Найти в Дзене
Авторский вектор

Каршеринг против личного авто: где вы теряете деньги

Каршеринг – это поминутная или почасовая аренда автомобиля без водителя. В России эта услуга бурно развивается в крупных городах, и к 2025 году страна вышла в мировые лидеры по масштабу каршерингового автопарка. Только в Москве насчитывается свыше 34 тысяч каршеринговых машин, а число зарегистрированных пользователей столичного каршеринга превысило 1 миллион. Общий объем российского рынка каршеринга в 2024 году оценивается примерно в 63 млрд руб. (против 44 млрд руб. в 2023 г.), и прогнозируется дальнейший рост ~40% в год вплоть до ~234 млрд руб. к 2028 году. Это свидетельствует о высокой востребованности услуги как альтернативы владению личным авто. Рынок каршеринга России в 2025 году представлен несколькими крупными сервисами, конкурирующими между собой. К основным операторам относятся: Помимо этих лидеров, в России присутствуют и другие каршеринговые компании, зачастую локальные: Anytime, Rentmee, Наш Каршеринг и др. В некоторых регионах, куда крупные операторы еще не дошли,
Оглавление

Каршеринг – это поминутная или почасовая аренда автомобиля без водителя. В России эта услуга бурно развивается в крупных городах, и к 2025 году страна вышла в мировые лидеры по масштабу каршерингового автопарка. Только в Москве насчитывается свыше 34 тысяч каршеринговых машин, а число зарегистрированных пользователей столичного каршеринга превысило 1 миллион. Общий объем российского рынка каршеринга в 2024 году оценивается примерно в 63 млрд руб. (против 44 млрд руб. в 2023 г.), и прогнозируется дальнейший рост ~40% в год вплоть до ~234 млрд руб. к 2028 году. Это свидетельствует о высокой востребованности услуги как альтернативы владению личным авто.

Парковка со множеством каршеринговых машин одного из крупных операторов. В крупных городах РФ автопарки каршеринга исчисляются тысячами авто (фото: Денис Воронин / Агентство «Москва»)
Парковка со множеством каршеринговых машин одного из крупных операторов. В крупных городах РФ автопарки каршеринга исчисляются тысячами авто (фото: Денис Воронин / Агентство «Москва»)

Основные операторы каршеринга в России

Рынок каршеринга России в 2025 году представлен несколькими крупными сервисами, конкурирующими между собой. К основным операторам относятся:

Делимобиль. Фото: iStock
Делимобиль. Фото: iStock

  • Делимобиль (Delimobil) – один из первых и крупнейший сервис каршеринга в РФ. Основан в 2015 году, в начале 2024 г. провел IPO на Московской бирже. Делимобиль работает уже в 11 городах (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Ростов-на-Дону, Тула, Сочи и др.) и располагает парком ~26,9 тыс. автомобилей (на март 2024). Это крупнейший автопарк каршеринга не только в России, но и один из самых больших в мире. В Москве сервис разрешает аренду водителям с 18 лет и даже без стажа вождения (уникальное условие на рынке). Предоставляется два тарифа аренды – «Базовый» и «Сказка»: последний дороже, но снижает финансовую ответственность клиента при ДТП. Автопарк Делимобиля очень разнообразен – от экономичных седанов (VW Polo, Hyundai Solaris и др.) до кроссоверов, спорткаров (например, Audi TT) и даже электромобилей Tesla. Клиентам доступны поминутные тарифы, суточная аренда и долгосрочная аренда «Надолго» (от 3 дней до месяца).

Яндекс Драйв. Фото: Yandex
Яндекс Драйв. Фото: Yandex

  • Яндекс.Драйв (Yandex Drive) – каршеринг от компании «Яндекс», работает с 2018 года. Присутствует в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. Автопарк насчитывает более 16 000 машин, преимущественно современных моделей (например, много автомобилей марок Geely, а в конце 2023 добавлены рамные внедорожники Tank 300/500 и новые «Москвичи»). Яндекс.Драйв предлагает широкий выбор классов – от недорогих седанов до премиум-авто и даже эксклюзивные модели (имеются раритетные Ford Mustang 1965/69 гг.). Условия аренды стандартные: как правило, возраст от 21 года и минимум 2 года стажа, наличие ОСАГО+КАСКО. Сервис внедрил удобный фиксированный тариф – клиент отмечает точку назначения на карте, и система рассчитывает итоговую цену поездки заранее (аналогично такси, но вы ведете машину сами). Такой фикс-тариф позволяет не гнать машину из-за поминутной тарификации, а ехать спокойно по заранее известной цене.

