Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Преемник колумбийского президента Петро хочет «маленькую победоносную войну»

На фоне тяжёлых и кровопролитных конфликтов, терзающих мир, есть и малозаметные, но опасные, возникающие по незначительным поводам, и часто выглядящие карикатурно. Пожалуй, самым нелепым из них является конфликт между Колумбией и Перу из-за островка Чинерия на Амазонке. Островок находится на стыке границ Перу, Колумбии и Бразилии, и является предметом спора между первыми двумя странами. В 2024 г. президент Колумбии Густаво Петро заявил, что остров принадлежит Колумбии, и захвачен Перу (на самом деле очертания острова время от времени меняются из-за речной фрагментации).

Над маленьким клочком земли появлялись колумбийские военные самолёты, а колумбийская полиция высаживалась на остров, угрожая оружием перуанским пограничникам. Перуанские власти арестовали на Чинерии колумбийских геодезистов, прибывших туда без разрешения перуанской стороны.

В начале августа 2025 г. Даниэль Кинтеро, бывший мэр Медельина и потенциальный кандидат в президенты от Исторического пакта «Колумбия может» (т.е. наследник Петро) появился на спорном островке, где поднял флаг Колумбии. «Я ни за что не позволю Перу забрать у нас реку Амазонку... Родина или смерть», - заявил он в видео, опубликованном в социальных сетях.

Даниэль Кинтеро поднимает колумбийский флаг на островке Чинерия
Даниэль Кинтеро поднимает колумбийский флаг на островке Чинерия

Министерство иностранных дел Перу осудило этот акт как провокацию, которая «не способствует историческому гармоничному и мирному сосуществованию» двух стран, и объявило о принятии дипломатических мер. Президент Перу Дина Болуарте посетила остров. «К сожалению, уже несколько дней происходят неприемлемые действия, которые подрывают братские отношения, объединяющие наши народы и приграничные сообщества, - заявила Болуарте. - Суверенитет Перу не подлежит сомнению; район Санта-Роса-де-Лорето является перуанским и останется таковым».

Президент Перу Дина Болуарте осматривает войска во время визита на границу с Колумбией
Президент Перу Дина Болуарте осматривает войска во время визита на границу с Колумбией

Местные власти призвали объявить Кинтеро персоной нон грата, обвинив его в «стремлении спровоцировать войну».

Это напоминает события 1981-82 гг. на Фолклендских островах: тогда группа аргентинских «рабочих» (это были морские пехотинцы в гражданской одежде) подняли флаг Аргентины над спорным островом Южная Георгия. За этим последовало вторжение аргентинской армии на архипелаг, который в Аргентине называют Мальвинским.

Такие страсти вокруг маленького безлюдного островка отчасти связаны с исторической памятью: в 1932-33 г. Перу воевала с Колумбией из-за «трапеции Летисия» – полосы колумбийской территории, через который эта страна имеет выход к Амазонке. «Трапеция» с XIX века была фактически ничейной землёй, которая в результате делимитации границы Колумбии и Перу отошла к первой. Однако в 1932 г. перуанский диктатор Луис Санчес Серро заявил о непризнании договора, и попытался силой вернуть «трапецию» Перу.

Колумбийский артиллерийский расчёт ведёт огонь по перунцам во время войны 1932-33 гг.
Колумбийский артиллерийский расчёт ведёт огонь по перунцам во время войны 1932-33 гг.

Война велась крайне малыми силами из-за очень трудной доступности местности, но в боях обе стороны использовали артиллерию, авиацию и военные корабли. В разгар боёв Серро был убит революционером из левой группировки АПРА, и новый президент Перу Оскар Бенавидес прекратил бессмысленную войну, отдав «трапецию» Колумбии.

Дело это давнее, но, как выяснилось, не забытое.

Стоит вспомнить, что тот конфликт произошёл из-за того, что Перу было разорено Великой депрессией и неумелым правлением диктатора Серро, который, как положено диктаторам, решил исправить дело «маленькой победоносной войной». Которая, к счастью, оказалась маленькой (стороны потеряли убитыми по 60 человек), но победоносной не стала. К слову, аргентинская хунта в 1982-м тоже устроила войну из-за Фолклендов (Мальвин), пытаясь отвлечь внимание аргентинцев от социальных и экономических проблем, а также от обвинений армии в «исчезновении» оппонентов. Та, Фолклендская, война не стала ни маленькой, ни победоносной…

По-видимому, «десантная операция» Даниэля Кинтеро призвана привлечь внимание колумбийцев к энергичному 45-летнему политику. Любому левому политику, связанному с Петро, победить на предстоящих президентских выборах будет крайне сложно: преемник получает в наследство возобновившуюся войну с наркоповстанцами, разгул бандитизма, экономический спад, рекордный рост производства кокаина и социальный кризис. «Маленькая победоносная война» (а Кинтеро намекает именно на неё – «Родина или смерть!») тут может показаться единственным выходом. Тем более, что собственных успехов Кинтеро представить избирателям не может. Он, успевший побывать кандидатом от консерваторов, либералов, «зелёных», и нашедший приют в рядах левого «Исторического пакта» Петро, был неудачным мэром Медельина. Люди из его команды сели за коррупцию, а его самого отстранили от должности за попытку вмешаться в президентские выборы, что закон госслужащим запрещает.

Так что Кинтеро известен только в Медельине, но и там его известность с негативным оттенком. Как же «накачать» эту фигуру до масштабов политика федерального масштаба, достойного возглавить 52-миллионную страну? Лучше всего методом «маленькой победоносной войны». Лучше, конечно, заставить Перу отдать злосчастный островок добровольно (Аргентина, кстати, тоже надеялась, что англичане отдадут Фолкленды без боя), но если они заартачатся…

«Маленькие победоносные войны» почти всегда начинаются ради решения внутренних проблем, и почти всегда заканчиваются с противоположным результатом. Между прочим, колумбийско-перуанская война 1932-33 гг. развязала Перу – и проиграла. Если в 2025-м её начнёт Колумбия, она тоже проиграет.

Хотя до настоящей войны дело вряд ли дойдёт: страны Латинской Америки XXI века лишились прежней воинственности, их экономики сильно зависят от крупных мировых держав, а армии предназначены либо для парадов, либо для подавления внутренних конфликтов (фактически они являются тяжеловооружённой жандармерией). Да и спровоцировать патриотическую волну такого накала, что позволит начать войну, непопулярному правительству Петро не удастся.

Если же пар Кинтеро с его «Родиной или смертью» уйдёт в свисток (а это с большой вероятностью так и будет), на успех на президентских выборах ему рассчитывать нечего. А Петро будет трудно найти другого преемника.

Читайте новости на телеграм-канале "Патагонский казакъ" https://t.me/patagonez