После поездки по разным крепостям в 2024 году, сразу начали продумывать план на текущий 2025 год. Сначала думали махнуть в Сочи на Чёрное море и каферейсить там каждый день, но все-таки это не наш формат, и поэтому было решено ехать на Северный Кавказ. Гонять по серпантинам, оттачивать навык поворотов на коленочке и заодно осмотреть все известные достопримечательности.
Маршрут был сформирован таким образом. Прилетаем в Минеральные Воды, потом Пятигорск > Архыз > Домбай > Кисловодск > Владикавказ > Чегем > Нальчик > Минеральные Воды.
Большая часть маршрута была мотоциклетной (6 дней), а далее на 3 дня, ввиду недоступности проезда на мотоциклах, взяли в прокат УАЗ Хантер для проезда в самые дальние уголки региона. Общий мотопробег составил 1700 км, плюс на автомобиле еще ~1000 км.
Как добраться на мотоцикле до Пятигорска?
Вариантов несколько:
1. Своим ходом. Путь составляет ~2400 км и занимает 3 суровых дня. Так поступили два наших товарища на Yamaha MT-07. Выехали из Питера и через 3 суток мы встретили их на точке в Минеральных Водах. Дорога прекрасная, правда застали несколько хороших ливней и постояли в пробках несколько часов даже на мотоцикле.
2. Транспортные компании. Много кто возит мотоциклы, и цена у всех разная, но по опыту перевозок я могу рекомендовать "ПЭК". Схема не сложная: оформляете доставку по телефону, приезжаете на склад, мотоцикл взвешивают и снимают габариты, на этом все. Далее сотрудники делают обрешетку, загружают мотик в грузовой транспорт и через несколько дней он прибывает в пункт назначения.
Важно, чтобы в баке не было горючего. Не скажу, что как-то проверяют его наличие, но спрашивают об этом, поэтому мы приехали на горящей лампочке. Также необходимо будет скинуть клемму аккумулятора. Ключей у них нет, поэтому не забудьте взять с собой. Масло сливать не нужно, хотя в правилах написано, что все ГСМ должны быть слиты.
Мы с другом так и поступили. Наши байки (Ducati Hyperstrada и BMW S1000R) уехали ПЭКом из Санкт-Петербурга в Пятигорск. Стоимость доставки в одну сторону с обрешёткой составила ~25000 руб. за один мотоцикл. Например, в "Деловых линиях" мне насчитали около 45000 руб. за мотоцикл, а в "ЖелДорЭкспедиции" около 35000 руб. Так что ПЭК получился наиболее доступный.
Важно! Чтобы застраховать мотоцикл на его полную стоимость нужно отправить договор купли-продажи или акт-приема передачи из мотосалона, где указана стоимость техники прямо в ПЭК. Иначе застрахуют максимум на 100 000 руб. Мы все документы предоставили, чуть подождали согласования и застраховали по полной стоимости.
3. РЖД доставка. Можно ей воспользоваться, но по России не так много станций принимающих авто и мототехнику. Поэтому в данном варианте пришлось бы отправлять в Ростов и оттуда своим ходом двигаться дальше. Поэтому мы его отмели сразу.
Еще один товарищ не решился везти на Кавказ свой Ducati Panigale и взял в Минеральных водах в прокат BMW GS1250 на все дни. Стоимость проката составила ~12000 руб. в сутки. Прокат называется Partizan, если кому вдруг будет необходимо. Отличная компания, можно смело рекомендовать!
День 1. Пятигорск
По прилету в Минеральные Воды, сразу направились в Пятигорск. Первым ночлегом была гостиница "Интурист". Отзывы выглядели хорошо, но рекомендовать не буду – грустная и унылая советская гостиница, с побитыми номерами и посредственным сервисом.
После размещения поехали забирать мотоциклы в ПЭК. Мотоциклы пришли излишне упакованные. Когда наматывали стреч-пленку, делали это настолько плотно и уверено, что погнули нам ГРЗ и свернули подворотники. Пришлось на месте выпрямлять номера обратно, а поборники выкрутили и обратно зафиксировали в креплениях. Учитывайте это при отправке, лучше, если такая возможность есть их вообще скрутить и повесить на скотч к задней части мотоцикла.