Ситидрайв. Фото: https://citydrive.ru/
Ситидрайв. Фото: https://citydrive.ru/

  • Ситидрайв (CityDrive) – ранее известен как YouDrive (бренд был переименован). Оператор работает в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, разрешая поездки за пределы города до 250 км от МКАД. Флот Ситидрайва составляет около 14 000 авто. Требования к водителям строже: возраст от 20 лет и стаж от 2 лет. Ситидрайв предоставляет автомобили разных категорий – от эконом (Kia Rio, Skoda Rapid и пр.) до комфорт-класса и кроссоверов. Тарифы динамические: для каждой модели свой базовый диапазон цен. Например, экономичные седаны обойдутся от ~8–10 руб/мин в движении, кроссоверы ~12–15 руб/мин, а редкие премиум-модели стоят существенно дороже (электрокар Tesla Model Y – около 50 руб/мин в движении). В режиме ожидания (парковки) тариф ниже – порядка 4–6 руб/мин. Ситидрайв также предлагает авто оборудованные для людей с инвалидностью (с ручным управлением), что редкость на рынке.

BelkaCar. Фото: https://belkacar.ru/
BelkaCar. Фото: https://belkacar.ru/

  • BelkaCar (БелкаКар) – один из старейших московских каршерингов (работает с 2016 г.). Оперирует в Москве и области; разрешено завершать аренду в пределах МКАД и некоторых пригородах (Химки, Реутов, Красногорск и др.), а также в аэропорту Домодедово. Требования: 21+ год, стаж от 2 лет (для бизнес-класса машин – от 25 лет и 5 лет стажа). Автопарк BelkaCar насчитывает несколько тысяч машин, преимущественно бюджетные кроссоверы и седаны: Kia Rio X-Line, Chery Tiggo 4/7, Geely Coolray, Haval Jolion, а также отечественный электрокроссовер Москвич 3. Поминутные тарифы у Белки одни из доступных: от ~8,5 руб/мин (движение) на массовых моделях. Есть посуточные пакеты – например, 2180 руб/сутки без лимита км для бюджетных моделей, ~2850 руб/сутки для более дорогих кроссоверов. Страховка ОСАГО+КАСКО включена, как и у конкурентов.

Помимо этих лидеров, в России присутствуют и другие каршеринговые компании, зачастую локальные: Anytime, Rentmee, Наш Каршеринг и др. В некоторых регионах, куда крупные операторы еще не дошли, работают местные сервисы поменьше. Однако на долю четырех крупнейших брендов (Делимобиль, Яндекс.Драйв, Ситидрайв, BelkaCar) приходится львиная часть всех поездок и автомобилей. С 2018 года московские власти субсидируют закупку каршеринговых машин (всего выдано ~950 млн руб. субсидий за 5 лет), что позволило операторам приобрести десятки тысяч новых авто. Благодаря этому московский парк каршеринга уже к 2022 году стал крупнейшим среди мегаполисов мира.

Тарифы и стоимость услуг

Стоимость аренды зависит от города, оператора, класса автомобиля и даже дорожной ситуации. В среднем минута поездки стоит ~14–16 рублей, на бюджетных моделях при низком спросе цена может опускаться до ~10 руб/мин, а на премиальных спорткарах достигать 30–50 руб/мин. Например, современные кроссоверы китайских марок часто предлагаются по ~15 руб/мин, тогда как за аренду Tesla Model Y в том же сервисе берут около 50 руб/мин. Многие операторы применяют динамическое ценообразование: стоимость меняется в зависимости от спроса, погоды, ситуации на дорогах и даже стиля вождения клиента. Например, в часы пик или при недостатке машин в районе цены повышаются, а при избытке автомобилей в локации – вводятся скидки, чтобы мотивировать их разобрать. Также практикуются минимальные зоны оплаты: если вы едете в удаленный район, может действовать минимальная сумма (скажем, 300 руб), ниже которой поездка не будет стоить, даже если по времени вышло дешевле.

Помимо поминутного тарифа, почти все сервисы предлагают пакетные тарифы: почасовые или суточные. Суточная аренда обычного легкового авто в каршеринге Москвы стоит порядка 2000–3000 руб/сутки (без ограничений по пробегу) – довольно выгодно по сравнению с классическим прокатом. Также набирают популярность тарифы выходного дня и длительной аренды (на несколько дней или недель) со скидкой.

Важно, что в цену каршеринга уже включены основные расходы на машину: топливо, парковка, страховка ОСАГО и техническое обслуживание. Клиент платит только за время использования или фиксированную сумму – никакой оплаты бензина, мойки, налога и прочих хлопот, свойственных личному авто.

Отдельно стоит упомянуть скидки за аккуратное вождение. Крупные операторы оценивают манеру езды каждого клиента (скорость, резкие маневры, торможения и т.п.) и присваивают ему рейтинг в приложении. Водители с высоким рейтингом могут получить привилегии: более низкие персональные тарифы, бонусные минуты, промокоды. Это стимулирует аккуратность на дороге и снижает аварийность.

