Найти в Дзене

Борис Немцов | Исповедь бунтаря

Борис Немцов. Исповедь бунтаря. М.: Партизан, 2007. – 216 с., илл. Аннотация libking.ru: «Исповедь бунтаря» – это третья книга Бориса Немцова. Первую – «Провинциал» – он написал в 1997 году, на подъеме своей политической карьеры. Немцов тогда только перебрался в Москву из Нижнего Новгорода и хотел рассказать людям о своих жизненных принципах. В 1997 году у него было много иллюзий, он был политическим романтиком. За последние 10 лет Немцов пережил много ударов судьбы, на несколько лет отошел от активной политической деятельности, почти расстался со всеми иллюзиями. «Исповедь бунтаря» – итог прошедших потрясений, самая откровенная политическая публицистика в России последнего времени. Борис Немцов решил высказаться в сложный момент российской истории. Он делает это жестко, честно и ярко. В России, известно, встречают по одёжке. Больше половины обложки занимает портрет автора. Но кроме имени и названия на обложке есть стикер «ПОЛИТИКА БЕЗ БЛ**СТВА». В послесловии П. Шеремет поясняет, что

Борис Немцов. Исповедь бунтаря. М.: Партизан, 2007. – 216 с., илл.

Аннотация libking.ru: «Исповедь бунтаря» – это третья книга Бориса Немцова. Первую – «Провинциал» – он написал в 1997 году, на подъеме своей политической карьеры. Немцов тогда только перебрался в Москву из Нижнего Новгорода и хотел рассказать людям о своих жизненных принципах. В 1997 году у него было много иллюзий, он был политическим романтиком. За последние 10 лет Немцов пережил много ударов судьбы, на несколько лет отошел от активной политической деятельности, почти расстался со всеми иллюзиями. «Исповедь бунтаря» – итог прошедших потрясений, самая откровенная политическая публицистика в России последнего времени. Борис Немцов решил высказаться в сложный момент российской истории. Он делает это жестко, честно и ярко.

В России, известно, встречают по одёжке. Больше половины обложки занимает портрет автора. Но кроме имени и названия на обложке есть стикер «ПОЛИТИКА БЕЗ БЛ**СТВА». В послесловии П. Шеремет поясняет, что именно это название друзья рекомендовали Немцову.

Тема мата в книге присутствует (как и эскорта). Немцов утверждает, что Ельцин матом не ругался. Верить ли ему? Все ли руководство России использовало и использует ненормативную лексику? Ругался ли матом Сталин, – писать не принято. Но в рассказах о Г. Жукове упоминается, что Жуков был единственным, который на мат Сталина мог сам ответить тем же.

Можно ли потребовать от политика в России, чтобы он использовал исключительно литературную речь? В истории США есть случай, когда религиозные лидеры США сделали общее заявление, в котором призвали своих прихожан не голосовать на следующих выборах за действующего президента. Дело было во время Уотергейтского скандала (1974 г.), когда по требованию прокуратуры были рассекречены аудиозаписи, сделанные в кабинете Р. Никсона. Клерикалы были возмущены тем, что язык Никсона и его советников «больше подходил для бандитской среды, чем для руководителей великой нации». Никсон подал в отставку.

О названии книги.

Исповедь — это глубокое духовное переживание, когда человек открыто и честно признаёт свои грехи перед Богом и священником. У Немцова грехов нет. Ни перед богом, ни перед избирателями, ни перед своими детьми и их матерями. Российский политик может быть безгрешным, утверждает Б. Немцов. В доказательство он приводит несколько известных фамилий госслужащих, которые, как и он, не брали взятки. Тут припоминается фраза Бубнова из «На дне» А.М. Горького: «Не воруешь и думаешь, что честный?»

Не менее интересна и обратная сторона обложки книги: Цитируется отрывок:

Решили ночью покататься на лыжах… Но случилось горе: Владимир Владимирович упал…. Мы с Потаниным подъезжаем. Вижу – все нормально.

– Владимир Владимирович, вы, когда долбанулись, о Родине думали?, – спрашиваю, глядя на Путина.

