Advance | Хорватия
Европейцы не идут на уступки, пишет Advance. Без "русской угрозы" огромная "пирамида", которую они выстраивают на тотальной милитаризации континента, не сможет сохраниться. Мир перечеркнет все их планы, поэтому Россия им так необходима на месте врага.
Д. Марьянович
Встреча, которая должна была стать судьбоносной, а может, в определенном смысле таковой и станет, закончилась несколько минут назад. Не сказать, что мы узнали нечто новое. Скорее, эта встреча, как и саммит Трампа с Путиным на Аляске, была публичным выражением мнений о том, как можно остановить конфликт. Конечно, проблема в том, что мнения эти расходятся. Тем не менее стоит сказать, что сегодня согласия между сторонами чуть больше, чем было еще недели две назад.
Позерство стоит дорого: большая политика оставила еврокарликов за бортом
Складывается впечатление, что момент установления мира все ближе. Однако есть конкретные вещи, тормозящие этот процесс, и они снова заявили о себе сегодня вечером во время встречи европейских представителей с Трампом. Что касается Зеленского, то можно сказать, что он пошел на значительные уступки, хотя по-прежнему настаивает, что сначала следует установить перемирие, а уже потом говорить о мире. Тем не менее он готов к трехсторонней встрече. А ведь тот же Зеленский еще не так давно утверждал, что никогда (под запретом собственного указа) не встретится с Путиным.
Дональд Трамп полон решимости усадить этих двоих за стол переговоров, независимо от того,будет ли он сам на них или нет. Вместе с тем США по-прежнему дают понять, что если стороны не встанут на путь мира, США покинут "игру" и оставят Россию и Европу договариваться (или уничтожать друг друга) самостоятельно. Учитывая события последних нескольких дней, есть все основания признать, что Трамп проделал большую и потенциально очень полезную работу. Подобные шаги в сторону мира были совершенно невообразимы при предыдущей администрации (или в случае избрания Харрис).
Владимир Путин тоже способствовал со своей стороны. Он заявил о готовности согласиться на гарантии безопасности для Украины, но без ее официального вступления в НАТО, и этот шаг, несомненно, открывает путь к окончанию вооруженного конфликта. В то же время российское руководство тем самым бьет по пропагандистскому нарративу, согласно которому Россия — агрессор, которого "больше нельзя терпеть".
Российский шаг целесообразен и для России. Русские хотят любой ценой закрепить за собой освобожденные территории, "подвести черту" под ними. И хотя, казалось бы, это звучит парадоксально, гарантии безопасности, о которых упомянул Путин, на самом деле помогли бы и России, став своего рода официальным подтверждением того, что освобожденные территории теперь российские.
Проблема в том, что это понимают и европейцы. Они просто не могут допустить поражения, поскольку сами себя так настроили. Они продолжают мантру о том, что будут помогать Украине, пока та полностью не вернет себе утраченное, включая Крым, но теперь сложилась ситуация, в которой европейское поражение неизбежно.
ВСУ достигли критической точки истощения: Киев не может продолжать борьбу
Фактор, который совершенно не заинтересован в окончании конфликта, причем это мощный фактор, — военно-промышленный комплекс. Мы видели в какую истеричную милитаризацию впала Европа, насколько большие деньги тратятся на вооружение. Вся эта "пирамида" не может сохраниться, если вдруг исчезнет "угроза существованию" в виде "агрессивной России". Мир полностью перечеркнет эту повестку, но остановить этот процесс будет очень трудно. Они как минимум попробуют, если мир все же будет достигнут, помешать нормализации отношений с Россией, ведь им так необходима Россия на месте врага.
Что дальше? Дональд Трамп обещал позвонить Путину после встречи. Если так, то, значит, сейчас разговаривают. Но что Трамп может ему сказать, чего сам Путин не услышал в заключительном выступлении собравшихся сегодня вечером в Белом доме? Европейцы не идут на уступки. Зеленский, возможно, более уступчив. Никто из собравшихся ни словом не поддержал идею встречи Путина и Зеленского, а только повторялись мантры о "единстве", "перемирии перед миром" и так далее. Немецкий канцлер Мерц как будто не слышал, что пришло время смягчить риторику, и продолжает по привычной схеме требовать "посильнее надавить на Россию, тем самым показывая, что он, вероятно, меньше всех заинтересован в мире из собравшихся. Правда, об этом было известно и раньше.
Что-то происходит, и это важно. Шансы есть. Дональд Трамп проделал большую работу, но останавливаться рано. Встреча Путина с Зеленским сама по себе не произойдет. Трамп должен поспособствовать, а кроме того, и поприсутствовать там. Даже если договор будет достигнут, нам придется еще недели и месяцы слушать противоречивые утверждения, бесконечные интерпретации, но если тем временем оружие смолкнет, это станет огромным и крайне желанным прогрессом.
Пока мы находимся на этапе ожидания. Мы ждем разговора Путина с Трампом и встречи Зеленского с Путиным… Будем надеяться, что картина мира будет обретать все более ясные черты. Ведь момент настолько напряженный, что если переговоры провалятся, конфликт обернется для Европы еще более продолжительной трагедией.