Средний чек одной поездки на каршеринге в России в 2023 году составлял около 615 рублей. Как правило, это поездка продолжительностью 20–30 минут по городу. Для сравнения, по данным банка Русский Стандарт, средний чек поездки на такси в 2022 году был ~298 руб., а на каршеринге – 440 руб. То есть разовая поездка на такси обходилась дешевле, но каршеринг выгоднее, когда нужно самому управлять или когда планируется несколько остановок/дел по пути. В дальнейшем, с ростом цен на такси, эти показатели могли сблизиться, однако выбор между такси и каршерингом всё равно зависит от конкретной ситуации (об этом ниже).

Правила и порядок пользования

Чтобы воспользоваться каршерингом, нужно иметь водительское удостоверение и соответствовать требованиям сервиса (возраст, стаж). Стандартно сервисы берут водителей с 21 года и со стажем от 2 лет, хотя, как было сказано выше, имеются предложения и для 18-летних новичков (например, Делимобиль). Регистрация происходит через мобильное приложение: пользователь скачивает приложение оператора, вводит личные данные, фотографирует паспорт и права, привязывает банковскую карту. Компания проверяет документы (в современном каршеринге это занимает от нескольких часов до 1–2 дней) и заключает с водителем электронный договор оферты. После одобрения аккаунта можно бронировать машину через приложение.

Начало аренды: Клиент выбирает на карте ближайший свободный авто и бронирует его (бронирование обычно бесплатно первые 10–20 минут). За это время надо дойти до машины. Открытие двери осуществляется через смартфон – в приложении появляется кнопка “Открыть”, сигнал передается по интернету, и замки разблокируются. Ключ, как правило, находится внутри – но во многих машинах он закреплен и заводить авто можно кнопкой или поворотом фиксатора, не вынимая ключ из держателя.

Перед поездкой обязательно провести осмотр автомобиля. Клиент должен проверить кузов, стекла, фары, салон и колеса на предмет повреждений или грязи, сравнить с отметками в приложении. Все обнаруженные царапины, вмятины, трещины и прочие дефекты нужно зафиксировать: сфотографировать через приложение или вручную и отправить в поддержку. Это крайне важно – иначе есть риск, что предыдущие повреждения “повесят” на текущего водителя и предъявят ему счет за ремонт. Также рекомендуется убедиться, что в салоне не осталось вещей от прошлого пользователя (чужие предметы, свертки, лекарства и т.д.) – чтобы затем не нести за них ответственность. В бардачке автомобиля должны лежать документы: свидетельство о регистрации (СТС) и копия полиса ОСАГО. Проверив всё, можно начинать движение.

Во время поездки на каршеринге водитель обязан соблюдать ПДД на общих основаниях. Штрафы ГИБДД за превышение скорости, проезд на красный и т.п. придется оплачивать самому нарушителю. Процесс устроен так: постановления о штрафах приходят владельцу машины (каршеринговой компании), но затем сумма списывается с карты клиента, часто с комиссией за обработку. Таким образом уклониться от оплаты не получится. Будучи за рулем арендованного авто, нельзя перевозить платных пассажиров (работать таксистом), буксировать другие машины, выезжать за границы разрешенной зоны (у каждого сервиса она своя) или в другие регионы без разрешения. Нарушение условий договора влечет внушительные штрафы от компании (о них – ниже).

Топливо и заправка: Бензин для пользователя бесплатный, но следить за уровнем топлива нужно. Если в баке мало бензина (менее ~25%), приложение обычно просит заправить автомобиль. В бардачке лежит топливная карта определенных АЗС. Водитель может заехать на партнерскую заправку, приложить эту карту и заправить машину – деньги спишутся с аккаунта компании. В качестве бонуса за потраченное время сервис обычно дарит ~15 бесплатных минут или бонусные рубли на счет. Некоторые операторы позволяют заправить за свой счет (если, к примеру, карта не сработала) – тогда чек компенсируется бонусами в приложении. Полный бак заливать необязательно – достаточно заправить до комфортного уровня (обычно просят не бросать машину с пустым баком). Если бензин закончился прямо в пути, придется вызвать техподдержку и ждать помощь; в такой ситуации, по правилам, ответственность ложится на водителя, т.к. он не проследил за остатком топлива. Это может грозить штрафом и оплатой эвакуации, поэтому лучше не доводить до нуля.

Завершение аренды: По окончании поездки клиент должен припарковать автомобиль в разрешенной зоне. Как правило, завершать аренду можно внутри городской черты (МКАД для Москвы) или в определенных пригородах/зонах, оговоренных в приложении. Машину нужно оставить на любом общедоступном парковочном месте, строго соблюдая ПДД – не на тротуаре, не на местах для инвалидов (без соответствующего разрешения), не на газоне. Парковка в центрах многих городов для каршеринга бесплатна – власти предоставили льготы операторам, и за стоянку платит компания, а не водитель. В Москве, например, все платные городские парковки открыты для каршеринговых авто без оплаты пользователем.

