Найти в Дзене
Издательство Libra Press

Меня опять сделали главнокомандующим

26 июля 1829. "Новая суматоха или женихи чужих невест"; оригинальная комическая опера в 1-м действии, сочинение князя А. А. Шаховского. Семенова (Нимфодора Семеновна), по слабости здоровья, пела не так хорошо. Была вызвана, и служащий в Горном корпусе чиновник Ильман, при вызове свистел, шикал и называл вслух "облезлой кошкой", о чем полиция "сделала свое распоряжение". 2-го февраля 1830. "Казак-стихотворец"; водевиль в 1-м действии, сочинение князя А. А. Шаховского. Лишь только Марсель (здесь Елизавета Васильевна Рыкалова, в замужестве Марсель) вышла на сцену, то в ту же минуту занемогла, и занавес опустили. 4-го февраля 1830. "Эфемеры или вся жизнь в один день"; трагикомедия в 3-х действиях с прологом и эпилогом, - последнее сочинение г-на Пикара (Луи-Бенуа), члена французской академии. Ох, пора нам перестать эфемерами заниматься, а то будем без денег. 25-го июня 1830. "Людмила"; драма в трех отделениях, составленная из баллады В. А. Жуковского, с сохранением некоторых его стихов. Во
Оглавление

Из дневника Александра Ивановича Храповицкого, инспектора репертуарной части русского театра в Санкт-Петербурге, которые он вел по поводу того или другого спектакля, 1829-1839 гг.

Александр Иванович Храповицкий, 1808 (неизвестный художник)
Александр Иванович Храповицкий, 1808 (неизвестный художник)

26 июля 1829. "Новая суматоха или женихи чужих невест"; оригинальная комическая опера в 1-м действии, сочинение князя А. А. Шаховского. Семенова (Нимфодора Семеновна), по слабости здоровья, пела не так хорошо. Была вызвана, и служащий в Горном корпусе чиновник Ильман, при вызове свистел, шикал и называл вслух "облезлой кошкой", о чем полиция "сделала свое распоряжение".

2-го февраля 1830. "Казак-стихотворец"; водевиль в 1-м действии, сочинение князя А. А. Шаховского. Лишь только Марсель (здесь Елизавета Васильевна Рыкалова, в замужестве Марсель) вышла на сцену, то в ту же минуту занемогла, и занавес опустили.

4-го февраля 1830. "Эфемеры или вся жизнь в один день"; трагикомедия в 3-х действиях с прологом и эпилогом, - последнее сочинение г-на Пикара (Луи-Бенуа), члена французской академии. Ох, пора нам перестать эфемерами заниматься, а то будем без денег.

25-го июня 1830. "Людмила"; драма в трех отделениях, составленная из баллады В. А. Жуковского, с сохранением некоторых его стихов. Во время действия вдруг погасла большая люстра. Полагают, что это случилось от ветра.

19-го октября 1830. "Князь-невидимка"; большая волшебно-комическая опера в 4-х действиях, сочинение Катерино Кавоса. Купец Ключарев, во втором ярусе, в ложе, произвел пьяный шум. Явилась полиция. Шум увеличился. Публика, не зная ничего, перепугалась. Закричали голоса: "Пожар!". Все кинулись из театра и сделалось общее смятение, даже актеры в костюмах выбежали на улицу; но вскоре всё успокоилось и пьесу продолжили.

27-го ноября 1830. "Юрий Милославский"; романтическое представление в 5-ти сутках, взятое из романа М. Н. Загоскина, князем А. А. Шаховским. Сей спектакль дан был в день получения известия о мятеже, произведенном в Варшаве. Когда Каратыгин (Василий Андреевич) сказал: "Да здравствует законный царь русский и да погибнут все изменники!" раздался ужасный аплодисмент с криком "Браво, форро", и потому Каратыгин должен был повторить сии слова, и радостный крик "Браво" вновь возобновился.

26-го января 1831. Бенефис г-на Брянского (Яков Васильевич). В первый раз "Горе от ума"; комедия в 4-х действиях, в стихах, сочинение А. С. Грибоедова. Сверх ожидания, пьеса принята была сухо.

6-го мая 1831. "Волшебный стрелок"; большая волшебная опера в трех действиях, сочинение Карла Вебера. Бешенцов (?) должен был стрелять в орла, но замок испортился и он никак не мог выстрелить, почему орел, по приказанию Самойлова упал без выстрела, что и произвело страшный между зрителями смех.

