Продолжая "экскурсию" по Минскому музею авиации в Липках перейдём из вертолетной части в самолётную и начнём с "Аллеи МиГов", которые есть в музее практически все, кроме линейного МиГ-23, немного заглянув в кубинский Парк Патриот, музей Линии Сталина, музей Задорожного и в белорусский Щучин. В общем в этот раз будет даже больше немузейных, чем музейных.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
МиГ-17 (изделие СИ, И-330, з/н 54312705, с.н. 27-05/Авиационный завод № 31, Тбилиси). 1952. МиГ-17 заводской № 54312705 бортовой номер "28" красный до поступления в экспозицию музея в 2006 году "работал" памятником на территории в/ч 32851, обслуживавшей 41-й авиационный полигон в г. Давид-Городок Столинского района Брестской области. Самолёт первой базовой модификации без форсированного двигателя и был выпущен в Тбилиси тогда, когда на других заводах уже параллельно шёл выпуск модификации МиГ-17Ф. На хранение МиГ-17 был передан в 1970 и всю свою известную историю имел собственный номер "28" красный. У полигонщиков видимо был выбор куда отправить списанные самолеты - на полигон, музейному повезло - наверно он был в хорошем состоянии и его не отправили на расстрел. Самолет в естественном цвете в ухоженном состоянии и представляет собой отличный образец раннего варианта заслуженного истребителя.
МиГ-19С (изделие СМ-9/заводской № 3793774/Новосибирский авиационный завод (НАЗ) имени В. П. Чкалова). 1956-1957.
Гродненская область, Щучинский район, г. Щучин. Ул. Озерная. В Щучине на самом высоком холме стоит над озером памятник с взлетающим МиГ-19С. Эта машина в 1972 году установлен как памятник перед домом офицеров в Щучине, в 2015 демонтирован, а через год 7 июня 2016 установлен на другом берегу озера. Самолет на, памятнике с 1960 по 1976 год состоял на вооружении 979 истребительного авиационного Волковысского Краснознаменного ордена Суворова полка, который базировался в Щучине в 1960-1989. Считается, что это самолет с бортовым номером 01 был "командирским", на нём летал командовавший в 1966 — 1970 95–й истребительной авиадивизией полковник Игорь Трофимов. На памятнике саиолет МиГ-19С самой массовой модтфикации жтого типа раннего выпуска с двумя ПУ НУП ОРО-57К. Новое место для самолета оказалось более удачным, чем около дворца.
МиГ-19П (СМ-7, изделие «62», з/н 62211129, с.н 11-29/Горьковский Авиационный завод №21 им. Орджоникидзе МАП). 1958. Самолет МиГ-19П (Красный "11") в музее на бывшем аэродроме ДОСААФ под Минском появился в 2014 году, сменив МиГ-19С, который уехал на место дислокации 968-го Краснознаменного Севастопольского ордена Суворова III степени истребительного авиаполка в поселок Россь Волковысского района Гродненской области. В Росси МиГ-19П с начала 70-х стоял на постаменте, выслужив свой срок. Суть рокировки не понятна, но в музее явно посчитали, что перехватчик ценнее истребителя. Музейный МиГ-19П относится к одним из последних самолетов этого типа, выпущенных в Горьком на заводе №21 в 1958 году, непосредственно перед началом выпуска ракетоносца МиГ-19ПМ. МиГ-19П хотя и был оснащен как всепогодный перехватчик РЛС, на поздних самолетах - РП-5 «Изумруд-2», но не имел ракетного вооружения, истребитель был вооружен двумя пушками НР-30. Под крылом МиГ-19П был оснащен пилонами для главного оружия этого перехватчика - двух блоков неуправляемых ракет РО-57-8 (ОРО-57К) с восемью снарядами АРС-57 или при использовании как истребитель-бомбардировщик двух бомб ФАБ-250, ну и в крайнем случае двух подвесных бака по 760 л. Всего в 1956-58 годах завод №21 построил 433 перехватчиков МиГ-19П. Хотя обычно считается, что наследником МиГ-19 был МиГ-21, но это верно только по времени производства. К двухдвигательным фронтовым истребителям и перехватчикам вернулись только при МиГ-29. Развитие двухдвигательной схемы от МиГ-19 быстрее бы привела к современным типам самолетов, но в60-е решили по другому, тем более, что самолет с одним ТРВД существенно дешевле такого же только с двумя, а пилоты... ну кто их считает.
