Автокефалия Русской церкви — обретение Русской Церковью с центром в Москве самостоятельности и независимости от Константинопольского патриархата с правом самостоятельного избрания предстоятеля Русской Церкви собором епископов.
Начало автокефалии было положено в 1448 году избранием митрополита Московского и всея Руси (Ионы) русскими архиереями по благословению Константинопольского патриарха Григория III.
В 1589 году московские митрополиты получили патриаршее достоинство и формальное признание автокефалии в пределах Русского царства — от Константинопольского патриарха Иеремии II и остальных Восточных патриархов.
Значение автокефалии соответствовало реальному значению Русской Церкви в православном мире: ныне её Предстоятель считается пятым «по чести» среди других предстоятелей — таким образом, его поминают за богослужением сразу после Патриархов исторически основанных Апостолами Церквей (Иерусалимской, Александрийской, Антиохийской), а также Патриарха Константинопольского.
Причины установления автокефалии Русской церкви
Причины установления автокефалии Русской церкви включают:
- Унию, подписанную в начале 1439 года представителями восточных православных церквей и Римской церкви и утверждённую императором Иоанном VIII Палеологом. Русская митрополия была самой крупной митрополией Константинопольской Церкви, и Византии для заключения унии была необходима её лояльность. Поэтому, чтобы обезопасить себя от неожиданностей, греки постарались максимально отстранить русских от участия в этой антиправославной затее.
- Неприятие Флорентийской унии на Руси. В 1441 году собор русского духовенства не принял унию и сверг её сторонника митрополита Исидора как пособника «латинян». Он был заключён в тюрьму, но через три года бежал.
- Необходимость самостоятельности Русской митрополии. Исторические обстоятельства принуждали Церковь перейти к самостоятельному управлению ради блага Православия.
Вместе с тем русские иерархи до последнего не стремились обрести самостоятельность, так как это означало бы возможность усиления влияния светской власти.
Последствия автокефалии
Укрепление власти и автономии церкви. Она стала самостоятельной и не зависела от назначения Константинопольского патриарха. Это укрепило роль церкви в жизни общества и дало возможность ей автономно решать дела своих приходов и верующих.
Возможность провести ряд внутренних реформ. Духовенство получило возможность самостоятельно решать вопросы внутренней политики, литургических практик и образования священнослужителей.
Социокультурные последствия. Церковь начала активно участвовать в формировании национального самосознания и культуры. Религиозные тексты и богослужения стали проводиться на русском языке. Это укрепило связь между духовенством и народом.
Осложнения в международных отношениях. Особенно с Константинополем, которые восприняли данное решение с недоверием и скептицизмом. Это способствовало изоляции Русской Церкви на некоторое время.