13-го мая 1831. "Разбойник богемских лесов"; трагедия в 5-ти действиях, в стихах, 2-х частях, взятая из творений Байрона. Перед концом пьесы плотник сделал внезапное разрушение замка. Актеры все перепугались, и Брянская (Анна Матвеевна), увидев мужа лежащего (который, по пьесе, лежал мертвым), испугалась сильно и с визгом кричала: "Яша, Яша!" (имя мужа). После чего выслан был, анонс, что, "по ошибочном разрушении, трагедия кончена быть не может".

14-го июня 1831. "Дух времени"; комедия-водевиль в 5-ти действиях. В сей день появилась в Петербурге холера.

23-го июня 1831. "Горе от ума"; комедия в 4-х действиях, в стихах, сочинение А. С. Грибоедова. Было мало (публики), потому что вчерашнего числа был на Сенной большой бунт, разбили холерную больницу. И сегодня бы то же было, но присутствие государя все прекратило.

28-го июня 1831. "Сын любви"; драма в 5-ти действиях, сочинение Коцебу. Сего числа пополуночи умер от холеры славный Рязанцев (Василий Иванович).

5-го июля 1831. "Любовная почта"; комическая опера А. А. Шаховского. Сего числа, в час пополудни, по высочайшему повелению, театры закрыты впредь до окончания холеры.

14-го мая 1833. "Великодушие или рекрутский набор"; драма в 3-х действиях, сочинение Ильина (Николай Иванович). Вчерашнего числа уволен от должности директора князь Гагарин (Сергей Сергеевич), а на место его в должность директора назначен действительный статский советник Гедеонов (Александр Михайлович).

4-го октября 1833. "Венгерская хижина или знаменитые разбойники"; большой трагикомический балет в 4-х действиях, сочинение балетмейстера Дидло.

По окончании балета произошла весьма трогательная картина: весь театр закричал "автора балета г-на Дидло", даже и дамы из лож участвовали, и сей крик продолжался около 15-ти минут. Наконец, почтенный старец явился перед публикой, окруженный толпою созданных им танцоров и танцовщиц, которые за счастье почли вывести перед публикой своего благодетеля.

3-го мая 1834. "Светский случай"; комедия в 1-м действии, в стихах, сочинение Хмельницкого (Николай Иванович). Играли дурно. Бутафор Пикарди, на старости лет выжил из ума и вдруг с какими-то платьями явился на сцену и произвел общий смех.

14-го декабря 1834. "Роберт-дьявол"; большая опера в 5-ти действиях, музыка Мейербера. Для музыканта опера хороша, а для нашего брата утомительна, и публика соскучилась.

2-го февраля 1836. "Венецианская актриса"; драма в 3-х сутках (?) и 4-х отделениях, сочинение Виктора Гюго. Сего числа в 5-ом часу пополудни, сгорел балаган Лемана и около 500 человек сделались жертвою огня. Во втором акте, Каратыгина, стала близ свечи рассматривать медальон и у ней рукав вспыхнул, но она сего не заметила до тех пор, пока из кресел закричали "пожар". Cie происшествие никаких следствий не сделало, кроме малого испуга.

19-го апреля 1836. В первый раз "Ревизор"; оригинальная комедия в 5-ти действиях, сочинение Н. Гоголя. Государь Император (Николай Павлович) с Наследником, внезапно изволил присутствовать и был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души. Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество. Актеры все, в особенности Сосницкий, играли превосходно. Вызваны: автор (Николай Васильевич Гоголь), Сосницкий (Иван Иванович) и Дюр (Николай Осипович).

30-го октября 1836. "Обман в пользу любви"; комедия в 3-х действиях, перевод с французского П. А. Катенина. Я полагал себя совершенно уже равнодушным к театральному зрелищу по долговременной моей при оном службе; но неимоверная, отличнейшая и неподражаемая игра привела меня в совершенный восторг. Вызваны Каратыгин, Сосницкий.

4-го ноября 1836. "Знакомые незнакомцы"; комедия-водевиль в 1-м действии, сочинение П. А. Каратыгина. Сосницкий был "дурен, как смертный грех", а Дюр бесценен.

27-го ноября 1836. На Большом театре, для открытия после перестройки, в 1-й раз "Жизнь за Царя"; оригинальная большая опера, сочинение М. И. Глинки. При открытии театра изволил присутствовать Государь Император со всею августейшею фамилией. Об опере ничего сказать не могу: в сей день я был дежурным в Александринском театре.

