Часть 1. Чойган
Года три вынашивали идею сходить в долину вулканов.
Но !
Смущала долгая дорога Сначала на своей машине около 500 км ( из них 156 - по гравийке). Затем около 90 км на заброске. Заброска длится от 7 часов до суток. Ибо все зависит от количества осадков, пролившихся на бурятскую землю.
Соответственно, все выше перечисленное потом в обратном порядке.
Долго. Муторно. Дорого.
Проще взять горящую путевку в Тай ….
Но, эх !
Так хочется всей этой походной романтики !!! Чтоб мошка всю морду лица искусала, чтоб было ссыкотно засыпать вдвоем в палатке где-то далеко ото всех человеков (так как медведей никто не отменял). Да и ногти на ногах давно не слазили 🤣
Короче. Настроились. Отпуск взят. Деньги накоплены. Насушена еда. Наморожена (опять) еда - для мамы 👵🏻 и собаки 🐕 Договорились с сиделкой и догситтером. Нашли попутчиков.
Сделано много телодвижений. Обратной дороги нет
31 июля. Выезжаем !!!
Олег вчера всю ночь не спал. Смотрел фильмы, хлопал дверью холодильника. Это он так всегда «волнуется» перед поездками.
Я тут недавно читала про типы походников. Есть бахвальщики, преодоленцы, расслабоны, топперы (главное чтоб все было самое топовое в походе), блогеры, паломники, семейные, одиночки, выживальщики, легкоходы (насмешила шутка: «настоящие легкоходы срезают бирку с трусов и идут в поход на пустой желудок») и т. д. и т. п.
С досадой поняла, что мы приближаемся к обидному типу ПЕНСАКИ - походники преклонного возраста, любители новых впечатлений, но желательно с комфортом. Да-да. Сейчас уже не хочется бегать с высунутым языком на большие расстояния, а уж если дождь-снег, то и вовсе в палатке посидеть - фильмы посмотреть.
Итак. 31 июля 09:00 Выезжаем. Под музыку, с ветерком доехали до Монд (погранзона), где у нас проверили наши российские паспорта ( НЕ ЗАБУДЬТЕ ВЗЯТЬ !!!) и спросили куда, зачем ….
По заправке. Нам посоветовали дозаправиться в Кырене. Там последняя «качественная» заправка. В Мондах и Орлике есть, но качество топлива оставляют желать лучшего. Еще мы с собой взяли канистру на 20 литров и воспользовались ей на обратном пути, чтоб дотянуть до Кырена.
Ну вот, съезжаем на грунтовую дорогу ( в душе надеясь на ее хорошую версию). Чуда не произошло. Дорога на вид хороша, но есть нюансы. Она волнистая 🤣 Таким образом скорость упала до 25-40 км в час. Хотя местные лихо пролетали мимо, оставляя нас в облаке пыли. Олег сказал, что он машину так убивать не будет. И потянулись пятичасовые унылые зубодробильные версты….
Были 3 остановки на поразмяться
Водопадик
Белый Иркут
Смотровая площадка
В общей сложности 500 км (от Ангарска до Орлика) мы проехали за девять часов.
В конце Орлика есть дацан и сразу напротив него отворот к реке - это туристическая поляна.
На ней собираются люди, ночуют (можно и в самом Орлике найти гостиницу) и с утра разъезжаются по своим маршрутам.
А теперь самое интересное. Два года назад появился еще один вид транспорта забросок - болотоход. Это и было последней каплей в пользу похода. Не машина, а песня !
Если ты осуществляешь заброску на ЗИЛе, то тебе надо искать компаньонов, готовых трястись в этой шайтан-машине. Нюхать выхлопные газы, которые все-равно попадают в кузов. Надо чтоб у всех все срослось и совпало и звезды дали добро, а потом (в последний момент) никто не передумал.
Полезная информация:
Машина ЗИЛ на момент нашего похода стоила 50 тысяч до поляны под перевалом Чойган-Дабан
Телефон:
8 (914) 051-80-35 АЛЕКСАНДР. Очень приятный человек, машина с мягкими сидушками в кузове
Заброска на болотоходе телефоны:
8 (914) 632-68-44;
8 (902) 160-45-48. Андрей Владимирович.
В машину входит 5 человек (4 все-же комфортнее)
30 000 до поляны под Чойганом
25 000 до Хойто-Гола
Он же договорится подешевле со стоянкой для машины ( ставили у его родственников по 100 рублей в сутки) и с конями, если надо. Только все решать заранее. Замечательный человек, веселый. Пока довезет - много интересного расскажет, как гид 👌
Утро 1 августа. Приезжает наш болотоход. Испытываю шок (в хорошем смысле) от вида машины.