МиГ-21СМТ (Е-7СМТ, изделие "50", с/н 026-14, з/н 50034110/Горьковский Авиационный завод №21 им. Орджоникидзе МАП). 1973. Музейный МиГ-21СМТ - поздний вариант истребителя МиГ-21СМТ, который выпускался в 1971—1973 годах на Горьковском авиазаводе исключительно для советской ВВС и был произведён в количестве 281 истребитель. В отличие от ранних машин, этот МиГ-21СМТ не имеет обычного данного типа "горба гаргота" для увеличенного бака до 3250 литров для увеличения дальности. Модификация МиГ-21СМТ должна была быть последней для МиГ-21, но МиГ-23 долго не хотел "нормально служить" и в итоге лёгкий истребитель, превратившийся в ВВС СССР в носитель тактического ядерного оружия, не стал последним в своём поколении, за ним пошёл в производство ещё и "75" тип - МиГ-21бис, который так же служил на аэродроме "Точный" в Щучине. В ходе эксплуатации первых самолётов МиГ-21СМТ выяснилось, что горб бака серьезно снижает управляемость и устойчивость полёта на боевом курс. Начиная с самолета с с.н. 022-07 на Горьковском авиазаводе №21 заменили 900 литровый топливный бак на 530 литровый, который ставился и на "21бис", из-за чего по силуэту эти самолёты были похожи. Музейный МиГ-21СМТ, подготовленный для применения ТЯВ на европейском ТВД, был на вооружении 927 Кенигсбергского орденов Александра Невского, Краснознаменного истребительного авиаполка, базировавшегося в Щучине, откуда возможно в 2000 попал на памятник в п. Малеч Берёзовского района Брестской области, а затем в 2007 в музей. В афганистанской командировке вместе с 927 ИАП, который "за речкой" летал на МиГ-21бис, самолет не был, ну и правда зачем ТЯВ в горах... хотя:-)).
МиГ-25БМ (изд.02М, изд.66, заводской №66005425, с.н. 04-12/Горьковский Авиационный завод №21 им. Орджоникидзе МАП). 1985. Уже один МиГ-25 в коллекции музея - раритет, а сразу два имеет может быть только музей в Монино. Любой МиГ-25 в музее производит впечатление, как он производил впечатление на генералов НАТО в 70-е. А МиГ-25БМ - одноместный сверхзвуковой самолет прорыва ПВО противника с радиоэлектронным и огневым подавлением средств ПВО был настоящим летающим ужасом для них. В задачу самолёта, взлетев в Щучине, входило пробитие ПВО на направлении главного удара, куда потом должна была входить армейская авиация с того же аэродрома "Точный" с подвешенными бомбами со СБЧ. Для этого на МиГ-25БМ устанавливали противорадиолокационный радиоэлектронный комплекс "Ягуар" в составе аппаратуры целеуказания головкам самонаведения противорадиолокационных ракет "Сыч", станции радиотехнической разведки "Береза-Л" и станций активных помех "Сирень-1Д-ОЖ" и "Лютик", его вооружали четырьмя противорадиолокационными ракетами Х-58 (Х-58У) с сохранением возможности применения спецбоеприпасов. Внешне вершина развития МиГ-25БМ отличается от других МиГ-25 фоpмой удлиненного на 0,72 м носового pадиопpозpачного обтекателя и типом балочных держателей. Музейный МиГ-25БМ "78 красный" заводской №66005425 был построен в конце 1985 на авиазаводе в Горьком и стал одним из последних выпущенных самолетов этого типа, а может быть и вообще последним - официально дата выпуска 30 декабря 1985. В начале 1986 г. был принят на вооружение 3-й эскадрильи 931 ОГРАП (в/ч п.п. 82377 г. Вернойхен, ГСВГ), в июле 1990 года передислоцировали на аэродром Щучин, где эскадрилья вошла в состав 151 отдельного авиационного полка радиоэлектронной борьбы 26 воздушной армии. После списания использовался в качестве учебного пособия на аэродроме военного факультета Минского государственного высшего авиационного колледжа, выработав только 20% ресурса. К сожалению развитие средств ПВО и изменение задач армии не оставила этой машине шансов. Сейчас и близко таких не делают. 19 октября 2012 года передан в экспозицию музея.