Фото: https://transport.mos.ru/
Фото: https://transport.mos.ru/

После парковки важно снова осмотреть и сфотографировать машину – уже для собственной защиты. Желательно сделать снимки салона, кузова со всех сторон, приборной панели (на случай спорных ситуаций). Убедитесь, что не оставили личных вещей в салоне. Далее через приложение нажимается кнопка “Завершить аренду”, после чего автомобиль автоматически закрывается, а оплата списывается с привязанной карты по итоговому тарифу. На этом аренда завершается.

Все крупные сервисы предлагают круглосуточную техподдержку. Если возникла нештатная ситуация – ДТП, поломка, спор с инспектором ДПС – нужно оперативно связаться с оператором (по телефону прямо из приложения) и следовать инструкциям. Помните, что при ДТП на каршеринге действуют особые правила: нельзя оформлять европротокол без ГИБДД. Если хотя бы один участник аварии – арендное авто, полицию необходимо вызывать в любом случае. Это требование страховых компаний: все ДТП с каршеринговыми машинами должны фиксироваться официально. Далее нужно уведомить каршеринг (горячую линию), сфотографировать место аварии и заполнить документы по инструкции оператора. ОСАГО покроет ущерб третьим лицам, а повреждения самой машины – полис КАСКО компании. Однако, если вы виновны, то обычно должны оплатить франшизу (некий фиксированный штраф) за ремонт – обычно это порядка 30 000 руб., если не была подключена опция снижения ответственности. Многие операторы, как отмечалось, предлагают тариф с увеличенной ставкой, но зато без франшизы в случае ДТП. Если же вы не нарушали правил (в ДТП виноват другой водитель), то ремонт покроет страховая без ваших доплат. На месте аварии по завершении оформления необходимо, если возможно, убрать машину с дороги (либо дождаться эвакуатора). Оплата эвакуации: если вы виновник, то платите за эвакуатор сами; если нет – эти расходы берет на себя сервис. Полный пакет документов о ДТП потом требуется передать в офис каршеринга или по электронной почте для страхового случая.

Подводные камни и проблемы каршеринга

Несмотря на удобство каршеринга, у него есть множество подводных камней, о которых важно знать заранее. Нарушение правил пользования или невнимательность могут сделать дешевую поездку очень дорогой. Рассмотрим основные риски и проблемы:

  • Штрафы от каршеринговой компании. Операторы прописывают в договоре длинный перечень штрафов за различные действия. Некоторые из них очевидны – например, штраф за курение в салоне (обычно ~5 000 руб) или за оставление сильно грязной машины. Но есть и неочевидные. Например, известны случаи штрафов за грязные коврики в салоне, что вызывает возмущение пользователей. Даже случайный прокол колеса (что может случиться с любым) оборачивается штрафом ~2–3 тыс. руб. от сервиса – формально за повреждение имущества, хотя фактически водитель не виноват в гвозде на дороге.
  • Перевозка грузов и крупных вещей. Многие каршеринги запрещают перевозить крупногабаритные предметы, мебель, строительные материалы и т.п. Нарушение этого правила карается крайне жестко. Широко обсуждались случаи: один клиент перевез в каршеринге сложенный детский столик и получил штраф 50 000 руб., другая девушка везла на заднем сиденье большое зеркало – с нее взыскали 200 000 руб. (!), посчитав это нарушением условий. Такие истории шокируют, но по договору компания вправе выставить счет за любой ущерб или рискованное использование авто.
  • Неудачная парковка и эвакуация. Как уже упоминалось, если вы припаркуетесь в неположенном месте и машину эвакуируют, все штрафы и расходы лягут на вас. В Москве неправильная парковка на газоне для юрлица – штраф 300 тыс. руб., и каршеринг выставит эту сумму водителю. Даже банальная эвакуация на штрафстоянку (например, за парковку под запрещающим знаком) обернется для пользователя оплатой штрафа (обычно 3–5 тыс. руб.) плюс платой за перемещение и хранение автомобиля. Кроме того, пока машина на штрафстоянке, аренда может продолжаться на счёт клиента (либо будет штраф за невыполнение обязанностей завершить аренду надлежащим образом). Таким образом, нарушение ПДД на каршеринге особенно накладно.
  • Ответственность при ДТП. В случае аварии клиент, как правило, несет ограниченную материальную ответственность – размер франшизы (обычно 30 000 руб. за повреждения). Но важно соблюдать все требования: если уехать с места ДТП или не вызвать ГИБДД, страховка может не покрыть ущерб, и тогда компания потребует всю сумму ремонта. При грубых нарушениях (водитель был пьян, передал руль другому лицу, у которого нет договора) страховая откажет в выплате, и тогда каршеринг взыщет полный ущерб с нарушителя вплоть до полной стоимости автомобиля. Также, если в аварии нанесен тяжкий вред здоровью или погибли люди, водителя ждёт уже уголовная ответственность по закону, как и при ДТП на личной машине – каршеринговый контракт от этого не спасает.
  • Технические проблемы и состояние авто. Каршеринговые машины эксплуатируются интенсивно и не всегда бережно. Хотя компании регулярно проводят техосмотр и уборку, пользователь может застать машину, что называется, “уставшей”: помятости, царапины по кузову, грязный салон, запах табака (если прошлый клиент курил вопреки правилам). Обо всех неисправностях нужно немедленно сообщать оператору, иначе есть риск получить обвинение в их возникновении. Если в пути произошла поломка, звоните в поддержку – обычно присылают техпомощь или замену авто. Но приготовьтесь к потере времени. Брать первую попавшуюся машину без осмотра – большой риск. Всегда делайте фото до и после аренды, чтобы обезопасить себя от ложных претензий.
  • Доступность автомобилей. Каршеринг предполагает, что машина “всегда под рукой”, но на практике в час пик или в удаленных районах свободное авто найти трудно. В центре спрос высок, утром и вечером машины разбирают быстро. Может потребоваться пройти 10–20 минут пешком до ближайшего доступного транспорта. Кроме того, зоны покрытия ограничены городом: отправиться на каршеринге в другой конец страны нельзя – большинство сервисов запрещают выезд за область или ставят суточный лимит. Таким образом, для путешествий и дальних поездок каршеринг не подходит (здесь скорее выручит классический прокат или долгосрочная аренда).
  • Парковка и завершение аренды. В отличие от такси, каршеринговую машину нужно искать где припарковать и потом ставить обратно. В центре города найти свободное парковочное место может быть непросто – на поиски уходит время, а счетчик платы тикает. Если ближайшая парковка занята, придется ехать до следующей, теряя и время, и деньги. Зимой прибавляется нюанс очистки авто от снега и прогрева двигателя: большинство сервисов дают 5–10 бесплатных минут на эти процедуры, но порой этого мало. Все эти мелочи – плата за свободу иметь руль в своих руках.
Фото: Агентство «Москва»
Фото: Агентство «Москва»

