Найти в Дзене

«Некрополь 18 века». Заключительная часть виртуальной экскурсии по музею под открытым небом в Александро-Невской лавре

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я предлагаю вашему вниманию финальную 26 часть обзора наиболее интересных захоронений, расположенных в «Некрополе 18 века». Автопортрет. 1794. Государственный Русский музей. Великий русский скульптор, крупнейший мастер портретной скульптуры русского классицизма второй половины XVIII века. Академик (с 1774) и профессор (с 1794) Императорской Академии художеств. Родился будущий в деревне Тючковская Архангелогородской губернии в семье свободного крестьянина Ивана Афанасьевича Шубного (1704—1759), потомственного поморского мастера резьбы по моржовой кости.
В 1730 году Иван Афанасьевич сыграл важную роль в судьбе соседского мальчика Миши Ломоносова пристроив того в рыбный обоз, следовавший в Москву и дав три рубля на дорогу. Михал Васильевич не забыл добра и когда в 1759 году в Петербург прибыл опять же с рыбным обозом сын его благодетеля Федот, оказал молодому человеку всяческое содействие.
Молодой человек ставший к тому
Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я предлагаю вашему вниманию финальную 26 часть обзора наиболее интересных захоронений, расположенных в «Некрополе 18 века».

Шубин Федот Иванович (1740–1805)

Автопортрет. 1794. Государственный Русский музей.
Автопортрет. 1794. Государственный Русский музей.

Автопортрет. 1794. Государственный Русский музей.

Великий русский скульптор, крупнейший мастер портретной скульптуры русского классицизма второй половины XVIII века. Академик (с 1774) и профессор (с 1794) Императорской Академии художеств.

Родился будущий в деревне Тючковская Архангелогородской губернии в семье свободного крестьянина Ивана Афанасьевича Шубного (1704—1759), потомственного поморского мастера резьбы по моржовой кости.
В 1730 году Иван Афанасьевич сыграл важную роль в судьбе соседского мальчика Миши Ломоносова пристроив того в рыбный обоз, следовавший в Москву и дав три рубля на дорогу.

Михал Васильевич не забыл добра и когда в 1759 году в Петербург прибыл опять же с рыбным обозом сын его благодетеля Федот, оказал молодому человеку всяческое содействие.
Молодой человек ставший к тому моменту искусным резчиком поступает в Академию художеств, где становится одним из лучших учеников.
О его успехах свидетельствует тот факт, что в 1766 году он окончил Академию не просто с Золотой медалью, что само по себе свидетельствует о выдающемся таланте, но и был удостоен «Аттестата со шпагою», что давало его обладателю первый офицерский чин и личное дворянство.

В 1767 году Федот Шубин в числе нескольких других лучших выпускников отправился для продолжения обучения в Париж, за казенный счет.

После трехлетнего пребывания в Париже с разрешения руководства Академии отправляется в Италию, где создает множество произведений, принесших ему славу одного из лучших ваятелей Европы своего времени. Работая за границей, он никоим образом не терял связи с Россией и среди его работ того периода:

Листайте галерею:

И многих других видных государственных деятелей той эпохи.

По возвращении в Россию, Екатериной II было повелено «никуда Шубина не определять, а быть при особе Ея Императорского Величества».

По свидетельствам современников Шубин был великолепным мастером скульптурного портрета способным передать не только внешнее сходство, но и способный проникнуть во внутренний мир человека, которого изображал. Благодаря его таланту мы сегодня можем видеть, какими были многие выдающиеся деятели века золотого Екатерины. Предлагаю вам взглянуть лишь на несколько работ замечательного мастера из экспозиции Государственного Русского музея.

А. А. Безбородко
А. А. Безбородко
М. В. Ломоносов
М. В. Ломоносов
Г. А. Потемкин
Г. А. Потемкин

За более чем 30 лет активной творческой деятельности, Шубин создал десятки скульптурных портретов своих современников. Кроме того, в 1774—1775 годах Шубин создал серию мраморных барельефов с изображением князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны для круглого зала Чесменского дворца.

-6

При перестройке дворца в 1830-е годы по распоряжению императора Николая I барельефы были переданы в Оружейную палату.

Вершиной творчества Федота Ивановича Шубина считается статуя «Екатерина II — законодательница» (1789—1790) изображающая императрицу в образе богини Минервы.

Государственный Русский музей
Государственный Русский музей

Федот Иванович Шубин скончался 17 (24) мая 1805 года. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1935 году прах и надгробие были перенесены в «Некрополь XVIII века».

-8
-9

Мраморный памятник выполнен в форме восьмигранного пилона, увенчанного вазой-светильником, символизирующей как известно добродетель и неугасимую память
На фусте пилона располагается мраморный медальон с портретом Федота Ивановича.