Потанин говорит:

– А я, Владимир Владимирович, вообще ничего не видел. – И, показывая на меня – Кто этот человек, Владимир Владимирович? Я его не знаю!

Юмор носит социальный характер. Люди шутят в соответствии со своим положением в обществе. У Немцова юмор независимого человека, у Потанина – зависимого. По этой причине Потанин продолжает заниматься бизнесом, а Немцов из политики ушел.

«,,, В 1990-м… у меня была достаточно радикальная программа: свобода слова, частная собственность, открытая страна… . С гордостью констатирую, что моя первая политическая и предвыборная программа полностью выполнена». Правда, через одну страницу «в стране дефицит свободы». Предвыборная фразеология в книге встречается постоянно. Немцов, похоже, так и не понял, что русских перекормили «демократией» и «свободой». Но о либерализме он не пишет. Либеральная идея в России приватизирована ЛДПР.

Исповедь — это глубокое духовное переживание, когда человек открыто и честно признаёт свои грехи перед Богом и священником. Немцов крестик не носил и скорее всего не знал, что в православной (хотя бы частично и формально) стране гордиться собой надо осторожно: В православии гордость считается одним из самых губительных грехов, и поэтому она особенно подчеркивается и предостерегается всеми верующими.

Родственники Б. Ельцина меня уговаривали не идти на конфликт с олигархами, войти в семью. К сожалению, Немцов здесь единственный раз упоминает семью, о которой так часто говорили и писали в 90-е, но точное определение терминам «семья», «бассейн» и многим другим так и не установилось. Поскольку в России история непредсказуема, то надеяться на то, что наши историки дадут определение этим явлениям (эвфемизмам?) не приходится. Тут нужен талант Шекспира или, по крайней мере, Шолохова (или Солженицына?). Кстати, Немцов утверждает, что термин «олигарх» в русский лексикон ввел он.

Немцов сообщает в книге удивительную статистику: оказывается, по мнению вице-премьера РФ в стране число мужчин-алкоголиков рано числу мужчин с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Вместе с импотентами они составляют половину мужчин России! Судя по непрекращающейся борьбе российских законодателей с ЛГБТ, Дума именно таким образом борется за повышение рождаемости в России. Сам Немцов разделяет позицию Жириновского о допустимости полигамии в России.

Немцов только один раз упомянул о книгах, которые он читал. Это были книги о диетическом питании. Целая глава в «Исповеди» посвящена здоровью политика. Кстати, только в этой главе он вспомнил о кризисе 1997-го года. В тот момент загрузка правительства была такой, что не хватало времени на сон. О самом дефолте и об афере с государственными казначейскими обязательствами (ГКО), на которой обогатились несколько российских политиков, Немцов не упоминает. Хотя о том, что депутаты Думы всех фракций живут не только на свою зарплату, пишет откровенно.

Знал ли Немцов историю СССР – большой вопрос. Об этом говорит его утверждение, что кремлевские куранты не останавливали даже во время войны. Как раз во время войны и останавливали. В 42-м году на бесконечных переговорах о 2-м сухопутном фронте в Европе Сталину объяснили, что основной причиной задержки является страх значительной части электората США и Англии перед коммунистической экспансией. СССР пришлось закрыть Коминтерн и сменить гимн с его «Весь мир насилья мы разрушим». Куранты на Спасской башне Кремля тогда играли мелодию интернационала. Мелодию нового гимна установить так и не удалось, так как не смогли найти ни одного выжившего специалиста по колокольным звонам. РПЦ, кстати, по той же причине пришлось тогда фактически легализовать.

Во время похорон Брежнева, транслировавшихся по телевидению, весь СССР узнал, что в курантах записаны две мелодии. Второй была мелодия песни «Замучен тяжелой неволей». Впоследствии эту мелодию из видеозаписи и кинохроники вырезали. Страшно интересно услышим ли мы когда-нибудь эту мелодию на Красной площади? Запишут ли когда-нибудь власти России гимн своей страны на кремлевских курантах? Будет ли музыка этого гимна той же, что и сейчас?

