Найти в Дзене

Сколько стоит снять музыкальный клип?

Работа с визуалом — неотъемлемая часть карьеры современного музыканта вне зависимости от того, насколько велика его популярность. Снимать клипы одинаково важно как для начинающих независимых артистов, так и для мастодонтов сцены с многолетней карьерой за плечами. Музыкальные видео глубже раскрывают образ артиста, а еще — это отличный инструмент в продвижении треков. При этом одни клипы снимаются на IPhone дома, а на другие уходит многомиллионный продакшн с выстроенными декорациями и большой командой. Разберемся, сколько в действительности стоит снять хорошее музыкальное видео. Узнаем, какие суммы нужны, чтобы нанять подрядчиков, арендовать студию и оборудование. Поговорим о том, что делать, если бюджет ограничен, и разберем способы сэкономить. Чтобы рассчитать, сколько стоит снять музыкальное видео, нужно сначала понять, из чего строится его бюджет. Для этого нужно составить смету для клипа. Смета — это подсчет всех расходов на съемки, подготовку к ним и пост-продакшн. Она бывает предв
Оглавление
7 обязательных пунктов сметы и обзор 5 разных бюджетов — от 0 рублей до нескольких миллионов
7 обязательных пунктов сметы и обзор 5 разных бюджетов — от 0 рублей до нескольких миллионов

Работа с визуалом — неотъемлемая часть карьеры современного музыканта вне зависимости от того, насколько велика его популярность. Снимать клипы одинаково важно как для начинающих независимых артистов, так и для мастодонтов сцены с многолетней карьерой за плечами. Музыкальные видео глубже раскрывают образ артиста, а еще — это отличный инструмент в продвижении треков.

При этом одни клипы снимаются на IPhone дома, а на другие уходит многомиллионный продакшн с выстроенными декорациями и большой командой. Разберемся, сколько в действительности стоит снять хорошее музыкальное видео. Узнаем, какие суммы нужны, чтобы нанять подрядчиков, арендовать студию и оборудование. Поговорим о том, что делать, если бюджет ограничен, и разберем способы сэкономить.

Что такое смета для музыкального клипа: как ее составить и из чего складывается бюджет

Чтобы рассчитать, сколько стоит снять музыкальное видео, нужно сначала понять, из чего строится его бюджет. Для этого нужно составить смету для клипа.

Смета — это подсчет всех расходов на съемки, подготовку к ним и пост-продакшн. Она бывает предварительной — в которой мы только планируем, сколько денег будет потрачено в процессе, и финальной — в ней отражаются все реальные расходы.

Вот так могут выглядеть сметы на разный бюджет:

На основе предварительной сметы закладывается бюджет для съемок.

Сам документ можно составить в Google Sheets или любом другом удобном для вас сервисе с таблицами.

Ниже раскроем пункты, которые обязательно должны учитываться при расчете сметы. В каждом из них рассмотрим, как можно реализовать его в рамках 5 разных бюджетов: от 0 рублей до нескольких миллионов.

Обозначим их так:

  • 0-50 тыс. рублей — минимальная смета;
  • 70-100 тыс. рублей — маленькая смета;
  • 100-200 тыс. — смета ниже среднего;
  • 200-500 тыс. рублей — средняя смета;
  • от 500 тыс. до нескольких миллионов — профессиональная смета.

Сколько стоит препродакшн клипа: подготовка к съемкам музыкального видео

К предпроизводству или препродакшену относится все, что касается подготовки к съемкам. Например, написание сценария, если эту работу выполняет приглашенный сценарист, а также работа с локациями и их аренда.

Минимальная смета (0-50 тыс. рублей)

С таким бюджетом сценарий придется писать самому, а из локаций выбирать только те, которые бесплатные. Это могут быть урбанистические или природные пейзажи, декорации в виде аутентичной квартиры вашего друга или уютная дача родителей.

В качестве локации можно выбрать и в общественные места, но для этого придется сначала внимательно изучить правила съемки в них. Часто за это все-таки придется заплатить, а с небольшим бюджетом нужно вдумчиво выбирать, на что именно его потратить.

В этом варианте сметы все зависит от сильных сторон исполнителя. Если главное в ваших треках — атмосферное звучание, все строится на вайбе, тексте или музыке, а вы в этом процессе — лишь медиатор, то можно все-таки потратиться на интересную локацию.