МиГ-25РБС (изд.02С, изд.51, з/н 02053164/Авиационный завод №21 им. Орджоникидзе). 1978. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина». Дорога Р28, 31 км Лошанский с/с, Минская обл. Беларусь. Разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБС с бортовым номером «07 белый» состоял на вооружении 10-го отдельного разведывательного авиационного полка, который базировался в Щучине. Отличием сверхзвукового разведчика-бомбардировщика
МиГ-25РБС от МиГ-25РБ было наличие РЛС бокового обзора "Сабля" (изд. 122) для всепогодной радиолокационной разведки наземных целей в условиях скрытности (ночью и в облаках). Внешне МиГ-25РБС отличается большими боковыми pадиопpозpачными панелями на носовой части фюзеляжа, которые на музейном закрашены серой краской. Боpтовое обоpyдование было дополнено станцией постановки помех СПС-142 (изд. 142). Даже сейчас перехват цели, летящей на скорости 3000 км/час и оснащенной РЭБ, является труднорешаемой задачей для современных ЗРК, а в 80-е такой самолет был ультимативным оружием, не только разведчиком, но и бомбардировщиком, способным доставить спецбоеприпас. Именно различные модификации МиГ-25, стоявшие в Щучине, в случае большой войны должны были провести разведку на МиГ-25РБС, подавить ПВО на МиГ-25БМ, который хранится в переезжающем музее на аэродром Липки, что бы могла работать тактическая авиация, нанести удары спецбоеприпасами на МиГ-25РБ по сосредоточенным в тылах резервам. Так должна была начаться третья мировая. МиГ-25РБС на "Линии Сталина" хотя и без вооружения, но с двигателями - редкий и интереснейший артефакт, когда-то высокоразвитой технологической цивилизации.
МиГ-25ПУ (изд. 22/заводской №22037313/Горьковский Авиационный завод №21 им. Орджоникидзе МАП). 1983. Музейный МИГ-25ПУ - это первый экспонат музея, с него началась история коллекции. МиГ-25 в любом исполнении наверно самый брутальный и олицетворяющий мощь авиации самолёт. Можно представить в каком шоке были от неё НАТОвцы. Но для удачной "демонстрации" МиГ-25 нужно хорошо ставить, как например в музее "Линия Сталина. Но даже на траве на краю у леса мощная машина в экспозиции музея в Липках смотрится уверенно, хотя конечно спарка не является верхом элегантности. Главным внешним отличием двухместного МиГ-25ПУ с двигателями Р15Б-300 от высотного перехватчика стала заново спроектированная носовая часть фюзеляжа, в которой разместили кабину инструктора. Все управление самолетом и двигателями — дублированное. Одновременно сняли РЛС «Смерч-А», при этом пульт управления ею в кабине обучаемого сохранили. Для учлета применили катапультное кресло КМ-1УМ, а для инструктора — КМ-1ИМ, обеспечивавшие спасение летчиков в диапазоне высот от земли до 25 000 м и при полете с индикаторной скоростью от 130 до 1200 км/ч. Интересно, что в связи со сложностью боевого применения, для разведывательных вариантов был создан отдельный учебный самолет - МиГ-25РУ. Музейный самолет, выпущенный в Горьком в 1983 с №22037313, относится к одной из последних серий МиГ-25, чьё производство было окончено через два года. Самолет состояло на вооружении 61-го истребительного авиационного полка 2-й отдельной армии ПВО (г. Барановичи Брестской обл., в/ч 54804). В январе 1990 этот МиГ-25ПУ прошел средний ремонт и налетал после ремонта 327 часов. Всего с начала эксплуатации нарабоотка составила 1091 лётный час. Списали спарку 27 ноября 1995, при установленном ресурсе для типа - 2500 часов/25 лет, самолет имеет запас по назначенному ресурсу 1409 часов и по сроку службы 7 лет 6 месяцев. 8 февраля 2001 года передан в Музей авиационной техники Минского аэроклуба.
