Найти в Дзене
Навигатор Инноваций

Ford возвращается в Формулу-1: Партнерство с Red Bull

После почти двадцатилетнего отсутствия американская автомобильная корпорация Ford объявила о своем триумфальном возвращении в "Королеву автоспорта". В феврале 2023 года, на презентации болида Red Bull Racing RB19 в Нью-Йорке, был официально анонсирован долгосрочный технический альянс между Ford Motor Company и Red Bull Powertrains, который начнет действовать с сезона 2026 года. Это партнерство знаменует новую эпоху как для легендарного американского бренда, так и для австрийской команды, которая готовится к революционным изменениям в регламенте Формулы-1. Ford не является новичком в мире Формулы-1 — напротив, американская компания занимает почетное третье место в рейтинге самых успешных производителей двигателей в истории чемпионата, уступая лишь Ferrari и Mercedes. За время своего участия в "королевских гонках" Ford одержал 176 побед в Гран-при, завоевал 10 Кубков конструкторов и помог 13 пилотам стать чемпионами мира. Золотая эра Ford в Формуле-1 неразрывно связана с легендарным двиг
Оглавление

После почти двадцатилетнего отсутствия американская автомобильная корпорация Ford объявила о своем триумфальном возвращении в "Королеву автоспорта". В феврале 2023 года, на презентации болида Red Bull Racing RB19 в Нью-Йорке, был официально анонсирован долгосрочный технический альянс между Ford Motor Company и Red Bull Powertrains, который начнет действовать с сезона 2026 года. Это партнерство знаменует новую эпоху как для легендарного американского бренда, так и для австрийской команды, которая готовится к революционным изменениям в регламенте Формулы-1.

Автомобиль Формулы-1 Red Bull Racing, демонстрирующий спонсоров и командную ливрею, связанную с возвращением Ford в партнерстве с Red Bull Powertrains
Автомобиль Формулы-1 Red Bull Racing, демонстрирующий спонсоров и командную ливрею, связанную с возвращением Ford в партнерстве с Red Bull Powertrains

Историческое наследие Ford в Формуле-1

Ford не является новичком в мире Формулы-1 — напротив, американская компания занимает почетное третье место в рейтинге самых успешных производителей двигателей в истории чемпионата, уступая лишь Ferrari и Mercedes. За время своего участия в "королевских гонках" Ford одержал 176 побед в Гран-при, завоевал 10 Кубков конструкторов и помог 13 пилотам стать чемпионами мира.

Золотая эра Ford в Формуле-1 неразрывно связана с легендарным двигателем Ford Cosworth DFV (Double Four Valve), который дебютировал в 1967 году и стал самым успешным мотором в истории чемпионата. Этот революционный V8 объемом 3.0 литра был разработан британской компанией Cosworth при финансовой поддержке Ford и впервые представлен на автомобиле Lotus 49.

Классический двигатель Ford Cosworth DFV, легендарный силовой агрегат в истории Формулы-1
Классический двигатель Ford Cosworth DFV, легендарный силовой агрегат в истории Формулы-1

DFV произвел настоящую революцию в Формуле-1, став первым двигателем, который использовался в качестве несущего элемента конструкции болида — концепция, которая остается фундаментальной для современных машин Формулы-1. За свою карьеру, длившуюся с 1967 по 1983 год, двигатель одержал 155 побед, завоевал 131 поул-позицию и помог завоевать 12 чемпионских титулов пилотов и 10 Кубков конструкторов.

Особенно впечатляющим стал сезон 1973 года, когда автомобили с двигателями Ford Cosworth DFV выиграли все 15 гонок чемпионата, а на Гран-при Монако все 11 финишировавших болидов были оснащены этими моторами. Среди чемпионов, завоевавших титулы с Ford Cosworth DFV, были такие легенды, как Грэм Хилл (1968), Джеки Стюарт (1969, 1971, 1973), Йохен Риндт (1970), Эмерсон Фиттипальди (1972, 1974), Джеймс Хант (1976) и Марио Андретти (1978).

Долгое отсутствие и возвращение

После славной эпохи DFV Ford продолжал участвовать в Формуле-1 в различных формах, но постепенно терял свои позиции. Последнее участие американского бренда в чемпионате датируется 2004 годом, когда Ford владел командой Jaguar Racing. Ironically, именно эту команду позднее приобрел Red Bull, превратив ее в одну из самых успешных в современной истории Формулы-1.

За годы отсутствия Ford в автоспорте произошли кардинальные изменения. Формула-1 перешла на турбогибридные силовые установки, появились новые технологические вызовы, связанные с устойчивым развитием и электрификацией. Именно эти факторы стали ключевыми для решения Ford о возвращении в чемпионат.

