У француза есть весомые аргументы.
Экс-полузащитник «Локомотива» и сборной Франции Лассана Диарра подал в суд на ФИФА — футболист требует от организации 65 миллионов евро. Сумма огромная, но у бывшего железнодорожника есть аргументы.
Диарра давно воюет с ФИФА. Новый суд — это лишь очередной этап
Говорить про нынешний суд бесполезно без предыстории. Сперва расскажем, почему Диарра вообще взъелся на ФИФА.
Все началось в 2013 году, когда «Локомотив» купил Диарра у «Анжи» за 12 миллионов евро. Лассана приходил в статусе звезды — к тому моменту он уже поиграл за «Челси», «Арсенал» и «Реал», становился чемпионом Англии и Испании.
Первые полгода в составе железнодорожников он тоже разрывал, реально помогая в борьбе за титул. Но весной что-то сломалось — Диарра начал жаловаться на здоровье и в итоге сыграл только пять матчей чемпионата. Вместо золота «Локомотив» взял только бронзу.
Дальше — хуже: Диарра не явился на летние сборы. Полузащитник вернулся в Москву только после начала чемпионата и объяснил отсутствие болезнью. Конечно, никаких документов он не показал — терпение «Локомотива» лопнуло, и клуб решил расторгнуть контракт.
Так как у железнодорожников были веские основания прервать сотрудничество, они потребовали от Диарра компенсацию, которая была прописана в контракте — 20 миллионов евро. Футболист платить отказался, и «Локо» обратился в Палату по разрешению споров ФИФА.
Там аппетиты москвичей урезали, но обязали Диарра заплатить бывшему клубу 10,5 миллиона евро. Лассана не согласился с этим решением, и началась ходьба по инстанциям и суды. Тяжба закончилась только спустя несколько лет — по данным Спортса, клуб и футболист сошлись на 4-5 миллионах евро.
Но почему же Диарра набросился на ФИФА? Ответ простой: в период, пока полузащитник судился с «Локомотивом», он долго не мог найти новый клуб. Все из-за двух правил ФИФА, которые отпугивали потенциальных покупателей.
Первое правило — отказ национальной федерации в выдаче трансферного сертификата, если между бывшим клубом и игроком идет контрактный спор. Говоря проще, РФС по этому правилу не высылал нужные документы для перехода Диарра до тех пор, пока его разбирательства с «Локо» не завершились. Поэтому Лассана сидел без клуба с августа 2014-го по июль 2015 года — пока ФИФА не поставила точку в деле.
Второе правило, которое подпортило полузащитнику жизнь, касалось солидарной ответственности. Формулировка простая: если игрок что-то должен прежнему клубу, то эта сумма делится между футболистом и новым клубом солидарно. Самое интересное, что пропорции в правиле не указаны — ожидаемо, желающих попасть на 20 миллионов евро не нашлось, поэтому на период разбирательств все претенденты на Диарра исчезли.
Из-за этих двух правил карьера полузащитника действительно встала на паузу на несколько месяцев — и Лассана решил судиться. Формальный повод тоже нашелся — в феврале 2015-го бельгийский «Шарлеруа» предложил Диарра контракт, но поставил условие: никаких выплат «Локомотиву». Тогда француз гарантий дать не мог, и бельгийцы ушли — Диарра потерял деньги.
Лассана подавал на ФИФА в гражданский суд — и победил. Организации придется менять правила
После решения ФИФА карьера Диарра устаканилась — в июле 2015 года он присоединился к «Марселю», а через несколько лет перешел в «ПСЖ», где и закончил карьеру. Но несправедливость не отпускала, и, еще играя за «Марсель», Лассана обратился в коммерческий суд Шарлеруа.
Там полузащитник утверждал, что из-за несовершенств норм ФИФА он потерял выгодный контракт с бельгийским клубом и вынужден был согласиться на худшие условия во Франции. По подсчетам Диарра, ФИФА и бельгийские чиновники должны были ему 6 миллионов евро. В суде постановили заплатить 60 тысяч.
Дальше судебная история закрутилась еще сильнее. В 2022 году Апелляционный суд Монса отправил дело в Суд ЕС — проверить, насколько нормы ФИФА соответствуют нормам Евросоюза. Осенью 2024-го евросудьи внезапно вынесли историческое и очень полезное для Диарра решение — не соответствуют.
