О христианах в Египте я задумалась после посещения двух церквей – в Каире и Шарм-Эль-Шейхе, и восхождения на гору Синай, у подножия которой находится один из древнейших монастырей мира – монастырь Святой Екатерины, о которой писала в этой статье.
Тема истории христианства в разных странах всегда была для меня интересна, а с началом путешествий интерес только усилился. Когда видишь святые места своими глазами, вера перестает быть просто страницей учебника и становится частью живого культурного опыта.
Первое знакомство с коптами
Впервые я услышала о коптах во время экскурсии к пирамидам. Мы посетили Церковь Святой Девы Марии, но тогда информации было немного.
Позднее, во второй поездке в Египет, мне удалось побывать в коптской церкви Ас-Самаиюн в Шарм-Эль-Шейхе. Чтобы лучше понять, кто такие копты, давайте немного углубимся в историю.
Рождение монашества и богословские споры
Египет – страна, где течет Нил, известная своей культурой времен фараонов и эпохи эллинизма, рано приняла христианство и в конце доконстантиновского периода стала в основном христианской.
Христианство начало распространяться в Египте уже в I веке н. э., благодаря деятельности евангелиста Марка. Марк проповедовал о силе и водительстве Святого Духа, о Христе как Господе, Искупителе и Спасителе, призывая людей покаяться, вернуться к живому Богу, поклоняться Ему, повиноваться Ему и оставить неправду, ложных богов, которых они укрывали.
Христианская вера распространилась среди египетской общины, и число верующих стало увеличиваться с каждым днем все больше и больше. Церкви строились в разных частях Египта, особенно в городе Александрия, где жил апостол Марк и была основана богословская школа для преподавания Евангелия и подготовки руководителей новосозданной церкви, а также выделялась древняя библиотека, в которой помимо библейских рукописей хранились ссылки на древние богословские труды. К III веку оно охватило сельские районы вдоль Нила, что стало возможным благодаря переводу Евангелия на коптский язык. Александрийская школа стала центром интеллектуального развития раннего христианства, используя аллегорический метод истолкования Библии.
На рубеже III–IV веков монашество стало важным элементом египетского христианства. После Халкидонского собора (451 г.) произошёл раскол: часть египетских христиан не согласилась с решениями собора о природе Христа.
Халкидонский собор
На Халкидонском соборе было принято «Халкидонское вероопределение»: Христос – это одна Личность (Ипостась). В нём – две природы: божественная и человеческая, «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Эти две природы соединены, но не сливаются и не превращаются в что-то третье. Таким образом, собор отверг как несторианство, так и крайний монофизитизм (одна природа).
Почему копты не согласились?
Египетские христиане (будущие копты) придерживались богословия св. Кирилла Александрийского (ум. 444), который говорил о «единой природе воплощённого Слова». Для них это не означало отрицание человечества Христа, а подчёркивало, что после воплощения мы имеем единое целое: Христос – не «двойной», а один. Но на соборе их формулировку сочли двусмысленной и слишком близкой к монофизитству.
Египтяне восприняли решения Халкидона как навязанную «греческую» (византийскую) богословскую схему. Местные христиане отвергли постановления собора и создали свою традицию – Коптскую православную церковь, которая существует до сих пор и не подчиняется Византии или Риму.
После раскола Коптская церковь сохранила свою самобытность, развивая уникальную богословскую традицию и искусство. Кому интересно- рекомендую почитать более подробно историю коптов в этой статье.
Кто такие копты?
Сегодня копты составляют примерно 10% населения страны (по разным оценкам, от 8 до 15 млн человек). Особенности коптов:
- Копты не носят крестики, а традиционно носят татуировку креста на запястье (особенно мужчины). Это древний обычай, связанный с сохранением идентичности в мусульманском окружении.
- Они пользуются собственным календарём (коптский, или Александрийский) – его начало в 284 г. (год восшествия на престол императора Диоклетиана, известного своими гонениями на христиан).
- Посты: копты постятся около 200 дней в году! Самый длинный пост — Великий (55 дней), но есть ещё посты перед Рождеством, Успением, Петров пост и каждую среду и пятницу.
- Литургия: коптская служба очень древняя, длится 3–4 часа. Читается на коптском и арабском, с большим количеством песнопений и благовоний.
А теперь давайте посмотрим на коптскую церковь в Египте, в которую мне удалось попасть 2 года назад.
Современная коптская церковь в Египте
Коптская церковь Ас-Самаиюн в городе Шарм-Эль-Шейхе, известная тем, что сочетает в себе черты православных, католических и протестантских храмов. Храм возвышается в древнем районе Хай эль Нур, неподалеку от Старого Рынка и был построен в 2010 году на средства прихожан.
Внутреннее убранство коптской церкви в Египте очень яркое и разнообразное: здесь можно встретить и витражи, характерные для католических храмов, и массивные фрески, больше свойственные для православных соборов, и узоры на стенах, характерные только для стран Востока.
Здесь установлены лавочки, на которых можно сидеть во время богослужения, как в католическом храме.
Вообще, конечно, удивительно видеть смешанное убранство коптского храма, но при этом у меня не возникло ни сопротивления, ни непринятия. Я уважаю каждую религию (течение), и для меня это ещё одно направление, которое расширяет моё мировоззрение.
Центральная часть – это большой алтарь, на котором можно увидеть иконы в массивных золотых рамах и фрески в верхней части. Практически всё пространство церкви занимают деревянные скамьи, на которых можно сидеть во время богослужения. Почти все стены, на которых нет икон, расписаны витиеватыми арабскими узорами и украшены массивными бардовыми портьерами.
Интересной особенностью коптской православной церкви является то, что, лишь взглянув на её стены, можно узнать всё об основных событиях, описанных в Библии – если разглядывать фрески на стенах, поворачиваясь по часовой стрелке, за 5-10 минут можно изучить главную книгу христиан.
В церкви разрешено фотографировать, а женщины не обязаны одевать при входе платок и длинную юбку. Это пространство, где соединяются Восток и Запад, древность и современность, а главное – вера, которая сохранилась сквозь века.
Коптская церковь – достопримечательность в центре Старого города, которую стоит посетить для того, чтобы лучше понять, насколько Египет многообразен и необычен!
Если вы собираетесь в Египет, не ограничивайтесь только пирамидами и морем. Найдите время посетить коптскую церковь – это откроет вам новую грань страны и позволит прикоснуться к древней традиции, которая жива и сегодня. А если уже были в коптских церквях в Египте – обязательно делитесь впечатлениями в комментариях!