Найти в Дзене
VK Play

Обзор Warhammer 40,000: Dawn of War — Definitive Edition — так и не устарела

Завидую тем, кто играл в первоисточник на релизе Когда-то вселенная Warhammer 40,000 в моих глазах была развлечением среди странных мужчин и женщин, которые любят цепные мечи и всех называют еретиками. Но потом сам не заметил, как прошел Space Marine, Rogue Trader, начал рубиться в Martyr. И где-то за спиной шептал голос Императора: ты еще не поиграл в лучшую стратегию по Warhammer 40,000. Как удобно, что Relic Entertainment решила выпустить ремастер для многих культовой первой части Dawn of War. В этом обзоре я поделюсь своими впечатлениями от стратегии, чьи идеи и механики не устарели спустя 20 лет. И сразу предупрежу: я не играл в оригинальную Dawn of War на релизе в 2004 году. Первое, чем меня встретил ремастер Dawn of War, — невероятно стильное главное меню. На фоне виднеются развалины какого-то города, играет оркестровая музыка с нотками чего-то эпичного, драматичного и помпезного, а с экрана монитора смотрит суровый солдат в силовой броне. Регистрация аккаунта тоже порадовала: о
Оглавление

Завидую тем, кто играл в первоисточник на релизе

Обзор Warhammer 40,000: Dawn of War — Definitive Edition — так и не устарела
Обзор Warhammer 40,000: Dawn of War — Definitive Edition — так и не устарела

Когда-то вселенная Warhammer 40,000 в моих глазах была развлечением среди странных мужчин и женщин, которые любят цепные мечи и всех называют еретиками. Но потом сам не заметил, как прошел Space Marine, Rogue Trader, начал рубиться в Martyr. И где-то за спиной шептал голос Императора: ты еще не поиграл в лучшую стратегию по Warhammer 40,000.

Как удобно, что Relic Entertainment решила выпустить ремастер для многих культовой первой части Dawn of War. В этом обзоре я поделюсь своими впечатлениями от стратегии, чьи идеи и механики не устарели спустя 20 лет. И сразу предупрежу: я не играл в оригинальную Dawn of War на релизе в 2004 году.

«Лучше умереть за Императора, чем жить ради себя»

Этот космодесантник видел некоторую жесть
Этот космодесантник видел некоторую жесть

Первое, чем меня встретил ремастер Dawn of War, — невероятно стильное главное меню. На фоне виднеются развалины какого-то города, играет оркестровая музыка с нотками чего-то эпичного, драматичного и помпезного, а с экрана монитора смотрит суровый солдат в силовой броне. Регистрация аккаунта тоже порадовала: она выполнена в виде присяги самому Императору.

Меня подкупает, когда еще с главного меню разработчики погружают тебя в игру при помощи интерактива. Пытаешься нажать кнопку выхода, а тебе прямым текстом говорят: «Предатель, еретик, слабак!». Раз Император защищает, то нужно отправляться в бой.

Ремастер Warhammer 40,000: Dawn of War представляет собой оригинальную первую часть со всеми кампаниями, но в обновленном виде. Ради приличия я частично ознакомился с первоисточником. И правда: текстуры стали намного четче, камера на поле боя приближается и отдаляется дальше, да и поддержка больших мониторов — приятное новшество.

Первым делом мое внимание привлек редактор юнитов. Я сразу обомлел: в Dawn of War есть целых 9 фракций, которые отличаются не только бойцами и постройками, но и расцветкой брони, озвучкой и знаменами. Игра позволяет настроить сторону конфликта как душе угодно: начиная от названия и заканчивая эмблемой подразделений. Местный редактор и сейчас удивляет. Боюсь представить, какой шок был у геймеров в 2004 году.

«Вперед, собаки, к победе!»

Космодесантник из Гвардии Воронов. Недавно их добавили в Space Marine 2
Космодесантник из Гвардии Воронов. Недавно их добавили в Space Marine 2

Перед тем как начать проходить кампании, которых в игре целых четыре, я решил потренироваться с ботами в обычной схватке. Карт для заруб с ИИ тоже очень много: есть дуэльные матчи, а также 4x4 для командных боев. Перед началом игр можно пройти небольшое обучение.

Туториал мне, мягко говоря, не понравился. Разработчики хорошо все объясняют, да и сама стратегия «не душит» кучей механик. Но меня смутила озвучка во время обучения. Тебя учат строить здания, вызывать космодесантников, которые натурально кричат по поводу и без. Это бросает в дрожь в хорошем смысле слова, а в это время на фоне обычный голос молодого парня: «Нажмите сюда, чтобы переместить камеру». Я ожидал, что закадровая озвучка обучения не уступит голосам юнитов, чтобы не было сильного контраста.

Играть в Dawn of War достаточно просто. У нас есть стартовая постройка вроде командных центров из Command & Conquer, Warcraft 3 или StarCraft 2, а среди юнитов — рабочие, различные бойцы, а также поддержка. На этом общие черты у Dawn of War с титанами жанра заканчиваются.