Мотоциклы забрали, и так как это был день ожидания друзей двигающихся своим ходом из СПб, просто раздавали по Пятигорску. Погода стояла около +38 градусов, поэтому надевать хоть какой-то экип в городе было просто нереально, поэтому катались в шортах и майке. На удивление, в Пятигорске мы не увидели мотоциклистов. Это показалось странным. Климат прекрасный, дороги хорошие, но мотиков вообще нет. Правда ближе к ночи все-таки встретили несколько мотобратьев. В целом, можно сказать, мотоциклистов там нет вовсе.
Посмотрели все достопримечательности Пятигорска. Их там не очень много: Пятигорский Провал, минеральные источники, а остальное, все что связано с жизнью и бытом Михаила Юрьевича Лермонтова. На канатке кататься не стали, очень много народу и очень долго, как селедки в банке, нужно ехать.
День 2. Дорога из Пятигорска в Архыз.
Встретились с друзьями, которые ехали из Питера своим ходом, пообедали и выдвинулись в Архыз. Пробег примерно 252 км.
Дорога в Архыз прекрасная – отличные серпантины, ровный асфальт, шикарные виды. Даже спешить не хочется, просто едешь и наслаждаешься.
По пути заехали к Большому азимутальному телескопу, который является самым большым телескопом в Евразии, также доехали до Софийского и Белого водопадов. Здесь нам пришлось бросить мотоциклы и пересесть на УАЗик, помимо жесткой грунтовки с валунами длительностью около 12, пришлось ехать по горной реке образованной из ледника, глубиной по ступицу автомобильного колеса. Естественно, на мотоциклах преодолеть это было нереально, лаже на Гусе. Зато поездка на УАЗе получилась потрясной, так как наш водитель, понимая, что мы нормальные парни, раздавал по камням от души, в свое удовольствие.
Прибыли в Архыз. Это место просто сказочный край. Природа, горы, при этом развитая инфраструктура и все необходимое для досуга. Обязательно приеду сюда зимой кататься на доске. Мне показалось, что этот курорт на уровень выше, чем уже надоевшая Красная Поляна и Роза Хутор.
Заселились в 5* "Архыз SPA Resort" и просто чилили в бассейне и хамаме. Дали нашим друзьям нормально отдохнуть и расслабиться после трех суток в пути из СПб.
День 3. Дорога из Архыза в Домбай
Общий пробег составил 200 км.
С утра подъем, завтра и сразу в путь, ведь мы приехали путешествовать. По пути из Архыза в Домбай заехали к Шаонинскому и Сентинскому храмам, а также посетили озеро Туманклы Коль.
После туристической программы добрались до самого Домбая. Летом он выглядит совершенно по-другому, картинка и восприятие совсем иное, много зелени, водопады, природа.
Остановились в известной многим по горнолыжному отдыху на Домбай в гостинице "Таурух". Тут нечего сказать, обычная постсоветская гостиница, ничего лишнего, но при этом очень приветливая и доброжелательная администратор. Завтраки простые, без изысков.
Вообще огромный контраст Домбая с Архызом в плане развитости и комфорта. В Домбае все несколько "дубовое", постсоветское, аутентичное. Классические шатры с шашлыками, побитая архитектура, самодельные вывески, и все что бросается в глаза, выглядит немного из прошлого.
Конечно, красоты природы это никак не отменяет. С утра прогулялись по Домбаю, сфотографировались на подвесном мосту, съели шашлык у Алибека и снова в путь.
День 4. Дорога из Домбай в Кисловодск
Пробег составил ~170 км.
Наш путь лежал через Аликбекский водопад и Бадукские озера. При планировании никто из нас не знал, что на озера нужно идти пешком, а путь составляет примерно 3,5 километра с подъемом на 700 метров в гору. Но раз решили, значит надо идти. Частично скинули мотоэкип и вперед.
