В России предложили ввести страховку для пользователей электросамокатов, похожую на ОСАГО для автомобилистов. Идею озвучил депутат Госдумы Ярослав Нилов. По его мнению, полис поможет справиться с ростом аварий с самокатами: в 2024 году их было почти 4,5 тысячи, погибли 54 человека.
Эпидемия аварий: почему СИМ стали проблемой
Электросамокаты — удобный и быстрый способ передвижения по городу. Но с их популярностью растет и количество аварий. По данным МВД, в 2024 году их было на 43% больше, чем годом ранее, и на 25% выросло число погибших. Чаще всего в аварии попадают арендованные самокаты от кикшеринговых сервисов, таких как Whoosh или «Яндекс Go», а также курьеры служб доставки.
Главная проблема — отсутствие страховки. Если самокатчик сбивает пешехода или портит чужую машину, пострадавшие редко получают компенсацию. Кикшеринговые компании включают в аренду базовую страховку, но она обычно покрывает минимум. А для личных самокатов или тех, что используют курьеры, страховки вообще нет.
«Пострадавшие остаются без защиты, а виновники часто не могут ничего возместить», —объясняет Нилов.
Что предлагает Госдума?
Нилов хочет ввести добровольную страховку, которая будет работать как ОСАГО. Она должна включать защиту жизни и здоровья самого самокатчика, а также компенсации за ущерб здоровью других людей, их имуществу или городской инфраструктуре в случае аварии. Идея в том, чтобы пострадавшие могли быстро получить выплаты, а не бегать по судам. В будущем такую страховку могут сделать обязательной, особенно для курьеров, которые работают на самокатах.
Почему это может не сработать
Автоэксперт Евгений Ладушкин считает, что одной страховки мало.
«Самокаты не регистрируют, у них нет номеров, и камеры не могут их оштрафовать за нарушение. Как найти виновника, если он уехал?» — задается вопросом эксперт.
По его словам, добровольная страховка увеличит расходы, а для многих самокат — это сезонный транспорт, и тратиться на полис мало кто захочет. Сейчас любой человек может застраховать свою жизнь или здоровье, но это не решает проблему аварий. Если самокатчик виноват в ДТП, он должен платить за ремонт из своего кармана, но часто у виновников, особенно курьеров, нет ни денег, ни имущества. А без регистрации самокатов и строгого контроля за соблюдением ПДД страховка не даст нужного эффекта.
Что еще можно сделать
Эксперты предлагают комплексный подход вместо простого введения страховки. Например, Ладушкин считает, что кикшеринговые компании должны нести дополнительную ответственность за допуск к управлению неподготовленных водителей или детей.
«Именно кикшеринговая компания должна проверять, кто садится за руль», — отмечает он.
Кроме того, обсуждаются другие меры: введение возрастных ограничений (с 16 лет), обязательная регистрация СИМ, а также специальные дорожные знаки для регулирования движения электросамокатов.
В Совете Федерации ранее предлагали ввести обязательное страхование, но идея не получила развития из-за сложностей с администрированием. Введение аналога ОСАГО могло бы стать шагом вперед, но без системы учета и штрафов за нарушения ПДД его эффективность будет ограниченной.
«Страховка — это хорошо, но без номеров и камер, фиксирующих нарушения, она не решит проблему безответственного вождения», — резюмирует Ладушкин.