Найти в Дзене

В гостях у монгольских кочевников. Как мы побывали в юрте и познакомилсь с бытом монгольской семьи

Во время нашего путешествия на автомобилях по Монголии, ночевали мы, исключительно в палатках. Исключением были лишь два дня в Улан-Баторе, где мы снимали квартиру. А так, как и положено путешественикам перемещающимся по степям и пустыням, свой домик возили с собой и ставили его там, где застала нас ночь. Итак, свернули мы с трассы годе то между Баянхонгором и Арвайхээром, и заночевали на зеленых холмах, недалеко от какого-то озера (ни на одной карте не нашли его названия), застав красивый закат и восход крупной луны. Место было тихое, спокойное, лишь где-то вдали скользили огоньки фар автомобилей движущихся по трассе в нескольких километрах от нас. А утром, когда мы неторопливо завтракали и сворачивали лагерь, к нам приехал гость - монгол на мотоцикле. Молодой довольно человек, лет 30, не больше. Сказал по-русски: «Здравствуйте». Но на этом его познания великого и могучего закончились. Но он улыбался, жестами он показывал пить и говорил слово «хорс». Решили, что он зазывает кумыс ку

Во время нашего путешествия на автомобилях по Монголии, ночевали мы, исключительно в палатках. Исключением были лишь два дня в Улан-Баторе, где мы снимали квартиру. А так, как и положено путешественикам перемещающимся по степям и пустыням, свой домик возили с собой и ставили его там, где застала нас ночь.

Итак, свернули мы с трассы годе то между Баянхонгором и Арвайхээром, и заночевали на зеленых холмах, недалеко от какого-то озера (ни на одной карте не нашли его названия), застав красивый закат и восход крупной луны.

Закат над монгольской степью
Закат над монгольской степью

Место было тихое, спокойное, лишь где-то вдали скользили огоньки фар автомобилей движущихся по трассе в нескольких километрах от нас.

То самое безымянное озеро
То самое безымянное озеро

А утром, когда мы неторопливо завтракали и сворачивали лагерь, к нам приехал гость - монгол на мотоцикле. Молодой довольно человек, лет 30, не больше. Сказал по-русски: «Здравствуйте». Но на этом его познания великого и могучего закончились. Но он улыбался, жестами он показывал пить и говорил слово «хорс». Решили, что он зазывает кумыс купить. Настоящий кумыс попробовать, конечно, хотелось.

Кстати, монголы слово кумыс не используют. Скажешь кумыс - не поймут. По монгольски этот напиток называется айраг.

Так как наш посетитель был на мотоцикле, то решили одного засланца с ним отправить за кумысом. А тот жестами и с помощью Лёшиного гугл- переводчика (благо в этом месте был мобильный интеренет) разъяснил, что монгол говорит нам всем вместе к нему ехать, мол его юрта в 7 километрах, поехали все вместе! Причем переводчик выдавал иногда странные фразы, типа: три корабля отправляются из одной гавани :)).

Но у нас ещё палатки не были собраны, так что сказали ему, что час ещё собираться будем. Но куда именно ехать? В зеленой степи, то тут, то там, ближе и дальше, белели юрты. Монгол махнул рукой, типа туда, по направлению к посёлку Гучин Ус… Нас это мало удовлетворило. Но после ещё помучили переводчик, молодой человек нас понял и … скинул геопозицию своей юрты! Во, прогресс и тут делает свое дело!

Потом познакомились. Монгол представился как Мухо Тхон (простите меня, монголы, мы не знаем ваших имён, не знаем, как пишется, записал, как слышится). Потом он сказал, что его семья будет нас ждать и уехал.

В степи одиноких юрт было множество, к ним вели колеи дорог.

-3

Но по координатам мы четко выехали на две юрты и увидели Мухон Тхона: он стоял со своими родственниками и приветливо махал нам рукой. Первым делом, гостеприимный хозяин успокоил и привязал двух здоровенных собак, которые помогают пасти стадо. Потом было знакомство с его монгольской семьёй: Мухон Тхон, его родители, жена, три сына, ещё двое взрослых.

Мы обратили внимание, что рядом с каждой юртой были вкопаны столбы, на которых стояли панели солнечных батарей.

-4

Так рядом с юртой стояла и «тарелка» спутникового телевидения; чуть поодаль был припаркован традиционный белый Приус. На одной из юрт, стоял плоский ящик, в котором сушился сыр.

