Найти в Дзене

Ту-154: создание

В начале 1960-х гг. ОКБ Туполева приступило к работе по замещению Ту-104, Ан-10 и Ил-18 единым самолетом, советским аналогом создававшегося тогда "Боинг-727". Самолет создавался с заделом на 15 - 20 лет, в отличие от своего предшественника Ту-104 новая машина не имела бомбардировочного прошлого. Оптимальным обликом будущего Ту-154 занимался Егер. Первые работы по самолеты начались в 1963 г. и базировались на Ту-104 с новой хвостовой частью под три двигателя НК-8, фюзеляж и крыло оставалось от предшественника - проект Ту-104Д. В 1964 г. был подготовлен проект самолета уже получивший обозначение Ту-154. Диаметр фюзеляжа был 3,8 м и рассчитывался на 109 пассажиров в двухклассной компоновке и на 141 место в эконом варианте. Пассажирскую кабину делила на два салона центральная кухня. В хвосте могли также поставить четыре двигателя Д-20П-125М, а не три НК-8. К середине 1965 г. сложился облик среднемагистрального самолета рассчитанного на транспортировку 16 - 18 тонн коммерческой нагрузки на
Опытный Ту-154
Опытный Ту-154

В начале 1960-х гг. ОКБ Туполева приступило к работе по замещению Ту-104, Ан-10 и Ил-18 единым самолетом, советским аналогом создававшегося тогда "Боинг-727".

Самолет создавался с заделом на 15 - 20 лет, в отличие от своего предшественника Ту-104 новая машина не имела бомбардировочного прошлого.

Оптимальным обликом будущего Ту-154 занимался Егер. Первые работы по самолеты начались в 1963 г. и базировались на Ту-104 с новой хвостовой частью под три двигателя НК-8, фюзеляж и крыло оставалось от предшественника - проект Ту-104Д.

В 1964 г. был подготовлен проект самолета уже получивший обозначение Ту-154. Диаметр фюзеляжа был 3,8 м и рассчитывался на 109 пассажиров в двухклассной компоновке и на 141 место в эконом варианте.

Пассажирскую кабину делила на два салона центральная кухня.

В хвосте могли также поставить четыре двигателя Д-20П-125М, а не три НК-8.

К середине 1965 г. сложился облик среднемагистрального самолета рассчитанного на транспортировку 16 - 18 тонн коммерческой нагрузки на 2 850 - 4 000 км с крейсерской скоростью 900 км/ч, 5 800 кг коммерческой нагрузки на 5 800 - 7 000 км с крейсерской скоростью 850 км/ч, он должен был эксплуатироваться на аэродромах 2-го класса.

25 августа 1965 г. выходит Постановление Совета Министров СССР, по которому ОКБ Туполева поручили спроектировать и построить среднемагистральный пассажирский самолет Ту-154 с тремя двигателями НК-8-2 с взлетной тягой 9 500 кг каждый.

Хотя на создававшемся "Боинге 737" было два двигателя под крыльями каждый 6,4 тонн сил, а у СССР уже был НК-8 тягой 9,5 тонн сил.

Альтернативный вариант от ОКБ Ильюшина тоже копировал "Боинг 727" с тремя двигателями.

Дело в том, что тогда надежность двигателей только-только стали повышать и вообще считалось, что наиболее надежная схема это четырехдвигательная, на Ту-154 не стали сразу прыгать в двухдвигательную и остановились на модной тогда трехдвигательной.

Серийное производство Ту-154 предполагалось развернуть в Москве на заводе № 30 "Знамя труда", сейчас МАПО, впоследствии производство передали на завод № 18 в Куйбышеве.

Опытный самолет должен был быть построен весной 1967 г., а первая серийная машина уже осенью.

Имелась избыточная тяговооруженность, но она имела свои плюсы самолет мог летать на высокогорье и в районах с жарким климатом.

На самолете впервые в СССР основные системы были многократно резервированы и применены необратимые бустеры на всех рулевых поверхностях, механизация крыла позволяла получить умеренные скорости при посадке и широкие возможности по вертикальному маневру, у самолета трехосная тележка, что снижает нагрузку на аэродромную плиту, имеется вспомогательная силовая установка, внедрили первичную систему переменного тока стабильной частоты с обеспечением параллельной работы всех основных генераторов, на двигателях применили реверс тяги, почти на всех режимах полета был автоматизирован процесс пилотирования, частично применили принципы комплексирования бортового оборудования.

Как уже говорилась пассажирская кабина делилась на две части буфетом-кухней. В основном варианте компоновки в обоих салонах должны были располагаться 158 пассажиров по 6 в ряд с шагом кресел от 0,75 до 0,9 м, что позволяло разместить 158, 146 и 134 пассажира.

На линиях малой протяженности со временем полета не более 2 часов можно было разместить 164 пассажира, за счет размещения еще 6 кресел, за счет уменьшения кухни.

В холодное время года в задней части салона могли снять 8 кресел и расположить там еще один гардероб на 80-82 пальто, дополнительные гардеробы были у каждой из двух входных дверей в самолет.

В ОКБ рассматривали также грузовой вариант Ту-154, рассчитанный на перевозку 25 тонн на расстояние 2 000 - 2 500 км с крейсерской скоростью 900 км/ч. В эскизном проектировании находился самолет уже на 240 - 250 мест и с дальностью полета 2 000 - 2 500 км.

-2

Опытный самолет подняли в воздух 3 октября 1968 г., к концу 1971 г. испытания были закончены.

Серийное производство налаживали с 1968 г. в Куйбышеве, предсерийные самолеты полетели в 1970 г.

Почту Ту-154 стал перевозить в мае 1971 г. На трассы "Аэрофлота" он попал в начале 1972 г.

В сравнении с конкурентами из "Боинг" Ту-154 летел дальше и перевозил пассажиров больше.

Боинг 727 Авторство: Konstantin von Wedelstaedt. Gallery page http://www.airliners.net/photo/Iran-Aseman-Airlines/Boeing-727-228-Adv/1003609/LPhoto http://cdn-www.airliners.net/aviation-photos/photos/9/0/6/1003609.jpg, GFDL 1.2, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26837041
Боинг 727 Авторство: Konstantin von Wedelstaedt. Gallery page http://www.airliners.net/photo/Iran-Aseman-Airlines/Boeing-727-228-Adv/1003609/LPhoto http://cdn-www.airliners.net/aviation-photos/photos/9/0/6/1003609.jpg, GFDL 1.2, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26837041

Ту-154 требовал совершенствования в части повышения надежности узлов и агрегатов, улучшения эксплуатационной технологичности и изменений в компоновке пассажирской кабины. Главными проблемами самолета были обеспечение заданного ресурса и введение системы автоматического захода на посадку до высоты 30 м.

Самолет неоднократно модифицировался в дальнейшем.

Первой модификацией был Ту-154А (1974) с двигателями НК-8-2У с тягой 10,5 тонн сил каждый. Расход топлива был 6,2 тонн в час. У Боинг 727 - 5 тонн в час.

Спасибо за прочтение.