11-го декабря 1836. "Знакомые незнакомцы"; комедия-водевиль в 1-м действии, сочинение П. А. Каратыгина. В сей день отделена оперная труппа от драматической.

17-го декабря 1837. "Никому кроме короля или хлебопашец каштанового леса"; романтическая комедия, взятая из испанского театра, сочинение Дона Франциска де Рохас, в 5-ти действиях и трех сутках, с пением и танцами. В сей несчастный день, в 10-м часу вечера, загорелся Зимний дворец и совершенно сгорел, исключая Эрмитажа. Государь узнал о сем, находясь в Большом театре с Императрицей (Александра Федоровна) и Наследником (будущий Александр II).

14-го февраля 1838 (Храповицкий делает сравнение сборов 1836 и 1837 гг. Оказывается, что сборы 1836 года превышали сборы 1837 г.). Не донято 144292 р. В потомстве может возродиться вопрос: отчего не донято? А как сия книга есть "мое тайное чистосердечие", то и ответствую.

Первая и главная причина - ненависть к русскому и зараза "французолюбия" начальников и публики. Откровенно, по сущей справедливости, скажу, что со дня существования театра не была еще так хорошо устроена драматическая труппа, как в 1837 году.

В ней блистали таланты, каждый в своем роде, Каратыгиных, Брянских, Сосницкого, Вальберховой (Мария Ивановна), Борецкого, Дюра, Максимова, Афанасьева, Мартынова, а также молодой актрисы, весьма любимой, Асенковой (Варвара Николаевна) и подающих, великую надежду воспитанников театрального училища, Воронова и Степановой.

Видя всё cíe, справедливое начальство возрадовалось и, дабы испортить приятное для всякого в душе россиянина удовольствие, в 1836 г. разделило труппу на две части - на оперную и драматическую, отделив первую вообще с балетом в Большой театр, оставив драматическую в Александринском театре, дав ей самый негодный оркестр и костюмы, кои почти можно назвать обносками от оперной труппы.

Все новые отличные пьесы ставятся кое-как, со старыми декорациями и в изношенных костюмах. Почтеннейшая публика, давно уже не желающая видеть, что либо полезное для ума и сердца, но ищущая наслаждений для глаз, устремилась в Большой театр, где потчевана была чудеснейшим оркестром, блистательными костюмами и обворожительными декорациями.

Но не полагаю я, чтобы пение оперы могло усладить слух их, потому что в опере не было тенора, соответствующая сему блеску.

Теперь, дабы совершенно добить все отечественное, выписали, с огромным содержание, из Парижа первую танцовщицу в свете г-жу Тальони. Вот тут-то, любезное потомство, надо было видеть, как, так называемые россияне спешили закладывать последнее свое скудное имение, чтобы только иметь счастье принести свои деньги в бенефис Тальони, которых она имела три, да отец ее (Филиппо Тальони), балетмейстер, столько же.

Марии Тальони (неизвестный художник)
Марии Тальони (неизвестный художник)

И всякий так называемый порядочный человек, встретившись с подобным себе, стыдился, если он пропустил какое-нибудь представление. Сей энтузиазм произвел то, что в драматические представления и даже и в оперные никто не стал ездить.

Мы только и видим полные театры во время святок и на сырной неделе, когда наша публика, торгующая в рынках, была свободна. Что с русским театром далее будет, не ведаю, а полагаю, что еще будет хуже, потому что в голове россиян нет ничего русского.

18-го апреля 1838. "Филипп или фамильная гордость"; комедия-водевиль Скриба. Играли все преотлично. Вызваны: Максимов (Алексей Михайлович) и Щепкин (Михаил Семенович); но, по важнейшей несправедливости публики, Вальберхова была забыта публикой.

27-го мая 1838. "Король Лир"; трагедия в 5-ти действиях, сочинение В. Шекспира. Ну, Каратыгин так играл, что "пальчики обсосать", и был 5 раз вызван. Молодец, право, молодец.

1-го ноября 1838. "Уголино"; драматическое представление в 5-ти действиях, сочинение Н. А. Полевого. Сбор маловат, потому что сегодня ужасная была прибыль воды, так что должны были опасаться наводнения.