  • Аварийность и злоупотребления. Статистика показывает рост числа ДТП с участием каршеринга по мере расширения его популярности. В 2023 году в России произошло 454 аварии с каршеринговыми машинами, в которых погибли 16 человек и более 500 получили ранения. В прессе громко обсуждались случаи, когда неопытные или нетрезвые водители на арендованных авто совершали трагические ДТП. Возник имидж “лихачей” за рулем каршеринга. В ответ ГИБДД предлагала законодательно запретить доступ к каршерингу злостным нарушителям ПДД, особенно тем, кто не оплачивает штрафы. В Госдуме эту идею поддержали, но пока она не реализована законодательно. Тем не менее, уже сейчас все операторы тщательно проверяют клиентов при регистрации: водителей с грубыми нарушениями в анамнезе или отмененными правами могут не пустить в систему. Также компании идут навстречу правоохранительным органам: по словам основателя Делимобиля, они оперативно предоставляют МВД данные о поездках при расследовании преступлений. Поэтому использовать каршеринговую машину в противоправных целях – дурная затея: личность преступника быстро установят по данным сервиса.

Проблемы каршеринга носят во многом организационный характер и постепенно решаются. Автопарки обновляются, правила ужесточаются для безопасности, растет ответственность самих водителей. Тем не менее пользователь должен понимать: арендуя машину, он берет на себя материальные риски и обязанность вернуть ее в том же состоянии. Внимательное чтение условий договора и соблюдение правил – залог того, что каршеринг останется для вас удобной услугой, а не источником неприятностей.

Правовое регулирование и законодательство

Важно отметить, что специального федерального закона о каршеринге в России пока нет. С юридической точки зрения каршеринг рассматривается как форма договора аренды транспортного средства без экипажа (то есть без предоставления услуг водителя). На такие отношения распространяются общие нормы Гражданского кодекса РФ и Закона о защите прав потребителей. Операторы должны иметь собственный или лизинговый парк автомобилей и предоставлять их во временное пользование клиентам на основании публичного договора (оферты), который пользователь акцептует при регистрации. Понятие “каршеринг” напрямую не определено в законодательствах, в отличие от, например, такси. Это создает определенные пробелы – например, нет системы лицензирования или специального реестра для таких сервисов, что обсуждается экспертами как возможный шаг в будущем.

