Для кого статья:
руководители, HR-сотрудники, студенты кафедры "Менеджмент"
Введение
Эффективное управление компанией – это не просто набор навыков, а скорее искусство, требующее глубокого понимания и владения разнообразными методами воздействия на коллектив работников.
Лидер, обладающий широким спектром инструментов управления, способен не только достигать поставленных организационных целей, но и формировать благоприятную рабочую среду, способствующую раскрытию потенциала каждого сотрудника.
Сегодня в условиях непредсказуемости экономики и рыночной конъюнктуры профессиональное применение различных методов управления является определяющим фактором конкурентного преимущества для любой компании.
В настоящей статье я расскажу о понятии и назначении, а также видах методов управления, которыми должен владеть каждый руководитель в интересах компании.
Другие мои статьи для руководителей можно прочитать здесь.
Понятие и назначение методов управления
Методы управления представляют собой совокупность различных техник, приемов и способов воздействия субъекта управления (руководитель компании или собственник бизнеса) на объект управления (компания или подразделение, персонал или сотрудник, система работы или бизнес-процесс, ресурсы и информация, взаимоотношения работников или взаимодействие отделов) для достижения поставленных целей.
Иными словами, это "арсенал" инструментов руководителя, посредством которых обеспечивается функционирование и развитие компании.
Использование методов управления обеспечивает:
📌 более быстрое и качественное достижение целей компании;
📌 рациональное использование различных ресурсов компании;
📌 адекватную мотивацию персонала и высокую степень его вовлечённости в работу и задачи компании;
📌 формирование корпоративной культуры и положительного климата в компании;
📌 способность компании безболезненно приспосабливаться к изменениям рынка, в том числе к поведению конкурентов и потребителей.
Грамотно выбранные методы управления способствуют оптимизации всех важных бизнес-процессов компании, например, таких, как производство, продажи и продвижение продукции, взаимодействие структурных подразделений.
Подробнее про бизнес-процессы можно прочитать здесь.
⚠️ Крайне важно понимать: какого-то одного универсального способа управления не существует. Компетентный и успешный руководитель компании должен обладать навыками выбора и комбинирования различных техник - в зависимости от конкретных задач и условий, имеющихся ресурсов.
А вот выбор неэффективных методов управления (слишком мягких или жёстких, несправедливых и т.п.) может привести к различным сложностям и даже серьезным проблемам, например: снижение эффективности бизнес-процессов, демотивация персонала и увеличение текучести кадров, падение объёмов продаж и сокращение прибыли.
Виды методов управления
Выделяют 3 основных метода управления:
✅ Экономические методы.
Методы основаны на материальных интересах и экономических стимулах субъектов и объектов управления.
Цель данной группы методов - повысить эффективность деятельности компании за счёт рационального использования ресурсов при максимальном учёте интересов её сотрудников.
Экономические методы позволяют объединить интересы компании и её работников посредством различных экономических рычагов.
Примеры экономических методов:
📍Коммерческий (хозяйственный) расчёт - это соизмерение затрат и результатов.
📍Экономический анализ - это анализ и прогнозирование хозяйственной деятельности, оценка эффективности и рентабельности.
📍Ценообразование - это формирование рентабельных и конкурентоспособных цен.
📍Финансовое планирование - это бюджетирование и контроль расходов.
📍Материальное (экономическое) стимулирование - это система оплаты труда, система премирования, участие в прибыли, штрафные санкции, налоговые льготы.
📍Кредитование - это использование заемных средств для увеличения оборотных средств и реализации новых проектов.
✅ Административные методы. Методы основаны на административных механизмах, регламентации деятельности (описании бизнес-процессов), дисциплинарной ответственности. Они определяют организационную структуру компании и правила работы сотрудников.
Примеры административных методов:
📍Административное планирование - это определение планов, направлений развития компании.
📍Организационное регламентирование - реализуется через уставы, положения и регламенты, инструкции и чек-листы.
📍Распорядительные методы - осуществляется через приказы и распоряжения, любые письменные и устные указания.
📍Нормирование - это установление различных нормативов труда и расхода ресурсов.
📍Дисциплинарное воздействие - осуществляется через различные взыскания и контроль исполнения.
✅ Социально-психологические методы.
Методы представляют собой комплекс различных инструментов, направленных на удовлетворение социальных потребностей и психологическое воздействие на сотрудников и отношения внутри коллектива. Они направлены на формирование положительного климата и создание комфортных условий работы для всех работников компании.
Примеры социально-психологических методов:
📍Формирование корпоративной культуры - это развитие общих ценностей, правил поведения (корпоративного этикета), традиций, которые укрепляют командный дух.
Подробнее про корпоративный этикет можно прочитать здесь.
📍Мотивация и стимулирование - это нематериальные формы поощрения, системы признания заслуг, создание условий для карьерного и личностного роста.
Подробнее про мотивацию персонала можно прочитать здесь.
📍Командообразование - это мероприятия, направленные на сплочение коллектива и улучшение взаимодействия.
Подробнее про командообразование можно прочитать здесь.
📍Развитие коммуникаций - это внедрение открытых систем обратной связи, проведение регулярных опросов вовлечённости, развитие горизонтальных связей.
Подробнее про систему обратной связи можно прочитать здесь.
📍Психологическая поддержка - это различные программы адаптации новых сотрудников, коучинг, менторство, консультирование по вопросам морального выгорания и стресса.
Подробнее про адаптацию персонала можно прочитать здесь.
Заключение
В настоящей статье мы рассмотрели понятие и назначение, виды и примеры методов управления.
Методы управления - совокупность различных техник, приемов и способов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей.
Использование методов управления обеспечивает: более быстрое и качественное достижение целей компании, рациональное использование различных ресурсов компании, адекватную мотивацию персонала и высокую степень его вовлечённости в работу и задачи компании, формирование корпоративной культуры и положительного климата в компании, способность компании безболезненно приспосабливаться к изменениям рынка.
К основным видам методов управления относятся: экономические, административные, социально-психологические.
Рекомендую подборки статей:
С уважением и благодарностью к своим читателям,
Азат Хабибуллин
#компания#управление#методы
#руководство#методыуправления
#руководитель#задачи#поручения
#работник#сотрудник#функции
#команда#коллектив#работа
#подразделение#отдел#служба
#регламентирование
#нормирование#планирование
#стимулирование#мотивация
#адаптация#персонал
#система#бизнеспроцесс#процесс
#корпоративнаякультура
#корпоративныйэтикет
#командообразование#тимбилдинг
#предприятие#организация#цели
#классикауправления
#classic_management
#classicmanagement
#азатхабибуллин#казань
#azatkhabibullin#kazan#8