Найти в Дзене

Фридрих II Гогенштауфен — император, над которым шла путеводная звезда. Часть 4 (От Мельфийской конституции до приговора своему сыну).

Итак, в прошлой части мы рассказали, как император сам решил вопрос Иерусалима без папы, но в итоге ему пришлось вернуться домой, где все же договорился с папой об официальном крестовом походе, взамен с императора сняли отлучение от церкви. https://dzen.ru/a/aJy7oE845DKaMr6d Когда были улажены все проблемы, Фридрих решился написать новые законы, которые стали известны как Мельфийские конституции. Суть в том, что эти законы полностью централизировали власть в Сицилии, не давая крупным феодалам вести войны между собой, отняв у них возможность строительства новых замков, а также возможность судить. В итоге был создан единый королевский суд для всех. А вместо войск феодалов теперь нанимались сарацины. Церкви тоже досталось, ведь ей теперь надо было спрашивать разрешение короля, чтобы приобрести землю. Был еще один примечательный закон, назывался он Салернский эдикт 1231 года. По сути, он делил профессии врача и фармацевта, и они не могли заменить друг друга, притом врач теперь обучался т

Итак, в прошлой части мы рассказали, как император сам решил вопрос Иерусалима без папы, но в итоге ему пришлось вернуться домой, где все же договорился с папой об официальном крестовом походе, взамен с императора сняли отлучение от церкви. https://dzen.ru/a/aJy7oE845DKaMr6d

Когда были улажены все проблемы, Фридрих решился написать новые законы, которые стали известны как Мельфийские конституции. Суть в том, что эти законы полностью централизировали власть в Сицилии, не давая крупным феодалам вести войны между собой, отняв у них возможность строительства новых замков, а также возможность судить. В итоге был создан единый королевский суд для всех. А вместо войск феодалов теперь нанимались сарацины. Церкви тоже досталось, ведь ей теперь надо было спрашивать разрешение короля, чтобы приобрести землю.

Герман Вислиценус: Придворная жизнь Фридриха II в Палермо (фреска в Императорском зале Императорского пфальца Гослар) 1880 год.
Герман Вислиценус: Придворная жизнь Фридриха II в Палермо (фреска в Императорском зале Императорского пфальца Гослар) 1880 год.

Был еще один примечательный закон, назывался он Салернский эдикт 1231 года. По сути, он делил профессии врача и фармацевта, и они не могли заменить друг друга, притом врач теперь обучался только в Салерно 5 лет.

Казалось, что жизнь налаживается, но тут появились новости из Германии. Дело в том, что Фридрих смотрел за делами в Сицилии, а вот в Германии он оставил своего несовершеннолетнего сына Генриха Vll.

Его сына почти никто не воспитывал, так как все занимались междоусобицей, в итоге Генрих вырос довольно порочным человеком, что вылилось его противостояние против знати, но на его сторону стали вольные города, только это не помогло сыну императора, и ему пришлось подписывать «Постановление в пользу князей»: В частности, император отказался от возможности строить крепости и новые населённые пункты на землях, принадлежащих церкви. Он признал, что княжеские суды имеют исключительное право рассматривать дела на территории соответствующих владений, а также разрешил князьям чеканить собственную монету.

Статуя Фридриха II, Ройтлинген
Статуя Фридриха II, Ройтлинген

Кроме того, император подчинил среднее и мелкое дворянство князьям и утвердил ряд мер, направленных против имперских городов. Им запрещалось предоставлять убежище подданным князей, распространять свою юрисдикцию за пределы городских стен. Также городам предписывалось вернуть князьям земли и имущество, которые перешли под их контроль.

Да, как только Фридрих вернулся в Германию, ему пришлось подтвердить этот договор. В итоге вышло, что в Сицилии была централизованная власть, а в Германии подобие конфедерации.

Фридрих был недоволен таким правлением сына, и он вызвал его на встречу, которая состоялась в Чивидале-дель-Фриули, это возле Аквилеи, в апреле 1231 года. Здесь Фридрих попросил своего сына следовать его указам, на что Генрих дал клятву.

Портрет Фридриха II (1840) кисти Филиппа Файта в Кайзерзале, Франкфурт-на-Майне, № 23
Портрет Фридриха II (1840) кисти Филиппа Файта в Кайзерзале, Франкфурт-на-Майне, № 23

Но, ведь его сын был распущенным, не так ли? Едва ли он мог сдержать его слова, и Генрих решил отомстить князям Германии поверх головы отца. А когда Фридрих решил снова его навестить, Генрих не смог ничего придумать, чем просто переманивать всех подряд на свою сторону, таким образом устраивать козни своему отцу. Но тут вмешался папа, который отлучил непослушного Генриха от церкви в июле 1234 года за то, что его сын пошел против инквизитора церкви и в целом выступал против нового крестового похода. Генрих пошел еще дальше и подружился с Ломбардской лигой, которая.противостояла против власти Фридриха на севере Италии. Сын попросил лигу заблокировать альпы, чтобы его отец не добрался до Германии, но Фридрих отправился к сыну без армии.

Но тут снова вышел на сцену магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальц. Он убедил Генриха не строить козни Фридриху. Что вылилось еще в одну встречу между отцом и сыном в июле 1235 года в Вормсе. На встрече Генрих упал ниц перед своим отцом, пока князья не заступились на его сына. Но это не помогло Генриху, ведь Фридрих просто лишил его короны и изолировал, а точнее, просто содержался под домашним арестом в разных частях страны до самой смерти.

Фридрих передал Германию следующему сыну, Конраду IV, которого родила ему Иоланта, королева Иерусалима (она как раз умерла сразу после его рождения). Кстати, титул короля Иерусалима он тоже унаследовал.

Тут же в Вормсе Фридрих женился в третий раз, теперь на Изабелле Английской, которая являлась сестрой короля Англии Генриха III.

-4

А в августе Фридрих собрал в Майнце гофтаг (это нерегулярное собрание, которое созывает король римлян и приглашает по своему выбору князей), где и был объявлен приговор Генриху, сыну императора, а приговор был таков: «В случае, если сын выгоняет отца из его замка или другого владения, причиняет ему ущерб, например, поджигает или грабит, или же выступает против отца, поддерживая его врагов, нанося ущерб его репутации, или же разоряет отца, такой сын должен быть лишён всего: и собственности, и жизни, и движимого имущества, и всего наследства, которое досталось ему от отца и матери. И это лишение должно быть навсегда, чтобы ни судья, ни отец не могли помочь ему».

Тут же был принят Майнцский статут, который обязывал споры решать в суде, а не делать самосуд, также он вводил понятие «доказательство» в судебной практике. А судьи стали отдельными чиновниками, так как князья до этого сами вершили суд.

Позже, осенью, Фридрих приравнял Великого магистра Тевтонского ордена к имперским князьям, таким образом, Тевтонский орден вошел в состав империи.

Ну а далее в декабре в Фульде сгорели дети, в смерти которых обвинили евреев, но тут вмешался Фридрих, но об этом в следующей части.