Режиссер: Олег Глушков.
Пространство: Маша Левина.
Композитор: Андрей Борисов.
Костюмы: Дарья Лукаш, при креативном участии Андрея Артемова и бренда Walk Of Shame.
Свет: Иван Виноградов.
Продюсер: Григорий Добрыгин.
Продолжительность: 2 часа с одним антрактом.
Место проведения: Музей Москвы, Зубовский бульвар, дом 2, корпус 3 (Аудитория).
Комедия о трагедии.
Какой причудливо-странный, неумолимо трагический, клоунски трюковой, местами пошлый и жестокий, а под конец волшебно спасительный сон видит Лопахин и все герои пьесы «Вишневый сад»! Олег Глушков предложил свежее, комедийное прочтение пьесы, но у него получилась грустная комедия. А как иначе! Спектакль построен как сон Лопахина с неожиданным финалом. Режиссёр так и назовет его поэтическим словом «вишнёвый», воплощая метафору «жизнь есть сон», в которой сладкая иллюзия персонажей становится их способом выжить. Утопическая программа счастья (вера в то, что кто-то по волшебству заплатит долг, нелюбящие вдруг полюбят, в мире наступит всеобщее счастье, а у кого-то осуществится мечта детства разбогатеть) делает человека смешным и одновременно грустным клоуном на арене жизни.
Сцена представляет собой искривленную наклонную поверхность, выложенную паркетом и вздувшуюся волнами, в которую уже наполовину погрузился «многоуважаемый шкаф». Необычное пространство сцены придает действию сюрреалистический колорит и ощущение сновидения. Сном Лопахина (Илья Озолин) действие начинается и заканчивается. Сначала он выходит на ухабистый паркет, танцует в каком-то угаре, а потом отключается на стуле. В его сне из спрятанного в полу люка первой появляется Дуняша, в коротких пышных шортиках и боди без бретелек. Она перекатывается по сцене, оплетенная цветами, а немного погодя из другого люка в костюме насекомого с черными крыльями выпархивает крупный мужчина - Симеонов-Пищик.
Сновидение продолжится с приездом Раневской и появлением ее экстравагантной свиты. Они выходят единой группой, в едином танце, в густом сине-фиолетовом освещении. И при этом режиссер и хореограф Олег Глушков наделяет каждого персонажа своей пластикой и индивидуальностью. Дуняша (Элизабет Дамскер/ Линара Самирханова) - в боа из цветов, флиртует с Яшей (Баястан Колдошалы) и похожа на танцовщицу варьете, выставляющую напоказ свои ножки. Реплика девушки о том, что он очень изменился, вызывает смех в зале, потому что тот оказывается китайцем, с мундштуком во рту, в шортах из тонкой шерсти и белой рубашке с жабо.
Любовь Андреевна (Серафима Гощанская/Юлия Пересильд) предстает в тонком шифоновом платье и в меховой шляпе французского фасона, а Гаев (Виктор Стрельченко/Олег Савцов/ Лев Зулькарнаев), в парике фиолетового цвета и женской шубе, сосет петушок на палочке и время от времени растягивается на крышке шкафа. Епиходов (Доминик Мара), чтобы поразить Дуняшу, покупает новые сапоги, но при ходьбе они скрипят так, словно под ним сейчас треснет пол. Всякий раз «двадцать два несчастья» появляется с новой лангеткой после очередного громкого падения со сцены.
Симеонов-Пищик (Егор Овчинников/ Сан Саныч Горелов) укладывается в ногах Раневской, словно огромный кот. Самым элегантным оказывается пожилой Фирс в смокинге, с огромным цветком мака на груди, символизирующим забвение. В руках у Фирса (Лев Казанский/ Андрей Андрианов) словно у жонглера, стопка чашек.
Лопахин (Илья Озолин) назовет всех собравшихся фриками, а действие - фрик-шоу. И зал в знак согласия отреагирует смехом. Сам герой на этом фоне выглядит зрителем. Он выглядит прозаично: на нем коричневая кожаная куртка, синие джинсы и ботинки цвета кэмел. Лопахин смотрит на все номера, которые отчебучивают Любовь Андреевна и ее окружение с недоумением, пожимая плечами и держа руки в карманах.