Сушится сыр
Сушится сыр

Пригласили нас в юрту. Заходили мы осторожно: читали, что нельзя наступать на порог – плохая примета. Зайдя увидели простой быт кочевников: печь, которую топят кизяком (рядом ящик для «топлива»), три кровати, на расписном комоде плоский телевизор, где показывали гонки лошадей.

В монгольской юрте
В монгольской юрте

Рядом преобразователь солнечной энергии с надписью Solar и холодильник. Был ещё один комод и шкаф, на котором сушились грибы, типа шампиньонов. Вот и вся обстановка.

На почетном месте, напротив двери, на кровати лежал старик. Он не вставал, ничего не говорил, но шевелился. Видимо это был отец нашего знакомого. Нас вчетвером усадили на одну кровать справа от входа, сами сели, напротив. Все улыбаются…

-7

Сначала было трудно общаться, по-русски они не говорили (ну, может знали пару слов), потом за нами повторяли "молоко", "спасибо". По-английски Мухо Тхон знал слов двадцать. Нам помогал Гугл переводчик и язык жестов. Потом немного расслабились, и они стали нас фотографировать, и мы их. Затем началось угощение. Вначале монголы нас угощали кумысом в пиале по кругу, потом принесли йогурт, молоко кобылье, сыр, творог, похожий на пенки с молока, чай монгольский из термоса, с молоком, но не солёный, без сахара.

-8

-9

Было предложение и мясо приготовить для угощения, но тут уже мы отказались. Во-первых, неудобно «объедать» гостеприимных хозяев, во-вторых у нас было не так уж и много времени, нам ещё по плану сегодня надо было далеко уехать, должны были добраться до Гурвантэса.

В ходе общения удалось выяснить, что в юрте семья живет примерно с мая по сентябрь. В зимнее время проживают в посёлке. Юрту можно за день собрать и перевезти на новое место, если кормовая база для скотины закончится. Ещё моя супруга обратила внимание, что у младшего сына стрижка и длинная косичка, жестами спросила где такая же у старшего - видимо, у старших косу стригут.

Потом нас пригласили на лошадей посмотреть и покатали на лошадке по очереди.

-10

Лошадки у них были без навеса, на солнцепёке. 5-6 жеребят были привязаны к верёвке и табун из 15-20 лошадей не отходил от них. Некоторые лошади были стреножены.

Табун лошадей
Табун лошадей

Мухо Тхон на коне изобразил нам поимку жеребёнка верхом на лошади, при помощи палки с петлёй. Потом Алексей изображал Дон Кихота на этой лошади с этой же палкой.

-12

Когда пришли нас провожать к машине, мы предложили Мухону денег в благодарность, но он категорически отказался, сказал, что ему приятно показать нам как живут монголы. Такой у них обычай, а гости в дом - это к удаче! Мы выдали им несколько упаковок галет, горсть конфет и мелкие русские деньги как сувениры. И тут нам удалось удивить монголов: наши друзья, Лёша с Юлей, открыли багажник своего Паджерика, а там лежит их собака-боксёр Юся! На матрасике с подушкой, с игрушкой, мячиком, доброжелательная такая и общительная. У детей был восторг! Их пёс-охранник, по-моему, мастиф, рабочий серьёзный зверь, его придерживали от нас подальше. А тут такой пёсик компанейский, им не привычный! Мы сделали групповые фото на наш и их телефон и расстались, довольные друг другом.

-13

Необычный и приятный опыт. А дальше мы поехали в район посёлка Гучин Ус, искать петроглифы Палу.

Петроглифов нашли много: и олени, и бараны, и охотники явно мужеского пола.

Петроглифы Палу
Петроглифы Палу

Петроглифы Палу
Петроглифы Палу
Петроглифы Палу
Петроглифы Палу

Девиц монгольских не видели. Видели барана с супер закрученными рогами-улиткой. Место очень понравилось, и здорово, что оно явно не изобилует туристами. Дорога к камням не явная.

-17

Ей если и пользуются, то только изредка местные жители - до посёлка Гучин Ус около 20 км по степи. А рядом с наскальными рисунками каменные ограждения - загон для лошадей. И там же выбеленный временем череп лошади.

Так что день у нас выдался насыщенный на впечатления. Однако до Гурвантэса мы так и не доехали почти 100 километров, заночевали в пустыне, не небольшом оазисе из саксаулов.

Ночевка в оазисе
Ночевка в оазисе

Вечер был «теплый» + 30 градусов почти в полночь. Но у нас собой было холодное китайское пиво в холодильнике, прикупленное в «сельпо» в Гучин Ус.

Ещё статьи про наше путешествие по Монголии:

  • Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!