Тем не менее, государство внимательно следит за рынком каршеринга. С 2018 года в Москве действует программа поддержки, о которой сказано выше (субсидии на закупку авто). В регионах подобных льгот пока нет, и внедрять их стремительно, по мнению экспертов, вряд ли будут. Вместо этого федеральные власти сосредоточились на другом – на локализации автопарка. В 2023–2025 гг. разработан и принят комплекс мер, обязывающих каршеринговые компании использовать в парке автомобили отечественного производства или высокой степени локализации. Аналогичный закон уже принят для такси (подписан Президентом РФ в мае 2025 г.), и ожидается, что требование к каршерингу вступит в силу с 1 марта 2026 года. Проект закона о локализации каршеринга предполагает, что в аренду можно будет сдавать только модели, включенные в специальный перечень Минпромторга – фактически это продукция АвтоВАЗа (например, Lada Granta, Vesta) и несколько моделей китайских марок, собираемых на территории РФ (например, Haval Jolion, certain BAIC и KAIYI). Массовая замена иномарок на такие машины может заметно повлиять на цены и доступность услуги. Представители отрасли выражают опасения, что поспешное внедрение этих требований может ударить по каршеринговым компаниям и вызвать дефицит авто. Также отмечаются правовые сложности: потребуется ввести определение “каршеринг” в закон и уточнить правила его регулирования, иначе исполнение новых норм будет затруднено.

Иначе говоря, рынок каршеринга в РФ сейчас регулируется в основном договорами и политиками самих операторов плюс общими нормами (ПДД, страхование, ответственность). Но в ближайшие годы следует ожидать появления более четких правил на государственном уровне. Это может затронуть и вопросы безопасности (например, ограничение доступа для нарушителей), и технические требования к машинам, и порядок обмена данными с госорганами.

На практике уже сейчас на каршеринговые авто распространяются все обычные нормы: машины обязаны иметь полисы ОСАГО (как транспортные средства коммерческого использования, часто с неограниченным списком водителей), многие компании дополнительно страхуют парк КАСКО от ущерба и угона. В случае ДТП потерпевшие третьи лица защищены ОСАГО, а вот клиент несет ответственность в рамках условий аренды. Также каршеринговые фирмы обязаны передавать данные о поездках по запросу полиции (например, при расследовании ДТП или преступлений). В Москве действует правило бесплатной парковки для каршеринга, закрепленное распоряжениями Дептранса, – это элемент регионального регулирования, стимулирующий развитие сервиса.

Стоит подчеркнуть, что водитель каршеринга полностью равен в правах и обязанностях водителю личного авто на дороге. За нарушение ПДД отвечает он, а не компания. Каршеринговый автомобиль можно остановить сотруднику ГИБДД для проверки так же, как любой другой. Поэтому ссылаться на то, что машина “не моя”, бесполезно – юридически вы являетесь арендатором и несете ответственность за ее использование.

Преимущества каршеринга

Несмотря на перечисленные риски, каршеринг приобрел огромную популярность именно благодаря своим плюсам. Главные преимущества краткосрочной аренды авто, отмечаемые пользователями и аналитиками:

  • Отсутствие затрат на содержание машины. Вам не нужно платить за регулярное обслуживание, ремонт, замену шин, страховку, налог, мойку и т.д. – всем этим занимается компания. 36% опрошенных россиян называют экономию на содержании авто главным плюсом каршеринга. Особенно это актуально в крупных городах, где парковка и обслуживание личного авто дорого обходятся.
  • Оплата только при использовании. Каршеринг позволяет иметь автомобиль по требованию. ~30% пользователей ценят, что платят только за время реальной необходимости в машине. Не нужно тратить деньги, когда вы не за рулем: нет расходов в дни, когда вы, например, работаете из дома или уехали в отпуск. Это намного рациональнее владения машиной, которая может 90% времени простаивать.
  • Свобода передвижения и мобильность. Каршеринг дает возможность быстро добраться туда, куда общественный транспорт не идет напрямую. ~22% респондентов отметили, что им нравится комбинировать разные виды транспорта – например, часть пути на метро, а от станции до дома или офиса проехать на арендованной машине. Таким образом, каршеринг дополняет общественный транспорт, позволяя выстроить оптимальный маршрут без необходимости владеть авто постоянно.
  • Бесплатная парковка в центре. Для владельцев личных машин парковка в центре города – большая статья расходов (в Москве, например, 380–450 руб/час). Каршеринговые же авто можно оставлять на городских парковках бесплатно – за них платит оператор. 28% пользователей назвали это важным преимуществом. Фактически каршеринг экономит тысячи рублей, которые иначе тратились бы на парковочные абонементы или штрафы.
  • Разнообразие автомобилей. ~18% клиентов привлекает возможность попробовать разные марки и модели машин. Сегодня каршеринг – это не только солярисы: компании предлагают широкий выбор, от компактных хэтчбеков до бизнес-седанов, кроссоверов, электромобилей. Можно проехать на новых моделях, даже на тех, которые не каждый может себе позволить купить (Tesla, BMW, премиум-бренды) – отличный опыт для автолюбителей. Это своеобразный тест-драйв перед покупкой собственного авто или просто удовольствие сменить рутинную машину на что-то необычное время от времени.
  • Экономия пространства и экология города. Один каршеринговый автомобиль, по оценкам, заменяет 6–10 личных машин, которые могли бы находиться в собственности у разных людей. Многие жители мегаполисов, воспользовавшись каршерингом, отказываются от покупки второго автомобиля в семью, а то и продают единственный, решая вопросы мобильности арендой. По словам главы департамента транспорта Москвы М. Ликсутова, благодаря каршерингу около 110 000 личных автомобилей не используются ежедневно, что существенно разгружает дороги и улучшает экологическую обстановку. Меньше машин – меньше пробок, выхлопов, больше свободных парковочных мест. В этом смысле каршеринг позитивно влияет на городскую среду, вписываясь в концепцию “умной мобильности”.
  • Доступность для туристов и поездок. Взять машину поминутно удобно, когда вы, например, приехали в чужой город на пару дней. Не надо арендовать на сутки – можно платить только за нужные часы. В Москве и Санкт-Петербурге каршерингом активно пользуются туристы и командировочные, чтобы самостоятельно посмотреть город или съездить на встречи. Это дешевле и гибче, чем такси с водителем на весь день.