Цирковое шоу беспечных и праздных постепенно набирает обороты, и самым ярким персонажем неожиданно оказывается Петя (Сергей Кирпичёнок/ Давид Сократян), который меняет за вечер несколько нарядов: зеленые спортивные брюки с лампасами на тогу римского императора и золотой венок, а на балу он появляется в тюрбане факира. И это понятно, парень с красивой внешностью актерствует и занят холодным резонерством. Его разглагольствования про Россию-сад смешны, поскольку о нём напоминает только «цветочное боа» Дуняши.
Парад фриков дополняет Шарлотта (Павел Якунин/ МарияТухарь). В парике, с неясной гендерной ориентацией, как и Гаев, она восклицает: «Я не знаю, кто я?». Реплика звучит смешно и грустно: растеряны и потеряны все. На обычных людей похожи только Варя (Ольга Балацкая/ Ирина Соколова) в длинном чёрном платье с белым воротничком, и Аня (Саша Бортич/ Александра Нестерова) в бело-голубом платье в полоску и белых колготах. Это два полюса женской судьбы в современном мире с дефицитом любви: сначала девочка-подросток, потом старая дева. Один из самых трогательных моментов спектакля - конец первого акта, когда Варя остается одна, смотрит на светящийся шар, и по полу, откуда ни возьмись, под грустную музыку начинают катиться белые шары, словно ее рассыпавшийся мечты.
Почти все персонажи шаржированные, у каждого есть коронный номер о себе. Раневская проигрывает пантомиму «Мои грехи» об ударах судьбы, в котором остальные участники бьют её по голове большим кожаным молотком. Шарлотта показывает фокусы сначала с шариком, а потом с ножом и вилкой, прилипшими к ее лбу и пятой точке. Очаровательный Петя Трофимов блеснет выездом в образе кентавра, накрытого чешуйчатой золотой попоной словно золотым руно. Он вскорости и умчит Аню на крыльях мечты, а пока в прямом смысле выезжает на ней. Епиходов, пронзенный кием насквозь, а на самом деле любовью к Дуняше, словно сбежит из аттракциона иллюзиониста.
Вся эта цирковая семья с ковёрным - Любовь Андреевной, которая приляжет в «детской» - на коврик с гирляндой белых шариков, виртуозно воплощает идею режиссера о жизни- иллюзии, в которой они живут как во сне. Кульминацией станет бал в честь торгов. Сцена в этот момент напоминает зал варьете с занавесом из бисера, а все персонажи одеты празднично и искрятся блестками в лучах софитов. Игра-иллюзия заканчивается с приездом Лопахина.
Давно я не слышала настолько искреннего и живого монолога Лопахина. Илья Озолин очень убедителен в этой сцене (роль Лопахина - его дебют в театре). Он играет простого парня, разбогатевшего своим трудом, переживающего одновременно свой триумф и пик одиночества. Варя, столкнувшись с ним в дверях, расквасит ему нос, как в детстве, и это станет психологической мотивировкой его неудержимой радости от покупки имения. Он даже ляжет на пол и раскинет руки, обнимая землю словно женщину. Но счастье наяву так и не наступит, и сделать предложение Ермолай не сможет. Когда все уедут, шоу закончится и брошенный, и осмеянный всеми Фирс ляжет на пол умирать, режиссер поразит зрителей еще одним фокусом. Отбросив золотую попону, со стула поднимется Лопахин. Мы видели его сон, в котором переплелись мечты-сны других персонажей, но и на этом спектакль-сон не закончится. В наступившей темноте вдруг зажжется круг света, как в кино, и поочередно из-за бисерного занавеса начнут появляться пары - персонажи пьесы из своих самых счастливых снов. Зал взрывается!
Спектакль поражает финалом, в котором режиссер неожиданно награждает счастьем праздных, жестоких, самых обычных, а в сущности - несчастных людей, которых скоро поглотят волны времени.