Скульптор изображён в сюртуке и с париком на голове, т. е. предстаёт перед нами в облике человека своей эпохи – галантного и просвещённого XVIII столетия. Авторство барельефа приписывают различным мастерам. В частности, в литературе встречается упоминание в связи с этой работой самого Федота Ивановича, автопортрет которого мог быть помещен на его же надгробии. Однако наиболее вероятной представляется версия, согласно которой возможным автором барельефа является скульптор Якоб Земмельгак – ученик Шубина, работавший с ним в одной мастерской и специализировавшийся на надгробных скульптурных портретах.

С 1950-х годов на памятнике Ф. И. Шубину установлена копия барельефа-портрета, в то время как оригинал экспонируется в Благовещенской усыпальнице, также являющейся частью Государственного музея городской скульптуры.

Как я уже говорил значительная часть работ Ф. И. Шубина находится в Государственном Русском музее. В 1959 году в Михайловском саду рядом с музеем был установлен памятник великому скульптору.

В 2003 году в связи с началом работ по реконструкции Михайловского сада с целью возвращения ему, исторического облика памятник был демонтирован.
В настоящее время его можно увидеть в открытом дворе Музея городской скульптуры в Чернорецком переулке.

-10

Автором подгрудного бронзового бюста, установленного на цилиндрическом постаменте в виде колонны из розового гранита, стал известный ленинградский скульптор Виктор Александрович Синайский (1893–1968)

Щедрин Семен Федорович (1745–1804)

Автопортрет. Русский музей, Санкт-Петербург
Автопортрет. Русский музей, Санкт-Петербург

Замечательный, но ныне, к сожалению, почти забытый русский художник второй половины 18 века. Один из основоположников жанра классического пейзажа в отечественной живописи.

Сын солдата лейб-гвардейского Преображенского полка. Начальное образование получил в преображенско-полковой школе для детей военнослужащих. В 14 лет был принят в Академию художеств, которую окончил с золотой медалью и получил право на стажировку в Париже. В столице Франции его наставником стал итальянец Франческа Казанова, брат знаменитого авантюриста.

В 1776 году вернулся в Петербург и получил место живописца при Кабинете Её Императорского Величества «с обязанностью рисовать виды дворцов и парков».
Предлагаю вашему вниманию несколько работ замечательного пейзажиста.

Листайте галерею

Эти и многие другие работы Семена Федоровича Щедрина, стали яркими образцами классицизма в русской живописи на которых учились несколько поколений художников.
В 1779 году он получил звание академика ИАХ, был инспектором художественных классов, членом Совета Академии. С 1796 года занимал пост адъюнкт-ректора.

Скончался 13 сентября 1804 года. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
В 1939 году перезахоронен в «Некрополе 18 века»

Надгробие Жертвенник с суживающимися кверху гранями, прорезан полуциркульным арочным проемом, перекрыт двускатным карнизом с фронтонами и акротериями, на прямоугольном плинте. Во фронтонах рельефные венки со скрещенными факелами. На южной стороне по периметру арки 12 рельефных звезд, по сторонам симметрично по три рельефных килика.

-13

Надпись на боковой грани гласит:

"Здесь покоится прахъ Коллежского Советника Императорской Академiи Художествъ Адъюнктъ Ректора и Ордена Св: равно Апостольнаго Князя Владимира 4 степени Кавалера Семена Федоровича Щедрина."

Рядом находится ещё один практически аналогичный памятник

-14
-15

Ничего удивительного в этом нет, потому что под ним упокоился родной брат художника, замечательный скульптор

Щедрин Феодосий Фёдорович (1751–1825)

Гейтман Егор Иванович. Портрет Феодосия Федоровича Щедрина. Литография
Гейтман Егор Иванович. Портрет Феодосия Федоровича Щедрина. Литография

Так же, как и старший брат учился в преображенско-полковой школе для солдатских детей.
В 1764 году принят в число казённых воспитанников при Императорской Академии художеств. Обучался скульптуре и за время пребывания в академии был отмечен целым рядом наград. В 1773 году, был направлен для продолжения обучения за границу.
Провел в Риме Флоренции, Париже более 10 лет, в течение которых был удостоен нескольких наград европейских академий.

Вернувшись в Петербург, Щедрин занял место профессора скульптуры в Академии художеств. В дальнейшем был членом Совета Академии, адъюнкт-профессором, а в 1818 году назначен ректором Академии художеств.

Многие произведения Феодосия Щедрина стали узнаваемыми символами Санкт-Петербурга и его окрестностей.