Если говорить кратко, то мнение Суда ЕС было таким:
- система солидарной ответственности — непрозрачная и дискриминационная;
- отказ в выдаче трансферного сертификата — нарушение закона о перемещении рабочей силы внутри ЕС.
Конечно, за годы разбирательств вопросы судей стали чуть менее актуальными — формально ФИФА утрясла обе проблемы. Солидарная ответственность рассчитывается по пусть и негласной, но существующей схеме, а трансферные сертификаты теперь выдаются чуть ли не в автоматическом режиме даже в обход национальных федераций. Но эти нормы не закреплены официально — вероятно, над этим ФИФА придется поработать.
В общем-то, организация уже приступила — о соответствующем решении ФИФА объявила в конце 2024 года. Но Диарра этого явно недостаточно.
Француз идет в крестовый поход против ФИФА — хочет больше денег и свободы для футболистов
После поддержки со стороны ЕС Лассана решил пойти дальше — и при помощи Международной федерации ассоциаций профессиональных футболистов (FIFPro) будет судиться с ФИФА по-крупному. Диарра попробует через швейцарский суд взыскать с чиновников 65 миллионов евро.
Почему так много? Очень просто. После решения Суда ЕС, которое признало правила ФИФА неправомерными, Диарра заявил, что всю карьеру страдал из-за действующих порядков — не мог свободно менять команду, из-за чего крупно потерял в деньгах.
В заявлении FIFPro так и сказано: «Суд подтвердил концепцию свободы передвижения и признал, что система трансферов препятствует игрокам реализовывать свое право расторгать трудовые договоры без уважительной причины, даже если это право закреплено в правилах [...] Независимый экономический анализ подтвердил существенный ущерб, понесенный Лассана Диарра на протяжении всей его карьеры в результате ограничительных правил ФИФА в отношении трансферов».
То есть разборки с «Локомотивом» уже отошли на второй план — Диарра считает, что потерял гораздо больше, чем за год простоя после РПЛ.
Сам Лассана мнит себя чуть ли не революционером: «Я вынужден вести эту юридическую битву с августа 2014 года. Более 11 лет! Я делаю это ради себя. И если мне удалось выстоять под натиском ФИФА, то только благодаря своей успешной карьере. Но я также делал это для всех остальных, менее известных игроков, у которых нет финансовых и психологических возможностей бросить вызов ФИФА в судах», — заявил экс-футболист.
Если дело выгорит, то это действительно будет революция — ФИФА фактически признает, что все годы неправомерно лишала футболистов возможности расторгнуть контракт с действующим клубом без объяснения причин.
К слову, адвокаты Диарра — юридическая фирма Dupont-Hissel — те же, что в 1995 году представляли Жана-Марка Босмана. А его дело перевернуло весь рынок — игроки впервые получили право свободно уходить из клубов по окончании контракта. Эксперты считают, что иск Диарра способен заложить новую основу трансферного рынка.
А пока идут разбирательства, француз готовит новый удар — связанный с ним фонд «Справедливость для игроков» в начале августа заявил, что от правил ФИФА за 20 лет могли пострадать около 100 тысяч игроков. Все они потенциально могут обратиться в суд — фонд поможет.
Что со всеми этими судами ждет мировой футбол — решительно непонятно. Но клубы не в восторге — зимой босс «Динамо» Дмитрий Гафин рассуждал так: «После дела Диарра, согласно различным его трактовкам, получается так, что клуб, куда футболист перейдет, не несет подобную ответственность. Это значит, что если игрок с вами в одностороннем порядке расторг контракт, то вам придется взимать компенсацию не с его следующего клуба, а с самого футболиста. То есть придется бегать за ним с мачете по джунглям Амазонии или пампасам, ловить футболиста и взимать с него деньги, которых у него еще может не быть».
В общем, ждем. Не исключено, что «Локомотив» 10 лет назад невольно запустил революцию в футболе.
Как бывший игрок «Локомотива» повлиял на карьеру Мбаппе. Рассказывает сам футболист
Артем Белинин, «Спорт-Экспресс»