Единственное что я не учла, так это возможность развития скорости до 140 км в час по ровной дороге. Когда из глаз слезы, а из носа сопли 🤣. Одежда должна быть теплой(шапка, капюшон, очки, перчатки, куртки) затем, после въезда в лес скорость падает до 40 км в час и постепенно снимаем очки, шапки и даже лишние куртки.
Легко преодолеваем реки, болота. Попутно узнаем о местных достопримечательностях ( в каких озерах есть рыба, где обходные тропы (можно сократить до 5 бродов, если идти пешком и знать эти нюансы), какие обычаи у бурят, когда они едут на источники ( например есть место для открытия-закрытие ворот на лечение), плюс всякие истории о туристах
Хочу поделиться интересной информацией, которую узнала у нашего гида-водителя.
В буддизме есть особенная звезда РИХА, в переводе с санскрита означающая «святая». Так вот. Считается, что в период Рихи планеты выстраиваются определённым образом, а Луна находится в точке наиболее мощного воздействия на водоёмы. Из-за этого из воды на Земле вытягивается всё самое плохое и негативное. Свет Рихи, падая на воду, придаёт ей восемь качеств — делает прохладной, вкусной, лёгкой, мягкой, чистой, без примесей и не вредящей желудку и горлу Каждый год Риха выпадает на разные даты. Обычно наибольшей силой обладают семь дней. Это выпадает на месяц сентябрь. Именно в эти семь дней сентября буддисты стараются приехать на источники для лечения. По информации Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин», в 2025 году период Рихи будет длиться с 11 по 17 сентября.
Да ‼️
Вот еще интересная информация. На развилке Чойган - Хойто-Гол, нам показали очень приличное зимовье. Удачно ! Оставили там часть ненужных вещей (2 газовых баллона, 1/2 часть еды) А зачем их носить в Чойган ? Это на вторую часть нашего похода. Вот и пусть лежат (припрятанные в зимухе) - заберем на обратном пути.
И вот, наш вездеход домчал нас до забросочной поляны с тропой на Чойган.
Теперь можно остаться здесь ночевать или (если есть время и силы) топнуть до самих источников. В среднем путь туда длиться 4 часа. Сначала крутоватый подьем, затем равнина с 3-4 небольшими бродами и конскими туриками 💩, там же 3 симпатичных озера (где-то на середине пути) и спуск в 1,8 км, опять легкий брод уже перед самой стоянкой. Сам перевал Чойган-дабан настолько незаметный, что пролетаешь его не осознав.
А вот если вы по каким-то причинам решили в этот день не идти, оставшись ночевать на забросочной поляне, то знайте. Там есть очень приличный домик. Хоть и кто-то написал, что ночь 500 рублей. Но. Это бесплатный домик. Теплый, светлый, есть печка.
Опять есть нюанс. На эту поляну иногда выходит миша, которому пофиг на ваши крики, стрелялки и гуделки. Он сосредоточенно раскидывает мусор. Вывод: не ночуйте в палатках, хоть там и есть симпатичные места, и не ходите по одному, и НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ МУСОР
Так вот Решили дойти сегодня же до Чойгана. Идем, вернее ползем с полными рюкзаками и думаем, как же тяжело в первый ходовой день.
Дыхалки нет от слова совсем. Еще эта мошка норовит залететь в рот во время жалоб на здоровье. Пот заливает глаза 👀. Послеобеденное солнышко шлет нам горячие поцелуи 💋
Единственное, что примиряет с ситуацией, так это красота природы.
Встречались места для ночевок (на перешейке между озерами и на подходе к спуску) Часы перескочили на час назад - это значит мы ступили на землю Тывы.
Так стоная и пыхтя вышли на ровный участок. Здесь начались разговоры о жизни, о смыслах и как-то быстро пролетели озера, перевал и вот он - спуск к источникам.
Спуск достаточно затяжной навевал мысли о тяготах обратного подьема по нему 🥴
Вот и туристическая поляна Чойгана. Красивый охранник из корня дерева и неожиданно МНОГО НАРОДУ
Темнеет, ставим палатку, готовим ужин. Сегодня гречка с курицей и чай с ягодами жимолости, коей тут в изобилии.
2 августа.
Ильин день.
Весь день то дождь, то солнце.
Когда солнце бегаем купаться и оздоравливаться. Когда дождь - общаемся с туристами.
Так много интересных людей с разных концов России. И как же без Ангарска, их вообще целый клан !!! Даже один бурят сказал нам: «Куда не плюнь-везде ангарские» 💪
Много сплавщиков. Много возрастных - очень жилистых и энергичных.
Завтра ждем хорошей погоды. Надо сходить посмотреть на ледник пика Топографов.