Бой хаоситов с космодесантниками
Бой хаоситов с космодесантниками

В стратегии нет привычной добычи минералов или газа, как в StarCraft. Вместо этого ресурсами здесь выступают влияние и энергия. Последний параметр мы добываем привычно: строим генераторы на базе и вырабатываем топливо. А вот с влиянием все интересней.

Здесь разработчики смогли меня удивить. Я привык, что в условной StarCraft 2 на первых минутах матча ты создаешь много рабочих, отправляешь часть из них на разведку, потом строишь некоторое подобие войск. Только спустя минут 8-10 начинаются какие-то активные действия. В Dawn of War все не так.

Для получения влияния в игре необходимо захватывать специальные контрольные точки. Их количество на карте ограничено. Первые точки находятся где-то рядом с нашей базой, а вот остальные придется отбивать с боем. Чтобы ускорить производство своих юнитов, нужно с первых минут матча активно сражаться. И это меня удивило и сильно порадовало. Схватки здесь идут постоянно, а контрольные точки выступают эдакой линией фронта.

Место для сбора влияния мало захватить: его еще нужно защищать. Построить на нем турель, подвезти пару солдат в оборону. Из-за этого в Dawn of War ты контролируешь не только отдельных юнитов, но и целые направления, откуда враг может напасть.

«Очищай мир от ереси»

Серые Рыцари — одни из самых красивых юнитов в Dawn of War
Серые Рыцари — одни из самых красивых юнитов в Dawn of War

Как я уже говорил ранее, в ремастере Dawn of War представлены целых 9 фракций. У них разные постройки, юниты, командиры отрядов, полководцы, озвучка и многое другое. Здесь глаза начинают разбегаться: хочется поиграть за всех. Отмечу, что игре очень не хватает какой-то внутренней энциклопедии с перечнем юнитов. Приходится заходить в схватку с ботом, чтобы разобраться, кто и что умеет из фракций.

А разбираться придется. Каждая из 9 фракций отличается не только юнитами, но и стилем игры. Приведу пример: некроны достаточно медленно перемещаются по полю боя на своих двоих, но умеют телепортироваться. Солдаты с лазерами могут без проблем переместиться с другого конца карты прямо на базу за пару секунд, чтобы отбиться от нападения. Если максимально улучшить цитадель некронов, она научится летать и превратится в крепость, уничтожающую все живое вокруг.

По теме:

Сестры Битвы, в свою очередь, обладают мощными способностями, завязанными на силе веры, которая накапливается со временем. Если на базу проник враг, то они включают специальную, неприятную для противника церковную музыку. Любят огнеметы, а самый сильный юнит вообще похож на какого-то ангела с огромным мечом. Мощная женщина.

И это я описал только 2 из 9 фракций. Орки, две разновидности эльдаров, войска Хаоса. В Dawn of War очень легко найти себе любимую сторону конфликта, за которую захочется играть безвылазно. Мне, к примеру, совершенно не понравился Хаос. А вот Сестры Битвы показались очень сильными и интересными в плане геймплея.

Когда завязались первые схватки на полях боя, я задал себе вопрос: и эта игра вышла в 2004 году? Честно говоря, я не поверил. Настолько проработанной стратегии я не видел давно.

У каждого солдата, космодесантника, снайпера, танка или самолета есть уникальная анимация стрельбы, перемещения, позы во время бездействия и, разумеется, озвучка. Например, последователи Хаоса безумно смеются, кривятся в агонии из-за действий варпа. Бойцы могут легко вступать в рукопашный бой, занимают специальные укрытия (это в Dawn of War отдельная механика). Я удивился, когда мой комиссар не просто убил орка, а сделал это в виде красивого «фаталити».

Дредноут Империума казнил последователя Хаоса
Дредноут Империума казнил последователя Хаоса

Армию придется балансировать. Тяжело подбить танк, когда в руках есть только болтеры: приходится закупать гранатометы и огнеметы. Развитие юнитов в Dawn of War привычное — строим специальные здания, которые дают возможность исследовать новые технологии. А вот модернизация самого подразделения оказалась очень удобной и полезной.

В Dawn of War не нужно по привычке строить кучу юнитов и контролировать их по отдельности. Достаточно создать один отряд пехотинцев, а далее пополнять его численность и поставлять солдатам снайперские винтовки, гранатометы, плазмоганы и так далее. Выбор зависит от того, что мы хотим получить на выходе — экспертов по борьбе с танками или штурмовую группу. Любопытно, что восстанавливать убитых юнитов можно прямо во время боя вдали от базы. Мне это показалось забавным, но я не нашел этому логического объяснения. Надеюсь, что знатоки «Вахи» расскажут в комментариях.

На этом развитие юнитов не заканчивается. К бойцам можно присоединить сержантов, офицеров или легендарных солдат. Они не только увеличивают мощь подразделения, но и используют специальные навыки. А еще повышают боевой дух: в Dawn of War это отдельный параметр наравне со здоровьем. Если солдаты не хотят сражаться, то их точность понижается, как и другие характеристики. Благо, этот показатель можно увеличить. Например, если публичного казнить дезертира, остальные солдаты начнут сражаться охотнее.