"Это начало новой захватывающей главы в автоспортивной истории Ford, которая началась в момент победы моего прадеда в гонке, которая помогла основать нашу компанию", — заявил исполнительный председатель Ford Motor Company Билл Форд. "Ford возвращается на вершину спорта, вынося давние традиции марки в области инноваций, устойчивого развития и электрификации на одну из самых заметных мировых площадок".

Технический альянс с Red Bull Powertrains

Партнерство между Ford и Red Bull Powertrains представляет собой уникальное сотрудничество в современной Формуле-1. В отличие от традиционных отношений поставщик-потребитель, это полноценный технический альянс, где обе стороны вносят свой экспертный вклад в разработку силовых установок нового поколения.

Здание завода Red Bull Powertrains с большими логотипами Red Bull на фасаде
Здание завода Red Bull Powertrains с большими логотипами Red Bull на фасаде

Red Bull Powertrains была создана в 2021 году как ответ на первоначальное решение Honda покинуть Формулу-1. Австрийская команда построила современное производственное предприятие в Милтон-Кинсе, Великобритания, где сосредоточены все работы по разработке и производству двигателей. К 2026 году Red Bull станет первой в истории командой, которая перешла от производства шасси к разработке собственных силовых установок.

Президент и CEO Ford Джим Фарли подчеркнул стратегическую важность этого партнерства: "Мы возвращаемся в Ф-1 способом, которым не делали этого раньше. Оказывается, что лучшая аэродинамика в мире находится в Ф-1, лучшая телематика, лучшая цифровая диагностика, и нам нужны все эти вещи для электрических и цифровых автомобилей".

Роль Ford в партнерстве изначально планировалась как фокус на электрификации, но со временем расширилась до участия в разработке двигателя внутреннего сгорания. Марк Рашбрук, глобальный директор Ford Performance, отметил: "Изначально фокус был на электрификации, но с нашими современными производственными мощностями и машинами для 3D-печати мы можем изготавливать компоненты в реальном времени. Мы буквально каждый день производим детали, которые отправляются из Дирборна и тестируются в лаборатории в Милтон-Кинсе".

Революционные изменения 2026 года

Возвращение Ford в Формулу-1 совпадает с введением кардинально новых технических регламентов 2026 года, которые представляют собой самые значительные изменения в области силовых установок со времен введения турбогибридной эры в 2014 году. Новые правила направлены на достижение большей устойчивости и экологичности при сохранении захватывающих гоночных характеристик.

Сравнение действующих и будущих правил Формулы-1, касающихся силовых установок, с акцентом на ключевые изменения, включая обновление систем управления топливом и гибридных систем.
Сравнение действующих и будущих правил Формулы-1, касающихся силовых установок, с акцентом на ключевые изменения, включая обновление систем управления топливом и гибридных систем.

Ключевые изменения в регламенте 2026 года включают:

Увеличение электрической мощности: Мощность электрического компонента возрастет с нынешних 120 кВт до 350 кВт, что означает почти трехкратное увеличение. Это позволит электрической части генерировать примерно 475 лошадиных сил.

Новое соотношение мощности: Впервые в истории Формулы-1 электрическая и бензиновая части силовой установки будут обеспечивать равное количество мощности — по 50% каждая. В настоящее время это соотношение составляет приблизительно 80:20 в пользу двигателя внутреннего сгорания.

Устранение MGU-H: Сложная и дорогостоящая система MGU-H (Motor Generator Unit - Heat), которая восстанавливает энергию от выхлопных газов через турбокомпрессор, будет исключена из регламента. Ее функции частично компенсирует более мощный MGU-K.

100% устойчивое топливо: С 2026 года все автомобили Формулы-1 будут использовать полностью устойчивое топливо, разработанное в партнерстве с Aramco. Это топливо обеспечит такие же характеристики производительности, как и нынешнее, но со значительно меньшим воздействием на окружающую среду.

Стратегические преимущества партнерства

Для Ford сотрудничество с Red Bull представляет уникальную возможность технологического трансфера между автоспортом и серийным производством. Компания рассматривает Формулу-1 как полигон для отработки технологий, которые будут использованы в электрических автомобилях будущего.

"Это буквально возвращение к 70-м годам с чистым технологическим трансфером", — объясняет Джим Фарли. "Это не владение собственной командой, мы идем туда, чтобы буквально передавать технологии. Мы можем предложить им аккумуляторные технологии, потому что в 2026 году они перейдут примерно к 50% электрической мощности, и им нужна разрядная батарея".

С другой стороны, Ford планирует использовать технологии телеметрии, цифровой диагностики и аэродинамики из Формулы-1 для улучшения своих серийных электромобилей, делая батареи меньше и эффективнее.