МиГ-25ПУ (изд. 22/заводской номер 22037266, Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе МАП). 1983. Гродненская область, Щучинский район, г. Щучин. Ул. Советская. Встречающий всех поворачивающих с трассы Минск-Гродно на Щучин возле автомобильной развязки на пересечении трассы М6 Минск - Гродно и дороги Р51 Острино – Щучин МиГ-25ПУ рассказывает о базировавшемся на аэродроме Точный в Щучине 10-м отдельном разведывательном авиационном Московско-Кёнигсбергском Краснознаменном ордена Суворова 3-й степени полке (в/ч 21803), базировавшегося здесь с 1961 года до 90-х годов. По иронии судьбы именно МиГ-25ПУ никогда не базировались в Щучине. Один из последних, выпущенных в Горьком, учебных истребителей летал в составе 61-го истребительного авиационного полка 2-й отдельной армии ПВО в Барановичах. Как памятник лётчикам в Щучине памятник был установлен в 1999 году. К тому времени 10–й орап был расформирован, а в Щучине дислоцировалась 134–я школа младших авиационных специалистов. По инициативе начальника школы, бывшего командира авиаполка полковника Владимира Рябова из Барановичского авиаремонтного завода в шмас в качестве учебного пособия передали корпус МиГ–25ПУ. Так как все МиГ-25РУ (изд.39), учебные спарки-разведчики, которые были в составе 10–го орап, были уже порезаны, на памятник поставили похожую на него спарку-перехватчик. С 2003 после расформирования шмас до 2015 самолет прятали на, аэродроме от разборки, а в 2015 его установили в честь 979–го и 10–го авиаполков на постамент на въезде в Щучин к 70–летию освобождения Беларуси.
МиГ-25ПУ (изд. 22, сн: 04-хх, зн 22018174, Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе МАП). 1973. Московская область, Одинцовский р-н. Парк Патриот, ст2. Минское шоссе 55. Самолет в Центральном парке Патриот - это МиГ-25ПУ с бортовым номером 53, выпущенный в Горьком в 1973 году и служивший рядом в Савастлейке в 148 Центре Боевой Подготовки и Переподготовки Летного Состава авиации Противовоздушной Обороны (148 ЦБП и ПЛС авиации ПВО). Учебно-тренировочный перехватчик под обозначением МиГ-25ПУ (изд. 22) был запущен в серийное производство в Горьком в 1972, которое продолжалось до 1985 г. Всего было изготовлено около 180 экземпляров этих машин. Самолет из Парка Патриот относится к одном из ранних экземпляров из 4-х партии. После эксплуатации самолет хранился в музее Саваслейского ЦБПиПЛС в Нижегородской области, затем прошел восстановление на 121 АРЗ в Кубинке в начале 2016 года.
МиГ-25ПУ-СОТН (зн 22040578, сн 15-хх, Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе МАП). 1984. Музей Техники Вадима Задорожного. Архангельское. МО. Экспонат музея МиГ-25ПУ-СОТН ("22", самолет оптико-телевизионного наблюдения) наверно самый известный самолет этого типа для всех, кто следил за советской космонавтикой. Именно этот самолёт есть на всех кадрах садящегося ВКС Буран после первого и единственного полета в космос, . МиГ-25ПУ-СОТН (заводской номер 22040578) был выпущен на Горьковском авиазаводе №21 имени Серго Орджоникидзе для службы в ВВС Ливии. Но вместо Ливии самолёт направили в Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова, где он летал по программе Школы летчиков-испытателей. С апреля 1985 года его использовали в рамках программы многоразового космического корабля «Буран» для разработки и уточнения алгоритмов управления траекторией ВКС «Буран», регистрации параметров аппаратуры автоматического управления, подготовки и тренировки экипажей «Бурана». Самолёт оснащался бортовой системой, разработанной в НПО «Молния» и Институте телевизионных систем и включающая видеокамеры SONY DXM-3Р, видеомагнитофон 4800РS, монитор DX-50, передатчик KL-108 и антенну MB-10, которая была размещена в передней кабине самолета. 15 ноября 1988 во время возвращения «Бурана» из орбитального полёта его сопровождал МиГ-25ПУ-СОТН, передававший информацию о внешнем состоянии «Бурана» во время посадки. Пилотировал самолет летчик-испытатель М.О.Толбоев.
На этом агрегате закончим четвёртую часть рассказа об экспонатах Минского авиамузея. В пятой части перейдем к фронтовым Мигам, среди которых есть очень интересные машины. Встретимся через неделю. Оставайтесь с нами, будет познавательно...
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо: в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Первая и вторая часть обзора музея здесь:
Минский авиационный музей. Часть 1. От космоса до учебных реактивов.
Минский авиационный музей. Часть 2. Вертолёты Миля
Минский авиационный музей. Часть 3. Вертолёты, планеры и разное...