Нимфы, несущие земную сферу. Скульптурная группа здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. 1812—1813 гг.
Нимфы, несущие земную сферу. Скульптурная группа здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. 1812—1813 гг.
Персей с головой Медузы. Статуя Большого каскада в Петергофе. 1800 год.
Персей с головой Медузы. Статуя Большого каскада в Петергофе. 1800 год.
Аллегория Невы. Статуя Большого каскада в Петергофе. 1805 год.
Аллегория Невы. Статуя Большого каскада в Петергофе. 1805 год.

Феодосий Фёдорович Щедрин принимал участие в скульптурном оформлении Биржи, Казанского собора и многих других зданий, без которых сегодня невозможно представить Санкт-Петербург. Считается, что ему «крупно не повезло» жить и творить в одно время с Федотом Ивановичем Шубиным.

Постоянное соперничество за право быть первым придворным скульптором и сопутствующие этому интриги привели к тому, что имя Феодосия Щедрина сегодня практически неизвестно в отличие от имени Шубина, хотя мастерами они несомненно были выдающимися и работы их сегодня можно увидеть в крупнейших отечественных музеях.

-20

Леонард Эйлер (1707–1783)

 Портрет работы Я. Э. Хандманна. 1756 год
Портрет работы Я. Э. Хандманна. 1756 год

Всемирно известный швейцарский и российский математик, считающийся одним из величайших ученых в мировой истории. Кроме математики внес большой вклад в механику, физику, астрономию и множество других наук, от химии до медицины истории и языкознания.

Родился 3 (15) апреля 1707 года в Базеле (Швейцария) в семье пастора Пауля Эйлера. Учился в гимназии и проявил столь блестящие способности, что в 12 лет был допущен к посещению лекций в Базельском университете, а в 13 лет стал студентом факультета искусств.
Несмотря на гуманитарную направленность обучения юный Леонард параллельно занимался математикой, физикой, медициной и достиг блестящих успехов.
В 1724 году семнадцатилетний Эйлер был удостоен учёной степени магистра искусств, а ещё через два года претендовал на замещение вакантной должности профессора физики Базельского университета, но получил отказ. Ученый совет счел его слишком юным для такой должности.

Ещё через год Эйлер отправился в Петербург, где в это время началось формирование Академии наук. В молодой столице Российской империи ему было предложено место адъюнкта (помощника профессора) высшей математики.
За первый период пребывания в России он написал более 90 крупных научных работ и стал известен во всей Европе.
В 1741 году Эйлер получил приглашение возглавить Математический департамент Берлинской академии наук и подал прошение об отставке. Прошение было удовлетворено, причем ученому была назначена пожизненная пенсия 200 рублей в год.

В 1766 году великий ученый по личному приглашению императрицы Екатерины Великой повторно возвращается в Петербург, где остается до конца жизни.
Знания этого человека были поистине энциклопедическими, а его вклад в мировую науку сравним разве что с таким корифеем как Михал Васильевич Ломоносов.
Кроме математики, он глубоко изучал ботанику, медицину, химию, теорию музыки, множество европейских и древних языков.
Кстати сказать, когда молодой ученый впервые прибыл в Петербург он ни слова не знал по-русски, а уже через год не только бегло разговаривал на великом и могучем, но и вел научные дискуссии и писал статьи для первого русского научного журнала «Комментарии Петербургской Академии наук».

Он работал до последнего дня своей жизни и скоропостижно скончался 7 (18) сентября 1786 года во время послеобеденной беседы с академиком А. И. Лекселем о недавно открытой планете Уран.

Был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге. Согласно книге, «Петербургский некрополь» написанной В. И. Саитовым в 1912 году надпись на памятнике на немецком языке гласила:

«Здесь покоятся останки знаменитого во всём свете Леонарда Эйлера, мудреца и праведника. Родился в Базеле 4 апреля 1707 года, умер 7 сентября 1783 года».

А потом про ученого стали забывать, и могила едва не затерялась. В 1837 году к сто тридцатилетию со дня рождения Леонарда Эйлера по инициативе Академии наук на могиле ученого был воздвигнут гранитный саркофаг с надписью на латинском языке

«Леонарду Эйлеру — Петербургская Академия»

Ещё 120 лет спустя в ходе празднования двухсот пятидесятилетия со дня рождения великого ученого он был перезахоронен в «Некрополе XVIII века».

-22
-23

На этом мои уважаемые читатели наша виртуальная экскурсия по «Некрополю 18 века» окончена, но впереди нас ждет ещё много интересного. Мы будем с вами говорить не только о некрополях Санкт-Петербурга, но и об истории нашего замечательного города, о людях, которые здесь жили, о домах и памятниках. Ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.

Все предыдущие публикации цикла "Некрополь XVIII века" можно увидеть, перейдя по ссылке

Путеводитель по "Некрополю XVIII века" | Записки питерского скульптора | Дзен

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт-Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.