Для Red Bull партнерство с Ford означает доступ к ресурсам и экспертизе одного из крупнейших автопроизводителей мира. Христиан Хорнер, руководитель команды Red Bull Racing, подчеркивал: "Партнерство с Ford является краеугольным камнем всего проекта. В области автогонок Ford далеко не второстепенный игрок. Со 120-летним опытом и успехами бренд зарекомендовал себя как ключевой игрок".

Технологический прогресс и производство

Разработка силовых установок для 2026 года уже активно ведется. По данным Red Bull Powertrains и Ford, компании уже производят около 1000 различных деталей для тестирования, каждая из которых проходит строжайший контроль качества.

Современные гибридные силовые установки Формулы-1, демонстрирующие передовые инженерные решения и гибридные технологии в рамках подготовки к регламенту 2026 года.
Современные гибридные силовые установки Формулы-1, демонстрирующие передовые инженерные решения и гибридные технологии в рамках подготовки к регламенту 2026 года.

Кристиан Хёртрич, главный моторист Ford Performance, отмечает: "Речь идет не о простых деталях вроде гаек и болтов. Это все сложные части из металла и полимеров, которые проходят испытания в экстремальных условиях, чтобы выдерживать нагрузки по ходу гонок, где средняя скорость составляет порядка 200 миль в час".

Марк Рашбрук подтверждает прогресс проекта: "Партнерство фактически становится сильнее с каждым днем. В целом мы идем по графику в том, что касается разработки двигателя внутреннего сгорания и электрических компонентов. Очевидно, предстоит еще много работы и много испытаний на долговечность, но в плане партнерства, открытости и взаимного вклада — это все, чего мы хотели, и даже больше, чем ожидали".

Вызовы и перспективы

Несмотря на оптимистичные заявления, проект не лишен вызовов. По некоторым данным, стендовые испытания показывают, что текущие версии силовой установки испытывают недостаток мощности и проблемы с надежностью. Это подчеркивает сложность задачи создания конкурентоспособного двигателя с нуля за относительно короткое время.

Опыт Honda, которая несколько лет потратила на доведение своих гибридных силовых установок до конкурентоспособного уровня, показывает, что путь к успеху может быть долгим и трудным. Однако Ford и Red Bull располагают значительными ресурсами и экспертизой, что повышает шансы на успех.

Долгосрочные обязательства

Партнерство между Ford и Red Bull заключено на период с 2026 по 2030 год как минимум, что обеспечивает долгосрочную стабильность для обеих сторон. Марк Рашбрук из Ford подчеркивает, что компания остается приверженной сотрудничеству независимо от возможных изменений в составе команды: "Везде, где мы участвуем в гонках, мы хотим иметь лучшую команду с лучшими гонщиками и лучшими людьми. Но подписывали ли мы соглашение из-за какого-то конкретного человека? Нет, потому что мы знаем, что это долгосрочное соглашение и эти люди будут меняться".

Влияние на чемпионат

Возвращение Ford в Формулу-1 происходит в период беспрецедентного роста интереса к чемпионату, особенно в Соединенных Штатах. Президент и CEO Формулы-1 Стефано Доменикали отметил: "Новость о том, что Ford приходит в Формулу-1 с 2026 года, великолепна для спорта, и мы рады видеть их присоединение к невероятным автомобильным партнерам, уже участвующим в Формуле-1".

С 2026 года в чемпионате будут участвовать шесть производителей силовых установок: Ferrari, Mercedes, Honda, Alpine (Renault), Audi и Red Bull Ford Powertrains. Это максимальное количество поставщиков двигателей за многие годы, что обещает усилить конкуренцию и технологическое разнообразие.

Ливрея болида Формулы-1 Red Bull Racing RB19 для сезона 2023 года с брендингом Red Bull и Honda
Ливрея болида Формулы-1 Red Bull Racing RB19 для сезона 2023 года с брендингом Red Bull и Honda

Заключение

Возвращение Ford в Формулу-1 через партнерство с Red Bull Powertrains представляет собой один из самых значимых событий в современной истории чемпионата. Это сотрудничество объединяет богатое наследие Ford в автоспорте с инновационным подходом Red Bull к гонкам, создавая уникальный альянс, нацеленный на успех в новой эре устойчивых и высокотехнологичных автогонок.

Проект символизирует эволюцию Формулы-1 от чисто спортивного зрелища к платформе для развития передовых автомобильных технологий будущего. Сочетание традиционного автоспорта с электрификацией и устойчивыми технологиями открывает новую главу как для Ford, так и для всего чемпионата.

Успех этого партнерства будет зависеть от способности двух компаний эффективно объединить свои ресурсы и экспертизу для создания конкурентоспособных силовых установок. Если им это удастся, мы можем стать свидетелями возрождения американского доминирования в Формуле-1 — явления, которого не было с эпохи легендарного Cosworth DFV почти полвека назад.