Найти в Дзене

Александр Птушко — новатор мультипликации и создатель волшебных миров

Здравствуйте, дорогие читатели! В данной статье речь пойдет о человеке, который стоял у истоков советской мультипликации и создал целый ряд новаторских фильмов, которые до сих пор восхищают зрителей. Начав с работы мультипликатора и конструктора кукол, Александр Птушко совершил настоящий прорыв в кинематографе, создавая волшебные миры, полные приключений и чудес. Александр Птушко начал свой путь в искусстве с мультипликации, проявив талант как художник и конструктор кукол. Широкая известность пришла к нему с созданием полнометражного мультфильма «Новый Гулливер» (1935), который стал новаторской работой и, по сути, первым в мире фильмом, где была применена технология объёмной мультипликации. Особенностью картины было сочетание в кадре живого актера и кукольных персонажей, что стало настоящим прорывом для мультипликации того времени. Съемки таких сцен требовали кропотливой работы, ведь каждый кадр создавался как в обычном кукольном фильме. А актеру приходилось надолго замирать, чтобы не

Здравствуйте, дорогие читатели! В данной статье речь пойдет о человеке, который стоял у истоков советской мультипликации и создал целый ряд новаторских фильмов, которые до сих пор восхищают зрителей. Начав с работы мультипликатора и конструктора кукол, Александр Птушко совершил настоящий прорыв в кинематографе, создавая волшебные миры, полные приключений и чудес.

Александр Лукич Птушко (1900–1973)
Александр Лукич Птушко (1900–1973)

Александр Птушко начал свой путь в искусстве с мультипликации, проявив талант как художник и конструктор кукол. Широкая известность пришла к нему с созданием полнометражного мультфильма «Новый Гулливер» (1935), который стал новаторской работой и, по сути, первым в мире фильмом, где была применена технология объёмной мультипликации.

Кадр из к/ф «Новый Гулливер»
Кадр из к/ф «Новый Гулливер»

Особенностью картины было сочетание в кадре живого актера и кукольных персонажей, что стало настоящим прорывом для мультипликации того времени. Съемки таких сцен требовали кропотливой работы, ведь каждый кадр создавался как в обычном кукольном фильме. А актеру приходилось надолго замирать, чтобы не нарушить иллюзию движения кукол. Огромную популярность приобрела и песня «Моя лилипуточка», в которой чувствовалось влияние творчества Александра Вертинского.

Фильм был тепло встречен как советскими, так и зарубежными зрителями.

В 1939 году Птушко представил ещё одну полнометражную мультипликационную ленту — «Золотой ключик», созданную по мотивам известной сказки А. Н. Толстого, который лично участвовал в написании сценария.

Кадр из к/ф «Золотой ключик»
Кадр из к/ф «Золотой ключик»

Параллельно с работой в кино, Птушко занимался преподавательской деятельностью: с 1932 по 1949 год он был профессором и заведующим кафедрой художественного факультета во ВГИКе.

В годы Великой Отечественной войны Александр Лукич вместе с семьей эвакуировался в Алма-Ату. Там он трудился на Центральной объединенной киностудии художественных фильмов, где руководил созданием трюковых и комбинированных кадров. Чтобы прокормить семью, ему приходилось заниматься и ручным трудом — шить обувь и вышивать знамена. К сожалению, все ученики Александра Птушко погибли на фронте.

С 1944 по 1946 год он занимал должность директора киностудии «Союзмультфильм», написав в этот период несколько научно-популярных книг, посвященных техникам мультипликации, трюковым и комбинированным съемкам.

После ошеломительного успеха «Нового Гулливера» Александр Птушко не остановился на достигнутом, продолжая экспериментировать и осваивать новые горизонты в кинематографе. Его многогранный талант нашел применение в самых разных областях: он создавал сценарии, разрабатывал конструкции кукол и механизмов, руководил комбинированными съемками. Однако главным делом его жизни оставалось создание удивительных, волшебных миров на экране.

После окончания войны Птушко постепенно отошёл от мультипликации и сосредоточился на игровом кино, занимаясь экранизацией русских былин, народных сказок и произведений классической литературы.

Кадр из к/ф «Алые паруса», 1961
Кадр из к/ф «Алые паруса», 1961

В 1967 году, после выхода на экраны «Сказки о царе Салтане», Уолт Дисней, восхищенный работой советского режиссера, предложил ему сотрудничество, пригласив приехать в США и пообещав предоставить любую студию. Но Птушко ответил отказом, заявив, что его «съемочная площадка — Россия».

Фото со съемок к/ф «Сказка о царе Салтане», 1966
Фото со съемок к/ф «Сказка о царе Салтане», 1966

Иван Пырьев, возглавлявший «Мосфильм», давно мечтал экранизировать повесть «Вий» Н. В. Гоголя, но из-за плотного графика не смог лично заняться проектом, поручив его выпускникам Высших режиссерских курсов — Георгию Кропачеву и Константину Ершову. Съемочная группа отправилась в Ивано-Франковскую область, однако результат съемок не удовлетворил руководство Мосфильма. Фильму не хватало той особой атмосферы сказки и мистики, которая была присуща гоголевской повести. Тогда к работе над «Вием» был привлечен Александр Птушко, к тому времени уже прославленный своими киносказками.

Фото со съемок к/ф «Вий»
Фото со съемок к/ф «Вий»

Под его руководством была пересмотрена общая концепция фильма, изменены образы «нечистой силы», что в итоге и позволило создать культовую картину, которую мы до сих пор очень ценим.

Фото со съемок к/ф «Вий»
Фото со съемок к/ф «Вий»

Александр Птушко оставил после себя огромное наследие. Его новаторские методы, талант и преданность своему делу сделали его одним из самых значимых фигур в истории советского кинематографа. Он создал волшебные миры, которые до сих пор живут в сердцах зрителей, доказывая, что настоящая сказка не имеет срока годности.

Спасибо за внимание дорогие друзья! Будем рады снова видеть вас на своем канале!