В фильме главную роль играет его ученик по Кунг-фу Джон Кьюсак.
В начале фильма, когда герой Джеки Чана развозит еду, катаясь на скейте, трюки исполняет не он сам. Единственный раз в жизни, наверно. Но Вики пишет, что это неизвестный парень из его каскадёрской команды, хотя, на самом деле, это не просто какой-то там ноунейм. Сигэру Исихара не входил в состав каскадёров Джеки Чана, но он профессиональный скейтбордист и координировал все трюки, которые герои исполняли на скейтах.
Со стороны может показаться, что фильм «Закусочная на колёсах», как бы, один из: один из фильмов с Джеки Чаном, один из фильмов про кунг-фу, один из фильмов, снятых троицей Джеки, Саммо, Юэнь и так далее. Но, на самом деле, это кино породило, пусть небольшую, но франшизу.
В Японии этот фильм вышел под невероятно маскулинным названием «Спартанец Икс». Не очень понятно, кто в фильме «Спартанец», а кто «Икс», но что есть, то есть. В Японии же, компания Irem Software Engineering, производитель видеоигр и автоматов пачинко, выпустила аркадную игру в жанре beat’em up, под тем же названием, которая заимствовала финальную сцену фильма. Западные локализаторы тоже не поняли, почему спартанец не в древнегреческом сеттинге, и дали игре более понятное название «Мастера кунг-фу».
В Японии «Спартанец» обзавёлся ещё двумя частями, но адаптировать их во вторых и третьих «Kung-Fu Master» уже не стали. Но сама игра вдохновила на создание всяких Street Fighter, Streets of Rage и прочих Double Dragon, в которые мы играли на приставках Dendy и Sega.
В 1997-98 годах на азиатский рынок выпустили небольшие серии комиксов: «Спартанец Икс: Небесные доспехи», один выпуск которого вышел с кринжовым закосом под Джеймса Бонда «Из России с апокалипсисом».
Таким образом, «Закусочная на колёсах» — это не просто проходной боевичок, не смотря на простенький сюжет. Это вполне себе знаковое отражение эпохи гонконгского кино. Ураганный экшн, трюки, фирменный юмор, достопримечательности Барселоны, профессиональные бойцы, дерущиеся практически в полный контакт, съёмки на натуре. Таким не могут похвастаться большинство современных фильмов, что уж говорить о не Голливудском кино первой половины восьмидесятых годов. В принципе, этот фильм можно рекомендовать к просмотру любому взрослому человеку. Ну а если уж вы любите фильмы с Джеки Чаном и ураганными драками, то запасайтесь закусками и приступайте к просмотру.
И, в целом, смотрите только то, что сами хотите посмотреть.
А если вы хотите послушать подкаст о фильме "Закусочная на колёсах", то милости прошу в Телеграм-канал: https://t.me/Scorpneon