Найти в Дзене

Какие методы управления используют в компаниях

Для кого статья: руководители, HR-сотрудники, студенты кафедры "Менеджмент" Эффективное управление компанией – это не просто набор навыков, а скорее искусство, требующее глубокого понимания и владения разнообразными методами воздействия на коллектив работников. Лидер, обладающий широким спектром инструментов управления, способен не только достигать поставленных организационных целей, но и формировать благоприятную рабочую среду, способствующую раскрытию потенциала каждого сотрудника. Сегодня в условиях непредсказуемости экономики и рыночной конъюнктуры профессиональное применение различных методов управления является определяющим фактором конкурентного преимущества для любой компании. В настоящей статье я расскажу о понятии и назначении, а также видах методов управления, которыми должен владеть каждый руководитель в интересах компании. Другие мои статьи для руководителей можно прочитать здесь. Методы управления представляют собой совокупность различных техник, приемов и способов в
Оглавление

Эффективное управление компанией, ее бизнес-процессами, структурными и штатными единицами – это искусство, требующее глубокого понимания и владения разнообразными методами воздействия на коллектив работников.
Эффективное управление компанией, ее бизнес-процессами, структурными и штатными единицами – это искусство, требующее глубокого понимания и владения разнообразными методами воздействия на коллектив работников.
Для кого статья:
руководители, HR-сотрудники, студенты кафедры "Менеджмент"

Введение

Эффективное управление компанией – это не просто набор навыков, а скорее искусство, требующее глубокого понимания и владения разнообразными методами воздействия на коллектив работников.

Лидер, обладающий широким спектром инструментов управления, способен не только достигать поставленных организационных целей, но и формировать благоприятную рабочую среду, способствующую раскрытию потенциала каждого сотрудника.

Сегодня в условиях непредсказуемости экономики и рыночной конъюнктуры профессиональное применение различных методов управления является определяющим фактором конкурентного преимущества для любой компании.

В настоящей статье я расскажу о понятии и назначении, а также видах методов управления, которыми должен владеть каждый руководитель в интересах компании.

Другие мои статьи для руководителей можно прочитать здесь.

Понятие и назначение методов управления

Один из методов управления, объединяющий работников.
Один из методов управления, объединяющий работников.

Методы управления представляют собой совокупность различных техник, приемов и способов воздействия субъекта управления (руководитель компании или собственник бизнеса) на объект управления (компания или подразделение, персонал или сотрудник, система работы или бизнес-процесс, ресурсы и информация, взаимоотношения работников или взаимодействие отделов) для достижения поставленных целей.

Иными словами, это "арсенал" инструментов руководителя, посредством которых обеспечивается функционирование и развитие компании.

Использование методов управления обеспечивает:

📌 более быстрое и качественное достижение целей компании;

📌 рациональное использование различных ресурсов компании;

📌 адекватную мотивацию персонала и высокую степень его вовлечённости в работу и задачи компании;

📌 формирование корпоративной культуры и положительного климата в компании;

📌 способность компании безболезненно приспосабливаться к изменениям рынка, в том числе к поведению конкурентов и потребителей.

Метод управления, направленный на создание комфортных условий новому сотруднику.
Метод управления, направленный на создание комфортных условий новому сотруднику.

Грамотно выбранные методы управления способствуют оптимизации всех важных бизнес-процессов компании, например, таких, как производство, продажи и продвижение продукции, взаимодействие структурных подразделений.

Подробнее про бизнес-процессы можно прочитать здесь.

⚠️ Крайне важно понимать: какого-то одного универсального способа управления не существует. Компетентный и успешный руководитель компании должен обладать навыками выбора и комбинирования различных техник - в зависимости от конкретных задач и условий, имеющихся ресурсов.

А вот выбор неэффективных методов управления (слишком мягких или жёстких, несправедливых и т.п.) может привести к различным сложностям и даже серьезным проблемам, например: снижение эффективности бизнес-процессов, демотивация персонала и увеличение текучести кадров, падение объёмов продаж и сокращение прибыли.

Виды методов управления

Основные методы управления.
Основные методы управления.

Выделяют 3 основных метода управления:

✅ Экономические методы.

Методы основаны на материальных интересах и экономических стимулах субъектов и объектов управления.

Цель данной группы методов - повысить эффективность деятельности компании за счёт рационального использования ресурсов при максимальном учёте интересов её сотрудников. 

Экономические методы позволяют объединить интересы компании и её работников посредством различных экономических рычагов.

Примеры экономических методов:

📍Коммерческий (хозяйственный) расчёт - это соизмерение затрат и результатов.

📍Экономический анализ - это анализ и прогнозирование хозяйственной деятельности, оценка эффективности и рентабельности.

