"Отблески Этерны" хороши тем, что поднимают немало важных вопросов: "что такое долг, честь, любовь к родной стране", и одной из ее тем я бы назвал понятие мужества и каким оно может быть. Книги, отвечая на этот вопрос, предлагают разные образы мужественности на примере основных персонажей. И при этом я заметил очень интересную вещь: характеры четырех персонажей символически хорошо соотносятся с показанными в цикле четырьмя стихиями. Так что давайте посмотрим на эти образы, в которых есть свои достоинства, недостатки и свои проявления мужества. Рокэ Алву в расчет брать не будем, потому что он и так уже - само совершенство (порой даже слишком).
Робер Эпинэ - Молнии (Огонь)
Повелитель Молний Робер Эпинэ, прозванный также Иноходцем - персонаж сложный и интересный. По молодости и неопытности вместе со своим отцом поддержавший мятеж Эгмонта Окделла и оказавшийся в агарисской эмиграции, Робер, начиная с первой части книги, становится наблюдателем, показывающим конфликт с точки зрения врагов Талига. Изначально считавший, что борется на стороне правды, Иноходец на своей шкуре понимает и осознает, чего именно хотят его новые "друзья" всех мастей.
От Огня, казалось бы, стоит ждать импульсивности, энергичности и воинственности, но я бы образно сравнил характер Иноходца скорее с дающим тепло домашним очагом. Мужественность Робера выражается в эмпатии и сострадании. Он стремится к справедливости, стремится защищать людей, причем не только тех, перед кем он отвечает. Да и зверушек он тоже любит: сценки, когда Иноходец тетешкается со своим подобранным в Агарисе ручным крысом Клементом, шутливо называя его "Ваше Крысейшество", говорят о многом, оживляют повествование и образ персонажа.
Еще мужество Робера - это честность, принципиальность, готовность отвечать за свои поступки. Так что неудивительно, что по итогу первых двух книг от "цвета агарисской эмиграции" Робера начинает воротить. В третьей книге он решает покинуть своего сюзерена Альдо и пойти в нейтральный Ургот на поклон к Рокэ, раскаявшись за свои ошибки молодости. Но обстоятельства помещают его в самый центр бунта в провинции Эпинэ, вызванный недалеким губернатором Колиньяром. Так что приходится бедному Иноходцу, словно Геральту из Ривии, выбирать между большим и меньшим злом, совершая неприглядные поступки, хотя он бы, как и Белый Волк, предпочел бы не выбирать вообще. И в этом и заключается слабость персонажа - он, желая "спасти всех", иногда делает только хуже и не может принять правильное решение. Потому что иногда бывает так, что кое-кого спасать вовсе не нужно. Кроме того, Иноходец страдает угрызениями совести и склонен к самобичеванию. Но сдаться и опустить руки ему не дает ответственность за свои поступки, и Робер постепенно преодолевает в себе свои недостатки: по мере развития сюжета, Робер, оказавшись в захваченном Альдой Олларии чем дальше, тем больше перечит распоясавшемуся самозванному корольку, получившему в народе прозвище Та-Ракан. А когда, договорившись с Лионелем Савиньяком о сдаче города регенту Олларов и понимая, что ему с Та-Раканом не по пути, Иноходец соглашается даже на его казнь.
Реждинальд и Эйвон Лараки - Скалы (Земля).
А вы думали, из представителей Надора я возьму Ричарда Окделла? Ага, щас! Если кто и достоин титула Повелителей Скал, так это Лараки - Эйвон и Реджинальд. Кстати, они и впрямь изначально были законными владыками Надора. Образно я бы сравнил их характер с камнями, и он выражается в простоватости, скромности, непосредственности, надежности и преданности. Все это делает общение с Лараками приятным, уютным, "ламповым", в чем и убедилась Луиза Арамона, в которую влюбился Эйвон. Хоть она и не понимала их приверженности старинным обычаям.
Эйвон по характеру человек мягкий, но при этом учтивый, рассудительный и вместе с тем не наивный. Его сын Реджинальд по характеру похож на своего отца, но при этом сильно смахивает на Сэма Тарли из "Игры престолов": толстенький и неуклюжий. Его осмотрительность не похожа на холодную расчетливость Валентина Придда - это простая житейская мудрость, с которой он всячески пытается убедить Ричарда не совершать ошибок. Его изъян - это застенчивость, которую он перебарывает, не боясь сказать Ричарду про то, что его сюзерен Альдо принес стране беду. В конце концов, высказать свое мнение и указать близкому человеку на свои ошибки, особенно если они чудовищны - это тоже мужество.
Честно, мне было даже жалко Наля, когда он погиб при землетрясении, покаравшем Надор от нарушения клятвы своего кузена.
Марсель Валме - Ветер (Воздух).
Хотя Марсель Валме официально и не Повелитель Ветров, в его характере и впрямь есть что-то такое... ветреное. В отличие от старомодности и внешней невзрачности Лараков, Марсель изящен и изыскан, но притом не страдает безвкусицей. Он элегантен, легок в общении, хитер и остроумен. Интересно, что многие персонажи, символизирующие ветер и воздух, обладают похожим набором качеств - как Аанг, например. Да даже местные духи ветра показаны как весьма игривые сущности. Вместе с тем Марсель в начале своего пути легкомысленен, несколько ленив и изнежен, однако он в себе это перебарывает, когда желает спасти Алву, да и испохабленную Та-Раканом Олларию. И желание пожертвовать личным комфортом ради блага людей и родной страны - разве это не мужество?
Еще интересно, что изменение характера персонажа отражается на его внешности (как и у Реджинальда): Марсель становится более стройным и подтянутым.
Валентин Придд - Волны (Вода).
Ну, и теперь настал черед Повелителя Волн. Валентин Придд, в полной мере раскрылся в четвертой и пятой книге, показав себя с хорошей стороны. И знаете, говоря о его характере, ему бы больше всего подошел титул Повелителя Льда. А что? Во многих мирах вода соотносится со льдом. Он по характеру осторожен, осмотрителен и холодно-расчетлив. И в чем-то холодная расчетливость Валентина (как представителя Воды) противоположна теплой эмпатии Робера (как представителя Огня). Но под ледяной маской скрывается справедливый, начитанный и зрелый молодой человек, который и давку остановит, и невинную девушку от мертвеца-ревенанта спасет. Он, как оказалось, и был тем самым Сузой-Музой, который издевался над Свином, а позже - и над Альдушей. Его мужество - это выдержка и нервы как канат в любой ситуации. То, как он подчеркнуто вежливо троллит Ричарда, не поддаваясь на провокации - это надо читать:
– Вас трудно не услышать. – Спрут медленно расправил расшитую розами занавеску. – Вепри вообще очень громкие… животные.
– Вы будете драться? – в упор спросил Ричард. – Или прика́жете оскорбить вас прилюдно?
– Оскорбить может отнюдь не всякий. – Придд все же соизволил обернуться. – Предатель, глупец и неудачник к таковым не относятся.
("Яд минувшего")
Но главный недостаток Валентина - замкнутость и отстраненность. Да, во враждебном окружении, когда неизвестно - кто враг, а кто друг, это отнюдь не изъян, но в более дружелюбной атмосфере это вредит, отчего строить отношения с людьми ему тяжело.
Короче, Вера Камша в своих "Отблесках" показала мужество и мужественность во всем разнообразии, и это, пожалуй - еще одно из достоинств цикла. Только зря она его так растянула...
А на сегодня все!