Найти в Дзене

Новые правила проведения контрольных работ в школах: что изменится с 2025 года

С 1 сентября 2025 года в российских школах вступают в силу новые нормы проведения контрольных и практических работ, утвержденные приказом Минпросвещения №704 от 9 октября 2024 года. Эти изменения направлены на снижение учебной нагрузки и создание более комфортных условий для учеников. Поправки в федеральные образовательные стандарты (приказ №467 от 18.06.2025) уточняют:
Равномерно распределять контрольные (например, в классе с 5 уроками математики в неделю — не чаще 1 раза в 2,5 недели);
Согласовывать график с федеральными проверками (ВПР, ОГЭ), что усложнит координацию между школами.
Неравномерному распределению нагрузки в расписании.
Сложности в организации занятий, требующих концентрации (например, перед контрольной по русскому языку). Реформа направлена на баланс между качеством образования и психологическим комфортом учащихся. Однако ее успех зависит от гибкости применения норм — школам предстоит адаптироваться без ущерба для учебных программ.
Оглавление

Новые правила проведения контрольных работ в школах: что изменится с 2025 года

С 1 сентября 2025 года в российских школах вступают в силу новые нормы проведения контрольных и практических работ, утвержденные приказом Минпросвещения №704 от 9 октября 2024 года. Эти изменения направлены на снижение учебной нагрузки и создание более комфортных условий для учеников.

Основные положения приказа:

  1. Ограничение по времени
    Объем контрольных работ не должен превышать
    10% от общего учебного времени, выделенного на предмет в конкретном классе. Например, если на математику в 5 классе отведено 170 часов в год, то на все проверочные работы можно потратить не более 17 часов.
  2. Длительность письменных работ
    Контрольные могут занимать 1–2 урока (каждый — до 45 минут).
    Практические работы (лабораторные, интерактивные и др.) —
    не более одного урока.
  3. Запрет на дублирование оценочных процедур
    Школам рекомендовано согласовывать график контрольных с федеральными и региональными проверками (например, ВПР), чтобы избежать перегрузки учащихся.

Что это значит для учителей и учеников?

  • Для педагогов: необходимо тщательнее планировать учебный процесс, равномерно распределяя проверочные работы. Например, в классе с 5 уроками математики в неделю контрольные нельзя проводить чаще 1 раза в 2,5 недели.
  • Для школьников: снизится количество «предварительных» проверок перед ВПР или экзаменами. Также запрещено ставить контрольные на первый или последний урок, кроме предметов с одним занятием в неделю.

Последние изменения в ФГОС

Поправки в федеральные образовательные стандарты (приказ №467 от 18.06.2025) уточняют:

  • В учебных планах появится новый предмет — «Духовно-нравственная культура России» (с 2026/2027 учебного года).
  • Усилен акцент на цифровые технологии и практическую направленность обучения.

НО:

  1. Ограничение времени на контрольные работы
    Для учителей
    : 10% от учебного времени может быть недостаточно для полноценной проверки знаний, особенно по сложным предметам (математика, физика). Например, при 170 часах в год на математику в 5 классе — всего 17 часов на все контрольные.
    Для учеников: 45-минутные работы могут не отражать реальный уровень подготовки.
  2. Необходимость тщательного планирования
    Учителям придётся:

Равномерно распределять контрольные (например, в классе с 5 уроками математики в неделю — не чаще 1 раза в 2,5 недели);

Согласовывать график с федеральными проверками (ВПР, ОГЭ), что усложнит координацию между школами.
  1. Запрет на проведение контрольных на первый или последний урок
    Исключение — предметы с одним занятием в неделю. Это может привести к:

Неравномерному распределению нагрузки в расписании.

Сложности в организации занятий, требующих концентрации (например, перед контрольной по русскому языку).
  1. Риск снижения эффективности обучения
    Запрет на «контрольные недели» может снизить мотивацию учеников к систематической подготовке.
  2. Сложности с адаптацией
    Школы должны самостоятельно балансировать между нормами приказа и учебными программами. Как отмечают эксперты, успех реформы зависит от гибкости применения правил, что создаёт дополнительную нагрузку.

Заключение

Реформа направлена на баланс между качеством образования и психологическим комфортом учащихся. Однако ее успех зависит от гибкости применения норм — школам предстоит адаптироваться без ущерба для учебных программ.