Что нужно фильму-катастрофе для оглушительного успеха? Наверное, звёздный состав, бюджет в сотни миллионов долларов и спецэффекты, от которых захватывает дух. Логично. Но что, если всё это есть, а фильм всё равно проваливается в прокате? Зрители не идут в кино, критики пишут разгромные рецензии, а студия подсчитывает убытки.
Означает ли кассовый провал, что фильм плох? Совсем не обязательно. Иногда за финансовой неудачей скрывается кино, которое просто опередило своё время, оказалось слишком смелым или просто вышло в неудачный момент. Давайте посмотрим на несколько таких примеров - фильмов-катастроф, которые "утонули" в прокате, но сегодня смотрятся на удивление хорошо.
Подводная лодка, которая не всплыла
Начнём с "К-19". На бумаге у этого фильма было всё: режиссёр Кэтрин Бигелоу, звёзды первой величины Харрисон Форд и Лиам Нисон, да и история основана на реальных событиях. Сюжет рассказывает о катастрофе на борту советской атомной подводной лодки. Казалось бы, что могло пойти не так? А вот что: при бюджете в 100 миллионов долларов фильм собрал в мировом прокате всего 65 миллионов. Катастрофа, но уже финансовая.
Так в чём же дело? Возможно, зрители в 2002 году ждали от жанра другого. "К-19" - это не про гигантские волны или падающие метеориты - это клаустрофобный триллер о людях, запертых в стальной коробке под водой. Весь ужас здесь психологический, он нагнетается тиканьем счётчика Гейгера и напряжёнными взглядами команды. Фильм делает ставку не на визуальный размах, а на человеческую драму и саспенс. И сегодня, когда спецэффектами уже никого не удивить, такая честная и напряжённая история воспринимается сильнее.
Путешествие к центру Земли (и кассовому провалу)
А вот "Земное ядро" - полная противоположность. Здесь с абсурдностью и размахом всё в порядке. Ядро планеты перестало вращаться, и команда учёных на специальном корабле отправляется в центр Земли, чтобы... запустить его с помощью ядерных бомб. Звучит безумно? Так и есть. Критики разнесли фильм за антинаучность, а зрители, видимо, им поверили. Фильм едва-едва отбил в ноль свой 85-миллионный бюджет.
Но давайте честно: кто смотрит такое кино ради научной точности? "Земное ядро" - это чистый эскапизм, весёлый и зрелищный аттракцион. Зато взамен мы получаем увлекательное приключение с яркими персонажами и отличными (даже для 2003 года) визуальными эффектами. Если вы готовы отключить внутреннего скептика, то получите массу удовольствия.
Новый "Посейдон": зрелище есть, денег нет
Когда за ремейк классического "Приключения "Посейдона"" взялся Вольфганг Петерсен, режиссёр "Идеального шторма", ожидания были высокими. И он не подвёл в главном - в зрелищности. История о выживании на перевернувшемся круизном лайнере в его исполнении выглядит невероятно. Сцены с затоплением коридоров, взрывы, падающие обломки - всё это снято с таким реализмом, что физически ощущаешь холод воды и панику героев.
Почему же "Посейдон" провалился? При гигантском бюджете в 160 миллионов долларов он не смог окупиться в домашнем американском прокате. Основная претензия критиков и зрителей - слабый сценарий и плоские персонажи, за которых сложно переживать. И это правда. Но если воспринимать "Посейдон" не как драму, а как визуальный аттракцион, всё встаёт на свои места - один из самых технически совершенных фильмов-катастроф.
Ограбление под ураганным ветром
Идея скрестить фильм-ограбление с фильмом-катастрофой кажется... странной. Но именно это сделали авторы "Ограбления в ураган". Сюжет: группа грабителей планирует выкрасть 600 миллионов долларов из хранилища казначейства США как раз в тот момент, когда на город надвигается ураган 5-й категории. Это настолько надуманно, что могло либо стать гениальным ходом, либо полным провалом. Случилось второе. Фильм собрал 32 миллиона при бюджете в 35.
