На Москву обрушился мощный ливень, выливший на город 12% месячной нормы осадков. Дороги превратились в реки, создав опасные условия для водителей. Рассказываем, как непогода повлияла на трафик, какие риски подстерегают автомобилистов на мокром асфальте и как безопасно передвигаться в таких условиях.
На столичный регион в течение прошедших суток обрушились интенсивные осадки, серьезно осложнившие дорожную обстановку. Как рассказал ведущей специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец, на базовой метеостанции на ВДНХ было зафиксировано 9 мм осадков. Этот объем составляет 12% от всей месячной нормы, что фактически равно почти ведру воды на каждый квадратный метр городской территории. Такие погодные условия неминуемо привели к образованию заторов и повысили риски для всех участников дорожного движения.
Непогода распределилась по мегаполису неравномерно. Так, в районе Тушино выпало 7 мм осадков, на Балчуге — 6 мм, а в Бутово — 4 мм. В Московской области также были зафиксированы сильные дожди: в Толстопальцево выпало 9 мм, а в Наро-Фоминске и Немчиновке — по 7 мм. Для автомобилистов это означает, что состояние дорожного полотна может кардинально меняться даже в пределах одного маршрута, требуя повышенной концентрации и готовности к внезапным изменениям условий движения.
Главная опасность, которую несет мокрая дорога, — это эффект аквапланирования. Он возникает, когда колесо автомобиля на высокой скорости не успевает отводить воду из пятна контакта с асфальтом. В результате между шиной и дорогой образуется водяная пленка, и машина фактически «всплывает», становясь полностью неуправляемой. Риск аквапланирования многократно возрастает при изношенном протекторе шин и при въезде в глубокие лужи. Единственный способ борьбы с этим явлением — превентивное снижение скорости до начала маневра или въезда в зону скопления воды.
Помимо потери сцепления с дорогой, сильный дождь создает и другие проблемы. В первую очередь, это резкое ухудшение видимости. Потоки воды на лобовом стекле, брызги из-под колес встречных и попутных автомобилей, а также общая серая пелена в воздухе сокращают дистанцию обзора в несколько раз. В таких условиях критически важно не только снизить скорость, но и увеличить дистанцию до впереди идущего транспорта. Тормозной путь на мокром покрытии также значительно увеличивается, что необходимо учитывать при планировании любых маневров.
Особую осторожность следует проявлять при проезде больших луж. Под слоем воды могут скрываться серьезные дефекты дорожного полотна: глубокие ямы, выбоины или даже открытые люки ливневой канализации. Попадание колеса в такое препятствие на скорости чревато не только повреждением подвески и шины, но и полной потерей контроля над автомобилем. Кроме того, при форсировании глубоких водных преград существует риск гидроудара — попадания воды в двигатель, что практически всегда приводит к его капитальному ремонту.
Эксперты по безопасному вождению рекомендуют в период сильных осадков придерживаться нескольких простых правил. Во-первых, проверьте состояние щеток стеклоочистителя — они должны эффективно убирать воду, не оставляя разводов. Во-вторых, всегда включайте ближний свет фар или дневные ходовые огни, чтобы сделать ваш автомобиль более заметным для других водителей. В-третьих, избегайте резких перестроений, ускорений и торможений. Все действия должны быть максимально плавными и предсказуемыми.
Согласно прогнозам синоптиков, в течение дня интенсивность дождей будет снижаться, и постепенно они прекратятся. Однако это не означает, что дороги моментально станут сухими и безопасными. Мокрое покрытие будет сохраняться еще некоторое время, поэтому автомобилистам следует сохранять бдительность и не спешить возвращаться к привычному скоростному режиму. Безопасность на дороге в сложных погодных условиях напрямую зависит от предусмотрительности и ответственности каждого водителя.