Немцов с удовольствием пишет, что когда он достиг вершины власти, – стал первым вице-премьером, – то В. Путина тогда никто не знал. Секретарь Немцова по интеркому сообщала ему из приемной: «Тут вас какой-то Путин дожидается, директор ФСБ». А кем был для Путина какой-то вице-премьер? В. Путин публично называл М. Фрадкова и В. Зубкова «рабочими премьерами». Вице-премьеров он эпитетами не снабжал, поскольку их не замечал.

О Зюганове Немцов пишет так, будто тому осталось пребывать в Думе если не несколько дней, то несколько месяцев. О Жириновском же пишет с уважением. Не потому ли, что и Жириновский и Немцов демонстрировали «бунтарство»?

Восьмая глава называется «Обстоятельства непреодолимой силы». Таким обстоятельством автор считает колебания мировых цен на нефть. Не отрицая этого фактора, нужно отметить, что богатый нефтью Казахстан в эту концепцию вписывается не вполне. По ВВП на душу населения он обогнал РФ. Позволительно задать вопрос, используя стиль нашего президента, – мы хотим как в Казахстане? В главе много места отведено критике стиля работы Путина. Немцов почему-то называет его разведчиком, которым Путин никогда не был.

Говоря о коррупции, Немцов ссылается на данные организации «Трансперанси интернэшнл». Он утверждает что «по уровню коррупции … в 2000 году Россия занимала 80-е место в мире, а в 2007 была на 130-м месте». Автор не избежал очень распространенной в России ошибки (или не ошибки?) в переводе: Эта (ныне запрещенная в РФ) организация отслеживает не уровень коррупции, а уровень восприятия коррупции.

Скажем, в Турции или Китае коррупции ничуть не меньше, чем в России, но вот отношение к ней власти несколько другое. Кстати, в Турции школьникам на «уроках о важном» (?) объясняют, чем отличается мздоимство от лихоимства. Министр А. Улюкаев на суде признался, что иногда он «делал подарки» (те есть давал мзду), но суд счел, что он дал взятку, а не подарок.

Провал своей партии СПС на выборах в Думу Немцов объясняет неудачным предвыборным роликом. Он, по-видимому, так и не понял, что его партия была создана по ленинскому принципу «авангарда», согласно которому люди, которые знают, что делать, манипулируют людьми, которые этого не знают, – для их же пользы. Как формулировала г-жа Вышневская в Доходном месте: «…ведь они глупы, своей пользы не понимают».

Электорат справедливо полагал, что СПС – авангард олигархов, но сами-то олигархи полагали ( и тоже справедливо) что их авангардом является правительство.

Appendix

В должности вице-премьера Немцов оказался тем утесом, наткнувшись на который бурный поток российского образования сделал крутой поворот. В причудливой череде министров образования выделяется В. Филиппов. Владимир Михайлович представлял советское образование в ООН, что и проявилось в его деятельности. Об образовании у нас говорят много, но, как правило, беспредметно. Но не В. Филиппов. Философы учат, что все познается в сравнении. Именно с этой философской точки зрения смотрит на образование (и выделяет деньги из бюджета) российское руководство. Рейтинг России/СССР в Юнеско выглядит весьма и весьма прилично: он непрерывно растет. Главную роль в рейтинге играет продолжительность образования в стране. Понятно, что Филиппов предложил модернизировать российское образование путем увеличения (на год) длительности обучения школьников.

И вот тут вице-премьер поступил крайне неординарно. Вместо того, чтобы на заседании правительства (или приватно) объяснить Филиппову, что он не прав, Немцов опубликовал в Известиях статью под совершенно неполиткорректным (бунтарским?) заголовком «Двенадцатилетнее образование – глупость», аргументируя тем, что предложение – это деньги на ветер. В ответ Филиппов подписал международное соглашение о вступлении России в Болонский процесс. Было запланировано (без увеличения финансирования!) выпускать много бакалавров и немного магистров, так, чтобы общий срок обучения увеличился бы на год. Аппетит, известно, приходит во время еды, и немного погодя Филиппов для части аспирантов увеличил срок обучения тоже на год. Рейтинг России вырос. А ведь еще в запасе остается школа с 12-м классом!