Однако чтобы снять вирусный ролик, вкладывать много денег в место съемок — совсем не обязательно. Например, декорации клипа на хит поп-группы SEREBRO «Мама Люба» — это просто салон автомобиля. А отсутствие дорогих интерьеров совсем не помешало музыкальному видео набрать больше сотни миллионов просмотров:

-3

Маленькая смета (70-100 тыс. рублей)

Такой бюджет уже позволит вам не только снять студию на несколько часов (10-15 тыс.), но и нанять оператора с портфолио.

Сценарий по-прежнему придется создавать самому, зато теперь вы сможете прописать в нем хотя бы несколько замысловатых техник и приемов съемки. Найти их и узнать, как они называются, можно через сайт EYECANDY (он бесплатный и работает без регистрации). Достаточно выбрать из библиотеки сервиса гифку-референс, и вам откроется множество других примеров с этой техникой. Там же будет ее название и описание.

-4

Кратко пропишите главные этапы режиссерского сценария (тритмента) и отметьте, где и какой прием вы хотите использовать.

Смета ниже среднего (100-200 тыс.)

Такой бюджет уже позволит вам выбрать несколько локаций. Следите за тем, чтобы декорации каждой из них были не просто красивыми пейзажами или набором дорогой мебели. Съемочные локации должны стать прямым продолжением идеи клипа, передать его атмосферу.

Иногда вам может повезти и отснять все задуманное удастся в одном месте. Так случилось у руководителя нашего отдела видеопродакшена Богдана Прилуцкого, когда он работал над клипом для панк-рок артиста Аджони Рас (Ajoniras) «Думай о здоровье». Идея подразумевала использования нескольких декораций — «психлечебницу» и «комнату в стиле 90-х». Обе локации удалось найти в одном комплексе. Смета для съемок в итоге составила 168 тыс. рублей. За эти деньги удалось снять три сниппета, которые также были использованы как полноценный клип.

Задачу по написанию сценария можно все еще оставить за собой, ведь большая часть бюджета уйдет на оборудование, локации и других, более важных, чем сценарист, подрядчиков.

Средняя смета (200-500 тыс. рублей)

А вот с такими деньгами можно наконец поручить писать сценарий профессионалу своего дела.

Кроме того, можно даже нанять локейшн-менеджера — специального человека, в чьи обязанности входит приезжать на места съемок заранее. Там его задача — оценить, где лучше всего разместить камеры и свет.

Правда на этом можно и сэкономить: на локацию может приехать заранее ваш личный менеджер. Однако для этого он должен разбираться в том, как лучше осветить площадку, и понимать, где встать оператору, чтобы получить лучшие кадры. Заменить локейшн-менеджера может и сам режиссер, если вы заранее об этом договоритесь.

Профессиональная смета (от 500 тыс. до нескольких миллионов)

С таким бюджетом уже работают профессионалы, а все задачи можно делегировать тем, кто лучше вас в этом разбирается.

Для написания сценария можно даже пригласить специалистов с большим именем. Например, оскароносная киносценаристка София Коппола («Мария-Антуанетта», «Трудности перевода», «Присцилла: Элвис и я») работала над клипом The White Stripes «I Just Don't Know What to Do With Myself».

Такой бюджет позволяет менять локации так часто, как это задумано идеей клипа. Не стоит забывать и дорогостоящих, масштабных декорациях. Например, судя по данным медиа PEOPLETALK, специально для съемок музыкального видео Майкла и Джанет Джексонов «Scream» был построен целый космический корабль.

Стоимость съемки музыкального видео: во сколько обойдется нанять команду

На этом этапе мы рассчитываем работу подрядчиков, которые примут участие в съемках.

Минимальная смета (0-50 тыс. рублей)

Для такого бюджета главный и единственный человек, отвечающий за съемки — видеограф. Он сразу и режиссер и оператор, а в самых маленьких командах — даже монтажер.

Если бюджета на специалистов, отвечающих за работу с камерой, нет совсем, в качестве них может выступить любой ваш друг или знакомый, у которого есть камера и который только учится снимать.

Можно также попробовать найти начинающего видеографа с помощью сарафанного радио. Например, спросить совета у коллег в музыкальных чатах (wavinfo, BandLink.СаундЧат, Ромб Родного Звука, Круг ИМИ и т.д.).

Поискать себе оператора или даже режиссера можно среди выпускников театральных и кино-университетов. Вбейте названия учебных заведений в поиск сообществ в VK и вы найдете их официальные и неофициальные группы.

Можно и самому написать пост в сообществах, посвященных кастингам и вакансиям в рамках музыкальной и кино-индустрий.

-9

Маленькая смета (70-100 тыс. рублей)

С такой сметой вы по-прежнему будете работать только с одним специалистом — видеографом. Однако этот бюджет позволит выбрать в качестве него среднего или даже неплохого оператора с портфолио (20-30 тыс.), а не просто знакомого с камерой.

