За что́ же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Этими строками из басни «Кукушка и петух» Иван Андреевич Крылов, по свидетельству современников, высмеял Фаддея Венедиктовича Булгарина и Николая Ивановича Греча. Они действительно состояли в хороших отношениях — как деловых, так и дружеских. Последнее, однако, похоже не послужило на пользу репутации Греча. Булгарин был скандально известен своими доносами начальству, за что его недолюбливал Пушкин. Как-то Александр Сергеевич сказал Николаю Ивановичу: «Удивляюсь, Николай Иванович, вашей дружбе с Булгариным!» На это Греч ему ответил: «А тут ничего удивительного нет. Я дружен с ним, как мачеха с пасынком».
До сих пор имя Греча ассоциируется у нас с именем Булгарина и плодами их совместного труда — «Северной пчелой» и «Сыном Отечества». Но мало кто помнит и знает, что Николай Иванович не только журналист и публицист, но ещё и специалист в области языкознания. Н.И. Греч внёс немалый вклад в изучение русской грамматики: именно его заслугой считают учение о главных и второстепенных членах предложения, характеристику различий разных типов предложений, исследования видов глагола.
Николай Иванович родился в 1787 году в Санкт-Петербурге. Что бы ни говорили о Грече, человек он был по-настоящему умный и образованный, как и все его родственники. В «Записках из моей жизни» Греч вспоминает слова генерал-прокурора Александра Андреевича Беклешова, в присутствии которого Греч блестяще защищал экзамен: «Не диво. И отец его, и дяди хорошо учились, а дед был преученый человек». До начала литературной деятельности Николай Иванович окончил Юнкерское училище при Сенате, отслужил секретарём в Министерстве внутренних дел и преподавателем русской и латинской словесности в Главном немецком училище святого Петра, Царскосельском лицее и различных частных пансионах.
Как и многие высокообразованные люди его времени, Н.И. Греч долгое время придерживался либерального направления, хотя после восстания декабристов он стал скорее консерватором и даже принял участие в разработке цензурного устава 1828 года. Н.И. Греч дружил со многими декабристами: например, с Александром Александровичем Бестужевым и Кондратием Фёдоровичем Рылеевым. Николай Иванович даже работал в альманахе «Полярная звезда». С либерального направления началась и публицистическая деятельность Н.И. Греча: в 1807 году он выпустил журнал «Гений времён», который, увы, не прошёл цензуру и вскоре был закрыт.
Журналистская деятельность Н.И. Греча связана с именем Ф.Б. Булгарина в первую очередь потому, что именно последний добился права на издание «Северной пчелы». Она стала первой крупной частной газетой в России и единственной, которой позволено было публиковать политическую информацию. В 1828 году газета также получила право первой печатать театральные рецензии. Именно «Северная пчела» может считаться наиболее влиятельной и популярной среди изданий Н.И. Греча и Ф.Б. Булгарина. Журналисты продолжали руководить газетой до 1859 года.
В 1812 году в связи с началом Отечественной войны Николай Иванович основал политический, литературный и исторический еженедельный журнал «Сын Отечества», очень быстро ставший популярным благодаря высокому качеству материалов. Аудиторию привлекали и два приложения о политических новостях Европы. «Сын Отечества» славился своими научными статьями, критическими разборами и обозрениями. До 1825 года в журнале также публиковалось немало гражданской поэзии К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева и В.К. Кюхельбекера и смелых статей о положении крепостных крестьян.
Преподавательская деятельность Николая Ивановича началась тогда, когда в гимназиях появилась тенденция соединять «общую грамматику» (латынь, греческий и современные европейские языки) с русской. Н.И. Греч работал во время внедрения в учебную программу «отечественного языка», или же «классической российской словесности» Шишкова.
В 1808 году, будучи всего лишь девятнадцатилетним юношей, Николай Иванович издал «Таблицы русских склонений», которые подверглись критике за то, что парадигмы склонения в них были «излишне подробны». Но кто в силах запретить человеку действовать в соответствии со своими увлечениями? Вот и Греч не обратил внимания на критику! Ему была интересна ланкастерская система обучения, по которой старшие и более опытные ученики обучают младших. Филолог предполагал, что таблицы послужат ускоренному усвоению русской грамматики.
Спустя практически 20 лет Николай Иванович издал новые работы — «Пространную русскую грамматику», за которую был удостоен звания члена-корреспондента Академии наук, и «Практическую русскую грамматику». Педагогическая деятельность очень помогла Н.И. Гречу в том, чтобы сделать созданные им учебники удобными на практике.
Но и здесь мастера слова не были к Гречу благосклонны. Несмотря на все старания автора, Николаю Ивановичу ставили в укор тяжеловесность стиля, излишний академизм и незнание психологии учащихся. Не одобряли и логико-грамматический «искусственный» подход Н.И. Греча к языку. Николай Иванович стремился соединить смысл слов с их грамматическими характеристиками, а в XIX веке такой подход к изучению грамматики ещё не был востребован. Кроме того, выяснилось, что Н.И. Греч опирался на другие иностранные грамматики при разработке собственных. Николай Иванович изучил много немецких трудов, среди которых работы лингвистов И.К. Аделунга, К.Ф. Бекера, Ф.В. Тирша, С.Г.А. Гёрлинга и других. Н.И. Греч даже состоял в переписке с учеником Аделунга И.С. Фатером.
И всё же грамматики Н.И. Греча оставались востребованными достаточно долго, так как у него были своя типография и связи в министерстве народного просвещения. Николай Иванович заручился и поддержкой многих современников. Он занимался популяризацией своих трудов в том числе самостоятельно, преподавая курс лекций «Чтения о русском языке».
В 1849 году Н.И. Греч начал писать воспоминания «Записки о моей жизни», в которых рассказывал не только о себе, но и об истории русской литературы, а также общественной жизни России 1800-1830 годов. В 1855-1857 годы Греч также написал «Воспоминания старика», посвящённые декабристскому движению. Скончался Николай Иванович 12 января 1867 года. Он похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском лютеранском кладбище.
В рубрике «ДНК языка» мы узнаём о жизни и деятельности русских филологов и лингвистов, порой не очень известных, но внёсших весомый вклад в развитие нашего языка. В конце каждого текста вас всегда будут ждать интересные факты! Обязательно читайте материал до конца, чтобы их не пропустить, и подписывайтесь на «Dataslov»!
Автор: Алёна Емельянова
Дизайнер: Мария Окунь