9-го ноября 1838. "Дедушка русского флота"; историческая быль в 1-м действии, сочинение Н. Полевого. Пьеса - вздор, но как оная есть произведение ума отечественного, то произвела необыкновенный восторг. 18-го ноября. То ж. Государь с императрицею и всею фамилией изволили присутствовать. Высокие посетители и вся публика с восхищением принимали. Государь изволил быть на сцене и милостиво всех благодарить; в особенности удивлялся таланту Сосницкого и нашел, что Каратыгин похож на Петра 1-го.

27-го ноября 1838. "Полковник старых времен"; комедия-водевиль в 1-м действии, перевод с французского. В куплете "Смирно, женщины" на Асенкову нашел столбняк: суфлер подает слова, а она молчит. Оркестр остановился. Публика стада аплодировать, а она кланялась, как будто извинялась. Потом снова начала и все-таки слова, над которыми остановилась, не вспомнила. Она громогласно вызвана.

Без даты. "Луиза Линьероль"; драма в 5-ти действиях, перевод с французского. Пьеса, как вообще нынешнего проклятого французского времени. Принимали дурно и никого не вызвали.

Окончив театральный 1838 год, боюсь одного вопроса, который может мне потомство сделать: отчего в театральном 1838 году сборы были менее прошлогоднего? Ложь постыдна! А потому, как благородный инспектор труппы, обязан отвечать правду.

Директор Гедеонов возненавидел меня, а за что, право, не знаю. Отдал мою труппу прекраснейшему актеру, но весьма дурному распорядителю, Сосницкому, который "командовал" ею с апреля до половины ноября. Но как он все перепортил и отучил от театра публику, то меня опять сделали "главнокомандующим".

В 1838 году, при таком славном сборе, были неудачи те, что умерла (23 лет) актриса Степанова 2-я (Анна Матвеевна), вышли в отставку славные актрисы: Самойлова Мария и Брянская 2-я, с октября месяца занемог славный комический актер Дюр, через что, в его репертуаре сделалась важная остановка.

В 1838 году оперная труппа совсем упала, и в Большом театре одна только Тальони делала сборы; драматическая же труппа весьма мало получила новых пьес во весь год. Дай Бог здоровья кормильцам нашим, подарившим пьесы: Полевому (Николай Алексеевич) за драму "Честь и смерть" и исторические были: "Дедушка русского флота" и "Иголкин, купец Новгородский" и г-ну Каратыгину 2-му за водевиль "Ложа 1-го яруса" на последний дебют Тальони.

Виноват! Еще раз ругну Гедеонова, который не хочет лаской и деньгами приголубить сих двух авторов, делающих честь русскому театру. А отчего он этого не делает? Оттого, что в нем души нет русской и уверяю вас в его зависти, что "русские перещеголяли в сборах иностранные труппы".

30-го января 1839. "Жизнь или смерть, или самоубийца от любви", сочинение Скриба. Воспитанник Сергеев играл, как подлец.

1-го мая 1839. "Кремнев, русский солдат"; народное драматическое представление в 3-х действиях, с куплетами и военными песнями, сочинение Ивана Никитича Скобелева. Присутствовали Ее Высочество Елена Павловна и Их Высочества Михаил Павлович и Николай Николаевич (8 лет), который одет был в кадетском мундире. Сбор 1547 руб. 50 к. Мал сбор, потому что, по высочайшему повелению, для "кадет безденежно отпущено было мест на сумму 2127 р.". Вызван автор.

16-го мая 1839. "Русский человек добро помнит"; драматическая быль в 1-м действии, сочинение Н. А. Полевого. Сего числа, в 8 часов вечера, умер от чахотки славный актер Дюр.

1 июля 1839. "Пожарский"; трагедия в 3-х действиях, в стихах, сочинение Крюковского (Матвей Васильевич). Удивляться будут, отчего так мал сбор. Ответ: сей день был канун свадьбы Ее Высочества Марии Николаевны. Время было единственное. На Елагином острову огромное гулянье, и фейерверк. Государь со всей фамилией изволил прогуливаться в публике. Всякий стремился видеть жениха и невесту, а не "Пожарского" в душном Александринском театре, которым благоразумное начальство вздумало потчевать публику при 30° жару.

11-го числа сего месяца было гулянье в Петергофе и иллюминация. Время было бесподобное; но к четырем часам после обеда сделалась необыкновенная буря и много погибло ехавших водою на малых судах. Актер Самойлов 1-й (Василий Михайлович) в сей день ездил молиться в Сергиевскую пустынь, его ялик опрокинуло и он утонул. Тело его, 15-го числа, прибило к Канонерскому острову и он погребен в Сергиевской пустыни.

Другие публикации: