Найти в Дзене

Уникальный деревянный иконостас Успенского собора в Рязанском Кремле

Успенский собор Рязанского Кремля — один из символов города Рязани. Он был построен в период с 1693 по 1699 годы зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым в стиле нарышкинского барокко. Внешние колонны, наличники и дверные проёмы собора богато украшены белокаменной резьбой на основе растительных орнаментов. В Успенском соборе находится уникальный деревянный резной иконостас высотой вместе с венчающим его распятием почти 26 метров. Он сделан из липы. Стволы его колонн вырезаны из единого куска дерева. Узор деревянной резьбы перекликается с белокаменным орнаментом внешней части собора, создавая единый стиль. Этот иконостас — художественный шедевр, не имеющий аналогов. В нём семь основных полных ярусов и один, верхний, — дополнительный, с распятием и рядом икон с изображениями Страстей Господних. С момента создания и до сих пор он сохраняет за собой звание самого высокого в России. Иконостас изготавливала артель резчиков-мастеров Московской Оружейной палаты под руководством Сергея Христофо

Успенский собор Рязанского Кремля — один из символов города Рязани. Он был построен в период с 1693 по 1699 годы зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым в стиле нарышкинского барокко. Внешние колонны, наличники и дверные проёмы собора богато украшены белокаменной резьбой на основе растительных орнаментов.

-2
-3
-4
-5

В Успенском соборе находится уникальный деревянный резной иконостас высотой вместе с венчающим его распятием почти 26 метров. Он сделан из липы. Стволы его колонн вырезаны из единого куска дерева. Узор деревянной резьбы перекликается с белокаменным орнаментом внешней части собора, создавая единый стиль.

Этот иконостас — художественный шедевр, не имеющий аналогов. В нём семь основных полных ярусов и один, верхний, — дополнительный, с распятием и рядом икон с изображениями Страстей Господних. С момента создания и до сих пор он сохраняет за собой звание самого высокого в России.

-6

Иконостас изготавливала артель резчиков-мастеров Московской Оружейной палаты под руководством Сергея Христофорова. По некоторым данным, вся работа до окончательного результата заняла 13 лет. В начале XVIII и в середине XIX веков иконостас покрывали золочением. Сейчас золочение немного сохранилось лишь на отдельных элементах.

-7
-8
-9
-10
-11
-12

Иконы для иконостаса писались Николаем Соломоновым Бургаровым, последователем и учеником Симона Ушакова. Однако позже, в XIX веке, некоторые образы обновлялись и переписывались.

-13
-14
-15
-16
-17

Характеристики всех ярусов перечислены в «Сборнике церковноисторических и статистических сведений о Рязанской епархии»:

«Семь ярусов, четыре больших, по четыре аршина в вышину, и три меньших, не меньше двух аршин, именно:
1. Местный
2. Праздничный
3. Апостольский
4. Праздничный или с изображением событий из Истории лиц Новозаветных
5. Пророческий
6. С изображением деяний Пророков
7. Праотеческий
Иконы в иконостасе Греческого письма, писаны также в конце XVII века, особенно замечательны две местные иконы: Господа Вседержителя и Божией Матери; оне по письму отличаются от прочих икон иконостаса».

Всего в иконостасе 155 икон. Успенский собор и иконостас дошли до наших дней практически в первозданном виде.

-18

Интересные факты:

  • Успенский собор — летний и открыт для посещения и богослужений только в тёплое время года.
  • По информации сайта Рязанской Епархии, богослужения в Успенском соборе производятся ежедневно (в летний период)
  • Реставрация иконостаса проводилась к 900-летию Рязани, которое отмечалось в начале сентября 1995 года.

Русские государи, посещавшие Успенский собор:

  • Государь Император Александр I — 30 мая 1819 г., 20 июля 1820 г., 24 августа 1824 г.
  • Государь Император Николай I — 19 сентября 1832 г., 12 сентября 1836 г.
  • Государь Император Александр II, будучи Цесаревичем — 16 августа 1837 г.
  • Государь Император Николай II — 8 мая 1904 г., 8 декабря 1914 г.