Как мы говорили выше, в этом случае можно попробовать поработать с референсами и несложными техниками съемки. В конечном итоге работа будет все еще выглядеть достаточно просто, но уже будет сделана по-настоящему качественно. И если в придачу к этому у вас есть сильный трек — этого вполне достаточно для хорошего старта.

Смета ниже среднего (100-200 тыс.)

Такой бюджет позволит вам нанять не только оператора, но также гафера (художника по свету) и актера. Это значит, что наконец можно будет поработать с сюжетностью, наполнив музыкальное видео важными для вас смыслами и посылами.

Средняя смета (200-500 тыс. рублей)

Такой бюджет даст возможность нанять полноценную команду, которой можно делегировать большинство задач. В качестве режиссера и оператора у вас уже получится нанять двух разных специалистов, а не сваливать их обязанности на плечи одного подрядчика.

-10

Профессиональная смета (от 500 тыс. до нескольких миллионов)

Такая сумма значительно расширяет количество подрядчиков, которых можно занять на своем продакшене. Это не только режиссер, оператор и гафер, но и актеры, визажисты, танцовщики, стилисты, парикмахеры и многие другие специалисты. Здесь все зависит от вашего персонального желания и, конечно, пределов бюджета.

Со сметой такого уровня можно сразу обратиться в компанию видеопродакшена. Они возьмут на себя все задачи по организации и контролю съемок и самостоятельно найдут всех необходимых подрядчиков.

Например, для ANNA ASTI видеопродакшн BSG Film снял масштабный и очень дорогой клип на ее хит «Царица». Его бюджет — цифра с семью нулями. Это концептуальное музыкальное видео с хорошо проработанными деталями. Каждая из них работает на то, чтобы посыл и идея клипа быстро и органично считывались зрителем. Над всеми деталями трудилось большое количество подрядчиков, включая актеров, костюмеров и декораторов.

Кстати, BSG Film — это видеопродакшн эксперта нашего курса «Музыкальный бизнес» Марии Жемчужины — режиссера и креативного директора, которая работала со RSAC, IOWA, ANNA ASTI, Скриптонитом и многими другими. За ее плечами более 100 проектов для крупных брендов и больших музыкальных лейблов по всему миру.

В рамках модуля про видеоконтент Мария подробно рассказывает обо всех подводных камнях как камерных, так и масштабных съемок, а также показывает нашим ученикам, как выглядит реальная съемочная площадка.

Стоимость оборудования для музыкального видео

В список оборудования входит все, что понадобится в процессе создания клипа: камеры, объективы, штативы, прожекторы, осветительные приборы, отражатели и т.д.

Минимальная смета (0-50 тыс. рублей)

С таким бюджетом все оборудование сведется к тому, которое вы сможете достать бесплатно у своих друзей.

Малобюджетные видео отлично можно стилизовать, если музыкальное направление артиста связано с ностальгией по 90-м и 00-м. Например, синти-поп певица Неатида сняла свой клип «Нева» на старую VHS-камеру.

-12

Зрителей подкупила ламповая атмосфера видео:

-13

А музыкальные паблики проводили сравнения с культовыми работами того времени:

-14

В качестве источников света в случае такой сметы можно обойтись одной led-панелью за 500 рублей (однако тогда лучше снимать только крупные планы).

-15

Маленькая смета (70-100 тыс. рублей)

С этой сметой вы сможете взять в аренду что-то из оборудования (10-20 тыс.) на ту сумму, которая останется за вычетом средств, потраченных на оператора и студию.

Есть несколько пунктов, на которых вы можете сэкономить, если смета у вас все еще небольшая:

  • свет. Раскроем секрет: здесь, прежде всего, важна не мощность ламп и их стоимость, а способность вашего оператора расположить источники света так, чтобы получить хороший кадр.

По данным наших экспертов, практически на любой студии есть один из самых доступных производителей освещения — Aputure. Аренда источников от этого бренда стоит примерно 1–3,5 тыс. рублей. У оборудования даже есть разные режимы: они могут имитировать плавное пламя свечи или наоборот — резкие молнии.

  • камера. В начале пути нет смысла тратиться на профессиональную кинотехнику. Лучше распределить этот бюджет на хорошего гафера, ведь, как мы писали выше, правильная композиция света — ключевая составляющая хорошей картинки.

Смета ниже среднего (100-200 тыс.)

Примерно четверть этой сметы уйдет на кинокамеру с механиком (50-60 тыс. рублей).

