Найти в Дзене

Инклюзивное образование: ключевые изменения для школьников с ОВЗ в 2025/26 учебном году

Сентябрь 2025 года принесет важные изменения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассказываю, как государство, школы и технологии объединяются, чтобы сделать образование доступным для всех. С 1 марта 2025 года в законах исчезнет устаревший термин «умственная отсталость» — его заменят на «нарушение интеллекта». Это не просто смена формулировок, а шаг к гуманному подходу. Теперь условия обучения будут строго соответствовать рекомендациям ПМПК и ИПРА. Например, если ребенку нужен сурдопереводчик или ассистент, школа обязана их предоставить.
🔹 Что это значит на практике?
Родители смогут требовать соблюдения всех прописанных в программе условий, а школы — получат четкие алгоритмы действий. Минпросвещения запускает ежегодный мониторинг доступности образования. В фокусе — не только пандусы и лифты, но и «невидимые» барьеры. Например, появятся:
С 2025 года все педагоги пройдут курсы по инклюзии, а число тьюторов в школах вырастет на 30%. Для родителей запустят платформу с успе
Оглавление
Сентябрь 2025 года принесет важные изменения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассказываю, как государство, школы и технологии объединяются, чтобы сделать образование доступным для всех.

1. «Нарушение интеллекта» вместо «умственной отсталости»: почему это важно?

С 1 марта 2025 года в законах исчезнет устаревший термин «умственная отсталость» — его заменят на «нарушение интеллекта». Это не просто смена формулировок, а шаг к гуманному подходу. Теперь условия обучения будут строго соответствовать рекомендациям ПМПК и ИПРА. Например, если ребенку нужен сурдопереводчик или ассистент, школа обязана их предоставить.
🔹
Что это значит на практике?
Родители смогут требовать соблюдения всех прописанных в программе условий, а школы — получат четкие алгоритмы действий.

2. Школы под контролем: как будут оценивать инклюзивную среду

Минпросвещения запускает ежегодный мониторинг доступности образования. В фокусе — не только пандусы и лифты, но и «невидимые» барьеры. Например, появятся:

  • Индукционные петли для слабослышащих — они усиливают голос учителя, подавляя фоновый шум.
  • Сканеры с голосовым выводом для слабовидящих — устройство прочитает текст из учебника вслух.
    По данным ВЦИОМ, 61% детей с ОВЗ уже учатся в обычных школах, и такие технологии помогут им не отставать от сверстников.

3. Учиться у лучших: курсы для педагогов и кейсы для родителей


С 2025 года все педагоги пройдут курсы по инклюзии, а число тьюторов в школах вырастет на 30%. Для родителей запустят платформу с успешными кейсами: как адаптировать учебники, организовать пространство дома и помочь ребенку с социализацией.

4. Технологии в помощь: от Брайля до нейроинтерфейсов

В классах появятся:

  • Клавиатуры Брайля с тактильной обратной связью.
  • Программы-синтезаторы речи, которые озвучивают текст в реальном времени.
    Но эксперты предупреждают: гаджеты не заменят живого общения.

5. «За» и «против»: что думают родители?

74% семей поддерживают инклюзию, но каждая вторая семья даже не знает, есть ли в их школе дети с ОВЗ. «Сын с аутизмом год ходил в обычный класс, — делится мама из Новосибирска. — Одноклассники научились терпению, а он — дружить. Но без тьютора мы бы не справились».

Что в итоге?
2025/26 учебный год станет проверкой для всех: школ, учителей, родителей. Но именно такие изменения приближают нас к обществу, где ценят не только успехи, но и усилия.