В итоге каршеринг дает ощущение обладания автомобилем без бремени владения. Можно спонтанно взять машину для поездки в гипермаркет или для романтического выезда за город – и не думать потом, где ее хранить и как обслуживать. Именно эта свобода выбора привлекает все больше людей, особенно молодежь, которая менее привязана к идее собственности на авто.

Недостатки и риски каршеринга

Разумеется, каршеринг подходит не всем ситуациям и имеет свои минусы, отчасти уже затронутые выше:

  • Не всегда выгодно на длительных поездках. Поминутная тарификация делает продолжительные поездки дорогими. Если ехать через весь город в пробках, счет за каршеринг может превысить стоимость такси. Для дальних расстояний или междугородних поездок каршеринг экономически проигрывает аренде на сутки или собственному авто. Как отмечают эксперты, если дорога предстоящая длинная и по незнакомой местности, логичнее вызвать такси или воспользоваться поездом/плановым прокатом. Каршеринг хорош на короткие дистанции, а в длительной поездке оплата по счётчику станет существенным расходом.
  • Зависимость от наличия машины поблизости. В час пик или в спальных районах свободных автомобилей может не оказаться. Приходится подстраиваться: либо бронировать сильно заранее, либо идти пешком до места стоянки машины, что не всегда удобно (особенно с сумками, детьми и т.п.). Такси же приедет к вашей двери. Кроме того, каршеринг не подойдет, если нужен гарантированно свободный транспорт в определенное время (например, ранним утром к самолету) – отсутствие 100% гарантии отпугивает некоторых пользователей.
  • Метеоусловия и комфорт. В плохую погоду (сильный дождь, мороз) идти за машиной и потом откапывать ее из снега мало приятно. В то же время поездка на такси позволяет сидеть пассажиром, не покидая теплого помещения до прибытия машины. Для людей, не желающих лишний раз выходить на холод, каршеринг может быть менее комфортен.
  • Ответственность и стресс. При езде на арендованной машине весь контроль за ситуацией на дороге на вас. Для многих привлекательна идея, что в такси водитель сам решает проблемы – знает дорогу, ищет парковку, несет ответственность за ДТП. В каршеринге все это ложится на клиента. Некоторым психологически спокойнее ехать пассажиром, чем рулить в плотном городском трафике на незнакомой машине.
  • Ограничения по зонам и времени. Каршеринг нельзя оставить где попало – нужно довести машину до разрешенной зоны. Если вы уезжаете за город в деревню, обратно машину придется гнать в город или платить за простой всё время, пока она там стоит (что дорого). Собственный автомобиль в этом плане незаменим – вы свободны ехать куда угодно и когда угодно, хоть в глушь. Каршеринг же – чисто городская история, с ограниченным радиусом использования.
  • Дополнительные сборы. Иногда итоговая стоимость аренды вырастает из-за сервисных сборов: плата за оформление ДТП (многие компании берут ~5 000 руб. за организацию страхового случая), комиссия за обработку каждого штрафа ГИБДД (например, +50–500 руб. сверху штрафа) и др. Также, если вы сильно загрязнили салон (разлили жидкость, перевозили питомца без переноски) – вероятен счет за химчистку. В личной машине вы сами себе хозяин, а здесь – должны “отчитаться” перед владельцем авто.

Недостатки каршеринга проявляются, когда попытаться использовать его не по назначению. Он идеально решает задачи краткосрочных поездок в черте города, но если пытаться заменить им личный автомобиль на все случаи жизни, всплывают неудобства. Поэтому каждый выбирает под свои нужды: кому-то проще один раз купить машину и ни от кого не зависеть, а кто-то рад отказаться от владения, избавив себя от хлопот.

Каршеринг или личный автомобиль: что выгоднее?

Главный вопрос, который задают себе многие автомобилисты: что дешевле – пользоваться каршерингом или владеть собственной машиной? Однозначного ответа нет – все зависит от интенсивности использования и конкретных условий. Однако проведем сравнение основных затрат и порогов окупаемости.

