Найти в Дзене
Мой маминг

АРД: тайм-аут

Детей 80–90-х гг. XX в. часто воспитывали в духе последствий. Считалось, что если дошкольника поставить в условия искусственно созданных причинно-следственных связей, то он быстрее начнет понимать ответственность за поступки. Поэтому родители могли отправить в угол или отправить на перерыв в комнату, чтобы ребёнок подумал над поведением. Если взять во внимание, что метод существует в течение 400 лет, то закономерно, что его автоматическое воздействие на взрослого оказывает сильное влияние. Сначала били розгами, потом ставили на горох. В XX веке пришёл угол. Сейчас в тренде — тайм-аут. Как правило, родитель или опекун преследует ярое желание научить малыша нужному поведению. И установка, что оставаясь наедине, лишаясь поддержки родителя и боясь потерять доверительные отношения с ним, малыш как будто обдумывает поведение и приходит к верным выводам. Когда взрослый отталкивает дошкольника, он демонстрирует установку: — Не будешь себя вести так, как я хочу, я не буду тебя любить и хорошо
Оглавление

Сегодня разбираю один из внешне безобидных автоматизмов разделяющей дисциплины — тайм-ауты. Вроде бы никто никого не бьёт. И со стороны метод выглядит гуманным и даже действенным. Разбираюсь, что не так и как трансформировать подход в созидательном ключе.

Действие автоматизма

Детей 80–90-х гг. XX в. часто воспитывали в духе последствий. Считалось, что если дошкольника поставить в условия искусственно созданных причинно-следственных связей, то он быстрее начнет понимать ответственность за поступки.

Поэтому родители могли отправить в угол или отправить на перерыв в комнату, чтобы ребёнок подумал над поведением. Если взять во внимание, что метод существует в течение 400 лет, то закономерно, что его автоматическое воздействие на взрослого оказывает сильное влияние. Сначала били розгами, потом ставили на горох. В XX веке пришёл угол. Сейчас в тренде — тайм-аут.

-2

Как правило, родитель или опекун преследует ярое желание научить малыша нужному поведению. И установка, что оставаясь наедине, лишаясь поддержки родителя и боясь потерять доверительные отношения с ним, малыш как будто обдумывает поведение и приходит к верным выводам.

Разбираем по полочкам

Когда взрослый отталкивает дошкольника, он демонстрирует установку:

— Не будешь себя вести так, как я хочу, я не буду тебя любить и хорошо к тебе относится.

И такой подход, правда, влияет на поведение, но не потому что он разобрался в морали и нравственности произошедшего. А потому что отношения с заботливым взрослым для малыша — это залог выживания. И на инстинктивном уровне ребёнок это чувствует.

-3

Поэтому «тайм-аут» влияет в короткой перспективе. Но не живите в иллюзии, что дошкольник осознал поступок. Он не начнет осознавать, пока внутри не будут активировано понимание морали и нравственные ценности. Пока у него не включится интеграция мозга.

То есть для того чтобы «перерывы в отношениях» начали работать в понятном родителю ключе, ребёнку должно исполниться 16-18 лет. А чтобы человек оттолкнулся от собственных жизненных принципов, то и 21-25.

Трансформируем

Я формировалась с тайм-аутами. Правда, углы и сидения в собственной комнате разбудили фантазию и свободную игру, а не нормы поведения. А для мамы я выучила, что через время нужно зайти и сказать:

— Прости, пожалуйста, я больше так не буду.

Как вы понимаете, в основе лежала не ориентация на принципы, а нервозное понимание, что я могу делать что-то, что вызовет бурю в маме. Разбираться приходилось опытным путём.

-4

В итоге в подростковом возрасте начала сбегать в ванну, где закрывалась, чтобы меня никто не трогал. Так продолжается до сих пор. Вывод — перерыв нужен мне. И я его оставила, изменив подход.

Разделение для дочки тревожно. Значит создание безопасных условий — приоритет для нас обеих. Мне важно уединиться, ей — понять, что я закрываюсь не от неё, а для себя.

Что не делаю в этом автоматизме:

  • не кричу и не хлопаю дверьми
  • не отталкиваю её в физическом и психологическом смысле

Что делаю:

  • беру паузу, чтобы остыть
  • спокойно ухожу, говоря, что мне важно побыть одной, так как я устала // пошла покурить // нужно поговорить по телефону
  • обнимаю её по своим возможностям или говорю, что обниму её, когда вернусь
  • когда эмоции проходят, думаю о тактиках, которые помогут скорректировать её и моё поведение
  • к обсуждению поступка приступаю, когда сама эмоционально готова к этому

Как часто вы используете метод тайм-аутов в воспитании? Делитесь наблюдениями в комментариях.