Сегодня, 23 августа, исполняется 82 года со дня победы советской армии в Курской битве, ставшей переломным моментом в ВОВ.
С 5 июля по 23 августа (в этот период длилась битва) были освобождены Орел, Белгород и Харьков (Курск был освобождён в феврале, а данное сражение шло на сформировавшемся выступе), Третий рейх потерял 30 дивизий, 500 тысяч солдат убитыми и ранеными, советской же армией были потеряны 860 тысяч человек, из них более 200 тысяч — убитыми, однако даже такой ценой Красная армия осуществила важный стратегический прорыв, позволивший дальше перейти в масштабное наступление.
И сегодня мы рассмотрим тактики маршала Рокоссовского, руководившего битвой, которые помогли советской армии выиграть.
Глубокая эшелонированная оборона
Рокоссовский так и сказал Сталину, что наступать пока что бесполезно, надо для начала перейти в оборону. Поэтому была выстроена большая линия обороны, длиной 150-190 километров, с шестью основными рубежами.
На один километр фронта в среднем было расставлено 1500 противотанковых и 1700 противопехотных мин. Многие, наверное, задумаются: а как по этим минным полям потом шли советские солдаты? Но ответ прост — в Красной армии существовали инженерно-танковые полки, в которых машины оснащены катковыми минными тралами ПТ-3, т.е. на танках можно было спокойно проезжать по минам; а также существовало множество скрытых от противника проходов.
Северную часть фронта обороняла армия Центрального фронта, под командованием Рокоссовского, центр — Степного, во главе с Коневым, а южную — Воронежского (генерал Ватутин).
По итогу немцы продвинулись вглубь обороны всего на 35 километров, далее их силы были утрачены, а 12 июля Западный и Брянский фронт пошли в наступление, чуть позже — Центральный, Воронежский и Степной — в начале августа.
Да, данная схема обошлась Красной армии большими потерями, зато был довольно быстро осуществлен прорыв плотной немецкой обороны (да и я не думаю, что если бы наступление начали сразу, то потерь было бы меньше; скорее наоборот).
Концентрация артиллерии на участке прорыва
Из названия ясно, в чем она заключается: основную массу артиллерии ставить на участке, на котором войска собираются прорвать вражескую оборону.
На момент битвы, только Центральный фронт имел 11266 орудий и минометов, а основная их часть — около 7000 была развернута на полосе в 95 км (при длине фронта в 306 км), на которой как раз осуществлялся прорыв.
Но по большей части это личная тактика Рокоссовского, действовавшая только на Центральном фронте.
Но тем не менее, эта тактика внесла большой вклад в исход битвы: ослабили подготовку и в целом деорганизовали немецкую артиллерию, а наступление противника 5 июля было задержано, хоть на пару часов, но задержано.
Также эта тактика применялась в следующих битвах, таких как Киевская и Висло-Одерская.
Контрподготовка артиллерии
Данная тактика немного пересекается с прошлой. Заключалась в нанесении удара по арт. батареям немцев, чтобы сорвать их действия в период наступления.
В операции принимала участие артиллерия стрелковых дивизий первого эшелона, артиллерия усиления, 82- и 120-мм миномёты. Артиллерия большой мощности и истребительно-противотанковая не применялась, все арт. установки располагались в 3-5 км от края главной полосы. Также вся подготовка велась ночью.
Огонь в основном велся по артиллерии и наблюдательным пунктам противника, но в 6 гвардейской армии более 70% целей составляли танки и пехота.
В результате контрподготовки было подавлено 90 немецких батарей, взорвано 60 наблюдательных пунктов и 6 складов боеприпасов.
Тактика танковых засад
Особенно ее любил генерал Катуков, командовавший танковой армией на Воронежском фронте.
Смысл был в том, чтобы наносить удар из засады, постоянно меняя позиции. К примеру, один танк находился в овраге, другой — за зданием, третий за деревьями, после нанесения удара менялись либо уходили в другие места. Т.е. танки не шли в лобовую атаку, а обходили с флангов и тыла. Удары зачастую наносились из 76-мм орудий.
Данный метод позволил сократить число танковых потерь Красной армии, напротив, увеличить число вражеских потерь, найти уязвимое место новых немецких танков, что внесло большой вклад в исход битвы.
Однако среди недостатков данной схемы можно отметить невозможность пропустить инженерные части вперед танков, а также массовую гибель саперов-заградителей (из-за плотного огня).
Данная схема имела важную роль и в знаменитом танковом сражении под Прохоровкой, которая была частью Курской битвы, ведь благодаря ней советские танки смогли выстоять после удара на ЖД станцию.
Также Катуков применял ее и в 41, во время битвы за Москву, и в 44-ом, во время Львовско-Сандомирской операции.
Данные тактики, как я упомянул в названии, позволили советской армии выиграть Курскую битву, по крайней мере значительно сократить количество потерь. Ну а в целом Курская битва стала переломным моментом в ВОВ, ведь далее меньше чем за 2 года наши войска прошли путь от Орла до Берлина, т.е. боевой дух немцев, да и в целом их боеспособность была значительно подорвана.
Поздравляю всех с 82 годовщиной Победы в Курском сражении!
Если вам понравилась статья, не забывайте подписываться. Пишите в комментариях, о чем написать в следующий раз.