Для примера возьмем типичного городского жителя, которому требуется автомобиль для повседневных нужд (работа, покупки, отдых). Допустим, он проезжает около 20 000 км в год. По данным аналитики Autonews, если всю эту дистанцию покрывать на каршеринге, то ежемесячные расходы составят порядка 38,3 тыс. руб. В эту сумму уже входят бензин, парковки и прочие мелочи, которые оплачивает оператор. За год выходит ~460 тысяч рублей.

Теперь посчитаем владение своим автомобилем среднего класса. Допустим, автомобиль стоит 1,5 млн руб. При сроке службы 5 лет его годовая амортизация ~300 тыс. руб. (если потом продать, часть денег вернется). Ежегодный бюджет на бензин для 20 000 км (при расходе ~10 л/100 км и цене ~50 руб/л) – около 100 тыс. руб. ОСАГО + каско – еще ~50–70 тыс. руб. ТО и ремонты – допустим, 30–50 тыс. руб. Парковка в городе – очень варьирует: в Москве при необходимости платной стоянки у работы это может добавлять 100+ тыс. руб. в год, а при бесплатной дворовой парковке – 0. Совокупно получаем расходы порядка 480–520 тыс. руб. в год (с учетом платной парковки) или ~380–400 тыс. руб. (без учета парковки). Таким образом, при пробеге 20 тыс. км/год личный автомобиль выходит по затратам сопоставимо или даже дешевле каршеринга.

Расчеты Autonews показали, что при интенсивном использовании покупка новой машины окупается примерно за 5 с небольшим лет по сравнению с постоянным использованием каршеринга. Особенно невыгоден каршеринг, если ежедневно ездить на работу через весь город – тут владение однозначно победит.

Однако если пробеги значительно меньше, каршеринг начинает выигрывать. Например, вы ездите только по выходным и набирается всего ~5 000 км в год. Покупать ради этого собственный автомобиль и тратить сотни тысяч на его содержание нет смысла – аренда по требованию обойдется дешевле. Каршеринг позволяет отказаться от множества фиксированных трат (страховок, налогов, стоянки) и платить буквально “помесячно” по мере надобности. Многие жители мегаполисов так и делают: в будни – общественный транспорт или такси, а на уикенд при необходимости – каршеринговая машина. Финансово это часто оправдано.

Существенный фактор – парковка и гараж. В больших городах владение машиной имеет скрытую цену: стоимость парковочного места. Если нет собственного гаража или дворового места, придется платить за стоянку или рисковать штрафами. В Москве, например, рабочее место в пределах ТТК часто не имеет бесплатной парковки, и человек либо платит ~20–30 тыс. руб. в год за резидентное разрешение, либо тратит время на поиск редких свободных мест. С каршерингом эта проблема частично решается: машину можно бросить на любой разрешенной улице, и плата уже включена в тариф. В этом смысле для городского жителя, не располагающего парковкой, каршеринг привлекательнее, чем личный авто, даже если по чисто топливным затратам выходит паритет.

Следует учитывать и непрямые выгоды/издержки. Собственное авто – это удобство всегда иметь транспорт под рукой, но также и ответственность (как минимум, время на сервис, мойку, сезонную замену резины). Каршеринг избавляет от рутины владения. Многие готовы переплачивать за километр пробега, лишь бы не стоять в очереди на шиномонтаж и не бегать по страховщикам раз в год. С другой стороны, личная машина – это эмоциональная ценность, свобода тюнинга, чувство собственности, что для некоторых людей важно.

Если свести к краткому совету: каршеринг выгоден, когда вы ездите относительно редко или нерегулярно. Например, несколько коротких поездок в неделю, иногда рывками, с перерывами – тогда платить по чуть-чуть за аренду логично. Если же вам нужно ездить каждый день на большие расстояния, то в долгосрочной перспективе дешевле приобрести свою машину и покрывать ею большой годовой пробег. Исследования рынка подтверждают: когда ежедневные поездки становятся нормой, затраты на каршеринг догоняют и превышают стоимость владения. А в некоторых случаях альтернативой может стать и такси по подписке: сейчас агрегаторы предлагают фиксированные тарифы на месяц, что при интенсивной езде тоже конкурирует с личным авто по цене.

Для среднестатистического горожанина, проезжающего до ~10 тыс. км в год, каршеринг зачастую экономически оправдан и удобен. Он позволяет иметь автомобиль “под рукой” без первоначальных вложений и головной боли обслуживания. Но для автомобилиста с большими пробегами личное авто при всех расходах окупается через несколько лет и далее будет дешевле в содержании, чем постоянная аренда. Поэтому выгодность нужно считать индивидуально, учитывая все факторы – в том числе нематериальные. Каршеринг остается отличным инструментом городской мобильности, а собственный автомобиль – долгосрочной инвестицией в независимость. Каждый решает сам, что для него важнее, и нередко оптимальным бывает комбинировать оба подхода в зависимости от жизненных обстоятельств.