И всё же в этом безумии есть своя прелесть. "Ограбление в ураган" - это как если бы серия "Форсажа" встретилась с фильмом "Смерч". Логика здесь отдыхает, зато экшен не останавливается ни на минуту. Герои гоняются на броневиках, отстреливаются от плохих парней и одновременно пытаются не улететь в гигантскую воронку. Это чистое, незамутнённое, адреналиновое развлечение категории "Б" с бюджетом блокбастера.
Забытый триллер с Морганом Фрименом
Ещё один гибрид жанров из прошлого - "Ливень" 1998 года. Снова ограбление, но на этот раз во время сильнейшего наводнения. Инкассаторский броневик с тремя миллионами долларов застревает в затопленном городе, и на него открывает охоту банда под предводительством Моргана Фримена. Компанию ему составляют Кристиан Слейтер и Рэнди Куэйд. Состав отличный, идея рабочая. Но фильм прошёл почти незамеченным и принёс студии убытки.
А зря, ведь "Ливень" - это крепко сбитый, напряжённый триллер, который отлично использует стихию как полноценного участника событий. Вода здесь не просто фон, а постоянная угроза, которая меняет правила игры. Она ограничивает передвижение, создаёт новые препятствия и заставляет героев импровизировать. Получился очень атмосферный и недооценённый боевик, который точно заслуживает внимания.
Пророчество Николаса Кейджа
"Знамение" с Николасом Кейджем - случай особый. Фильм стартовал неплохо, но разделил аудиторию пополам, особенно своим финалом. Кейдж играет профессора, который находит детский рисунок с цифрами, оказывающимися предсказаниями всех крупных катастроф за последние 50 лет. И, что хуже, там есть даты будущих трагедий.
Многих оттолкнул резкий поворот сюжета в последней трети, уводящий фильм от триллера к чему-то совершенно иному. Но даже если финал вам не понравится, "Знамение" стоит посмотреть ради сцен самих катастроф. Особенно эпизод с падением самолёта, снятый одним длинным, непрерывным планом. Это одна из самых жутких и реалистичных сцен авиакатастроф в истории кино. Режиссёр Алекс Пройас создаёт напряжение и показывает ужас трагедии без лишнего пафоса. Только ради этого фильм уже достоин просмотра.
Когда твой враг - погода (и плохие отзывы)
Джерард Батлер спас немало президентов, но не смог спасти от кассового провала "Геошторм". Концепция снова на грани фантастики: человечество создало систему спутников "Голландец" для контроля над погодой. Естественно, система выходит из-под контроля и начинает устраивать на Земле погодный апокалипсис. Критики фильм уничтожили, назвав его глупым и вторичным. Сборы в 221 миллион при бюджете в 120 - это провал по меркам Голливуда.
Но в этом и есть его сила. "Геошторм" - это большой, громкий и весёлый привет из 90-х. Он не пытается казаться умнее, чем есть. Он просто хочет развлекать зрителя градом размером с автобус в Токио, гигантскими цунами в Дубае и тотальным замерзанием Рио-де-Жанейро. Если вы соскучились по беззаботным блокбастерам в духе Роланда Эммериха, "Геошторм" - ваш идеальный кандидат на вечер.
Луна атакует! (кассу и здравый смысл)
И говоря о Роланде Эммерихе, нельзя не упомянуть его "Падение Луны". Это, возможно, самый "эммериховский" фильм из всех. Луна по неизвестной причине сходит с орбиты и вот-вот врежется в Землю. Дальше - больше: оказывается, Луна - это искусственный объект, построенный инопланетянами. Фильм стал одним из крупнейших кассовых провалов последних лет, потеряв более 100 миллионов долларов.
Почему стоит его смотреть? Потому что это апофеоз абсурда и гигантомании. Эммерих берёт все свои любимые приёмы и выкручивает их на максимум. Здесь есть и теории заговора, и разрушение всего и вся, и горстка героев, спасающих человечество. Это настолько за гранью добра и зла, что вызывает не раздражение, а искренний смех и восхищение смелостью режиссёра. "Падение Луны" - это памятник эпохе, когда кино могло быть просто невероятно масштабным и абсолютно бессмысленным.
На этом у меня сегодня все! Если вы дочитали до этого момента - мое вам искреннее уважение! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь подписываться и нажимать на кнопки под постом!
И до встречи в следующем выпуске!