📍Ценообразование - это формирование рентабельных и конкурентоспособных цен.

📍Финансовое планирование - это бюджетирование и контроль расходов.

📍Материальное (экономическое) стимулирование - это система оплаты труда, система премирования, участие в прибыли, штрафные санкции, налоговые льготы.

📍Кредитование - это использование заемных средств для увеличения оборотных средств и реализации новых проектов.

Нет универсального метода управления. Руководителю необходимо уметь выбирать и комбинировать различными техниками и способами управления.
Нет универсального метода управления. Руководителю необходимо уметь выбирать и комбинировать различными техниками и способами управления.

✅ Административные методы. Методы основаны на административных механизмах, регламентации деятельности (описании бизнес-процессов), дисциплинарной ответственности. Они определяют организационную структуру компании и правила работы сотрудников.

Примеры административных методов:

📍Административное планирование - это определение планов, направлений развития компании.

📍Организационное регламентирование - реализуется через уставы, положения и регламенты, инструкции и чек-листы.

📍Распорядительные методы - осуществляется через приказы и распоряжения, любые письменные и устные указания.

📍Нормирование - это установление различных нормативов труда и расхода ресурсов.

📍Дисциплинарное воздействие - осуществляется через различные взыскания и контроль исполнения.

Выбор социально-психологического метода.
Выбор социально-психологического метода.

✅ Социально-психологические методы.

Методы представляют собой комплекс различных инструментов, направленных на удовлетворение социальных потребностей и психологическое воздействие на сотрудников и отношения внутри коллектива. Они направлены на формирование положительного климата и создание комфортных условий работы для всех работников компании.

Примеры социально-психологических методов:

📍Формирование корпоративной культуры - это развитие общих ценностей, правил поведения (корпоративного этикета), традиций, которые укрепляют командный дух.

Подробнее про корпоративный этикет можно прочитать здесь.

📍Мотивация и стимулирование - это нематериальные формы поощрения, системы признания заслуг, создание условий для карьерного и личностного роста.

Подробнее про мотивацию персонала можно прочитать здесь.

Мотивация персонала также является методом управления.
Мотивация персонала также является методом управления.

📍Командообразование - это мероприятия, направленные на сплочение коллектива и улучшение взаимодействия.

Подробнее про командообразование можно прочитать здесь.

📍Развитие коммуникаций - это внедрение открытых систем обратной связи, проведение регулярных опросов вовлечённости, развитие горизонтальных связей.

Подробнее про систему обратной связи можно прочитать здесь.

📍Психологическая поддержка - это различные программы адаптации новых сотрудников, коучинг, менторство, консультирование по вопросам морального выгорания и стресса.

Подробнее про адаптацию персонала можно прочитать здесь.

Заключение

Методы управления - совокупность различных техник, приемов и способов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей.
Методы управления - совокупность различных техник, приемов и способов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей.

В настоящей статье мы рассмотрели понятие и назначение, виды и примеры методов управления.

Методы управления - совокупность различных техник, приемов и способов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей.

Использование методов управления обеспечивает: более быстрое и качественное достижение целей компании, рациональное использование различных ресурсов компании, адекватную мотивацию персонала и высокую степень его вовлечённости в работу и задачи компании, формирование корпоративной культуры и положительного климата в компании, способность компании безболезненно приспосабливаться к изменениям рынка.

К основным видам методов управления относятся: экономические, административные, социально-психологические.

Рекомендую подборки статей:

Статьи для руководителей | Классика управления | Азат Хабибуллин | Дзен
Статьи для HR-сотрудников | Классика управления | Азат Хабибуллин | Дзен
Важные управленческие системы | Классика управления | Азат Хабибуллин | Дзен
Бизнес-процессы | Классика управления | Азат Хабибуллин | Дзен
Мотивация персонала | Классика управления | Азат Хабибуллин | Дзен
Адаптация персонала | Классика управления | Азат Хабибуллин | Дзен
Командообразование | Классика управления | Азат Хабибуллин | Дзен

С уважением и благодарностью к своим читателям,

Азат Хабибуллин

Классика управления

#компания#управление#методы

#руководство#методыуправления

#руководитель#задачи#поручения

#работник#сотрудник#функции

#команда#коллектив#работа

#подразделение#отдел#служба

#регламентирование

#нормирование#планирование

#стимулирование#мотивация

#адаптация#персонал

#система#бизнеспроцесс#процесс

#корпоративнаякультура

#корпоративныйэтикет

#командообразование#тимбилдинг

#предприятие#организация#цели

#классикауправления

#classic_management

#classicmanagement

#азатхабибуллин#казань

#azatkhabibullin#kazan#8