Так как в этом варианте бюджета можно наконец поработать с сюжетами и идеей, продумайте, сколько локаций вам нужно для их полноценного воплощения. Каждое из мест нужно будет оценить на предмет того, сколько источников света понадобится и как лучше их разместить.

Средняя смета (200-500 тыс. рублей)

Такая смета позволит подумать не только об аппаратуре, но и о стильных образах. Отчасти бюджет можно будет потратить на костюмы и дополнительный реквизит.

Профессиональная смета (от 500 тыс. до нескольких миллионов)

С профессиональной сметой можно найти компанию видеопродакшена, которая за вас подберет все лучшие камеры на рынке, выставит освещение по вашему запросу, а все, что останется вам — просто вовремя приехать на площадку и сняться в клипе.

Сколько стоит постпродакшн клипа: монтаж и графика

После того, как съемки клипа заканчиваются, необходимо, чтобы кто-то собрал полученный материал в целое, осмысленное произведение. Этим занимается монтажер. Данный специалист может брать фиксированный платеж за каждую минуту ролика или же за всю работу целиком, поэтому назвать среднюю стоимость подобной услуги непросто. Все будет зависеть от конкретного подрядчика и ваших способностей договариваться.

Если ваш бюджет укладывается только в минимальную (0-50 тыс. рублей) и маленькую смету (70-100 тыс. рублей), задачи монтажера может взять на себя оператор.

Если материала для клипа снято недостаточно или идея видео подразумевает какую-то сложную графику, можно нанять 3D-художника. Спрогнозировать стоимость услуг этого специалиста так же сложно, как и в случае монтажера: одни подрядчики просят за простую работу 100 тыс. рублей, а другие готовы сделать что-то более сложное всего за .

Однако графика — это то, на чем можно сэкономить. Например, эффект в клипе популярного рэпера Элджея «Suzuki» был создан на IPhone.

-16

Еще один недорогой вариант добавить графику в клип — нейросети. Наши эксперты предлагают Stable Diffusion, DALL-E, Midjourney или Runway.

Нужно учитывать, что с каждым годом появляются новые нейросети, а старые — апгрейдятся. Чтобы не отставать от прогресса и не пропустить ничего важного, следите за нашим телеграм-каналом. Там мы периодически рассказываем о новинках ИИ-технологий, которые могут быть полезны музыкантам. Например, здесь создатель UpSound Борис Суворов оставил инструкцию для артистов по использованию нейросети VEO 3.

Зачем закладывать бюджет на непредвиденные расходы

Как только ваши музыкальные видео перестанут быть только «для своих» и вы начнете создавать в собственных клипах масштабные, идейные сюжеты, расходы на непредвиденные случаи станут обязательным пунктом бюджета.

Процесс, результат которого напрямую зависит от качества работы большого количества людей, не всегда идет гладко. Поэтому пункт о непредвиденных расходах хорошо помогает понизить уровень потенциального стресса.

Но помните: чем сложнее становятся ваши съемки и чем больше подрядчиков вы нанимаете, тем сильнее увеличится «страховочная» сумма.

Продвижение музыкального клипа: сколько стоит и зачем нужно

Напрямую пиар клипов не связан с процессом их создания. Однако мы все-таки советуем занести этот пункт в статью будущих расходов. Ведь если вы не будете продвигать музыкальное видео, его так никто и не посмотрит. А значит деньги на его съемки были потрачены зря.

Продвигать музыкальные клипы можно совершенно бесплатно — например, через собственные соцсети, сниппеты отснятого материала, пасхалки и другие способы, о которых мы поговорили в другой нашей статье.

Но если вы потратили на клип приличную сумму, будет обидно, если о нем никто не узнает. И если вы не до конца разобрались, как лучше всего пиарить ваше музыкальное видео, советуем обратиться к тем, за чьими плечами уже целое множество успешных кейсов.

-17

Например, в UpSound в рамках нашей услуги «Продвижение клипов» мы открыто рассказываем, какими именно инструментами будем пользоваться, чтобы сделать ваше видео популярным. С каждым кейсом работает креативщик, мы заморачиваемся с оптимизацией видео (работаем с тегами, заголовками и описанием), даем советы по упаковке клипа и не поддерживаем любые накрутки.

Теперь вы знаете, что снять хороший клип можно с любым бюджетом. Главное — понимать свои сильные стороны и оставаться верным собственному позиционированию. Разберитесь, какие качества вы сможете сделать своей фирменной фишкой. Решите, зачем именно хотите снять клип, и какую идею он будет нести в себе. Если вы найдете ответы на эти вопросы, даже самая маленькая смета вам не страшна.