Озвучка, от которой стынет кровь в жилах

Хаоситы нападают на нашу контрольную точку
Хаоситы нападают на нашу контрольную точку

Считаю, что озвучка в стратегиях — один из важнейших параметров. Когда приходится постоянно кликать на юнитов и перемещать их, то хочется слышать крутые реплики. Некий стандарт качества в свое время задала Warcraft 3. И Dawn of War ничем не уступает детищу Blizzard.

Реплики юнитов легко можно растащить на цитаты, что многие геймеры и делали. И без того эпичный бой становится настоящим кино: орки рычат и издают страшные звуки, космодесантники с яростными воплями машут цепными мечами, а священники воздают молитвы Императору, поднимая боевой дух.

Вот только у ремастера Dawn of War есть существенный минус: отсутствие русской озвучки из оригинала. Сейчас можно установить фанатский патч, который устраняет проблему. Но про сетевую игру тогда можно забыть. Мне пришлось сделать выбор в пользу крутой русской озвучки, а не мультиплеерных заруб. Уж слишком сильно хотелось каждый раз слышать: «Вперед, собаки, к победе!».

Разработчики ремастера Dawn of War, в целом, не усложняли жизнь энтузиастам. Многие фанатские сборки 20-летней давности работают в обновленной версии стратегии без проблем. Все благодаря гибкому инструментарию.

Не только RTS, но и глобальная стратегия с элементами RPG

После одержанных побед в сюжетных режимах можно получить новое снаряжение
После одержанных побед в сюжетных режимах можно получить новое снаряжение

После тренировок с ботами я отправился играть в кампании. Здесь Dawn of War меня тоже удивила. На выбор есть 4 сценария, и они отличаются не только сюжетно, но и по механикам.

Первые две напоминают классические кампании из Warcraft 3 или StarCraft 2. Нам рассказывают сюжет, а мы, в свою очередь, деремся с компьютером и двигаем историю. Но больше всего мне понравились две последние кампании: Dark Crusade и Soulstorm.

Здесь привычная RTS превращается в пошаговую глобальную стратегию с элементами RPG и менеджмента. В Dark Crusade мы выбираем одного из лидеров фракций, а далее ведем бои на планете, захватывая целые регионы, собирая армию и прокачивая нашего героя. Персонажу можно подобрать более мощную экипировку: шлемы, плащи, доспехи, пистолеты и так далее.

Soulstorm вообще переносит место действия с одной планеты сразу на четыре. И простор для тактических маневров существенно расширяется. Могу сказать точно: в ремастере Dawn of War контента для одиночного прохождения хватит на сотню часов.

Нестареющая классика все-таки постарела

Лицевые анимации — не лучшая сторона Dawn of War
Лицевые анимации — не лучшая сторона Dawn of War

Мне особо не за что ругать ремастер Dawn of War, если речь заходит о самой игре. Управление простое, интуитивно понятное, в процесс сразу втягиваешься. Единственное, что мне не понравилось, — отображение строителей. Цветофильтр в Dawn of War темно-песочный, как и иконка этого юнита. А учитывая, что на карте рабочие отображаются также, как и другие юниты, я очень часто терял из виду столь нужных строителей. Приходилось создавать новых.

Как бы ни хотелось это признавать, но ремастер Dawn of War — не переосмысление классики и не полная ее реставрация. Это легкое обновление того, что изначально работало. Попытка приобщить новую аудиторию к стратегии, которая покоряла сердца.

И если фанатам оригинала или поклонникам вселенной Warhammer 40,000 игра понравится, то с новой аудиторией я не могу быть уверен. Чувствуется, что прошло 20 лет с релиза оригинала. Анимации перемещения юнитов достаточно топорные, бойцы регулярно застревают в препятствиях. Я слышал, что раньше было еще хуже.

Некоторые загрузочные экраны кажутся слегка устаревшими
Некоторые загрузочные экраны кажутся слегка устаревшими

И самое главное: 4К-текстуры не меняют движок игры. Многих могут отпугнуть жуткие физиономии Сестер Битвы, а когда юниты открывают рот в кат-сценах, то становится страшно. Лично мне дизайн Dawn of War очень понравился. Я обожаю ретро-графику и люблю визуальный стиль Fallout 2. Но понимаю, что современные геймеры могут выбрать более красивую и понятную Baldur's Gate 3.

Также и с ремастером Dawn of War. Не так давно вышла Tempest Rising в духе C&C на Unreal Engine 5. Безумно красивая игра с кучей спецэффектов. И не забываем про StarCraft 2, которая до сих пор смотрится отлично.

Но если вы сможете привыкнуть и таки полюбить графику Dawn of War, то точно не пожалеете. Игра вас не отпустит, заставляя сидеть за ней сутками, а позже тонуть в лоре вселенной. Это лучшая стратегия по Warhammer 40,000 и одна из культовых RTS в индустрии.

Очень хочется увидеть Dawn of War 4. Те же идеи, что в самой первой части, но в действительно новой обертке на современном движке под надзором Адептус Механикус. Остается верить и надеяться, но на все воля Императора.

Оценка: 9/10