Сказать, что мы устали, ничего не сказать. Зато поставили рекорд времени подъема среди туристов, судя по словам местных. В среднем дорога в одну сторону у туриста ~2,5 часа, но мы умудрились взобраться туда за 1 час 20 минут, успеть искупаться в втором озере и бегом вернуться обратно вниз еще за 40 минут. Итого вместо 5-6 часов, у нас она заняла 2 часа в обе стороны.
Далее мы поехали через перевал Гумбаши – это самый высокогорный перевал, на котором есть автомобильная дорога. Высота дороги составляет 2187 метров над уровнем моря. Мотоциклы высоту не чувствуют, едет спокойно, динамика на прежнем уровне, хотя пишут, что в зависимости от высоты мощность мотоцикла должна падать.
Добрались до Кисловодска и остановились в гостинице "Гранд Отель Кисловодск" и это был очередной провал. Окунулись в советское прошлое, от этапа заезда на паковку до выезда из гостиницы все было плохо. И номера, и сервис, и питание... Не рекомендую!
Единственный плюс – расположение. Гостиница находится в самом центре на пешеходной улице, вышел и пошел гулять. Напротив есть минеральная скважина.
Но, будьте готовы с самого утра до вечера слушать под окнами различные самодеятельности в виде гитаристов, флейтистов, баянистов и прочих "музыкантов".
В целом город интересный, похож на классический курортный городок типа Ялты, только без моря и легкого бриза, который спасает от жары. Народ гуляет, ест в ресторанах, катается на великах и самокатах, поет в уличных караоке и прочее...
День 5. Дорога Кисловодск > Пятигорск
На пятый день мы снова отправились в Пятигорск, как перекладной пункт в дальнейшей поездке во Владикавказ, чтобы уменьшить километраж в сутки.
По пути в Пятигорск мы посетили долину Нарзанов, естественно попробовали воду из каждой скважины, составили рейтинг лучшей воды, да и в целом омолодились и подтянули здоровье. После заехали на водопады, по стандартной туристической программе накормили местных сусликов, и сфотографировались у гор Аватар.
Далее быстро заскочили в "Сырные пещеры", если планируете туда поездку, то лучше проезжайте мимо, полнейшая ерунда. По сути просто дырка в песчаной скале.
По пути в Пятигорск мы отменили очередную бронь в "Интуристе" по прошлому опыте, и в этот раз остановились в бизнес-отеле "Маск" **** в Иноземцево. Гостиница неплохая, предоставляет хороший сервис и неплохие завтраки. Но расположена не в самом Пятигорске, и досуга здесь и вокруг никакого. Поэтому пришлось ехать на такси в Пятигорск поужинать и отдохнуть.
День 6. Из Пятигорска во Владикавказ
Владикавказ я лично давно хотел посетить, так как многие друзья рассказывали о приятных впечатлениях об этом городе. Судьба так распорядилась, что он был в нашем плане, да еще и на мотоцикле.
Дорога из Пятигорска включала несколько важных точек: храм, далее город мертвых "Даргавс" и дорога через Кармадонское ущелье, известное всем по трагической гибели съемочный группы Сергея Бодрова.
Дорога туда подкачала, в какой-то момент асфальт сменяется на жесткую грунтовку с камнями, пыльную и сухую. Мало того, что невозможно ехать быстрей 40 км/ч, так еще и пыльно, едут машины, которые не обогнать. И таким образом едешь около полутора часов. Единственный, кому дорога понравилась был товарищ на GS, это его стихия, и он смог оторваться там по полной.
Во Владивказе остановились в гостинице "Парк Отель Владикавказ". Комментариев нет, супер гостиница, бывший Hilton с достойным уровнем обслуживания и сервиса.
Вечером прошлись по городу. Атмосфера стоит классная, понравилось больше чем Кисловодск и Пятигорск. Жизнь кипит, хорошие рестики, есть клубы, люди гуляют до ночи, везде играет музыки и виды прекрасные.
День 7. Владикавказ > Пятигорск
Заключительный день нашего путешествия на мотоциклах. Вернулись в Пятигорск, сдали мотоциклы в ПЭК обратно в Санкт-Петербург и чилили по городу, объедались, пили и готовились к дальнейшему путешествию на УАЗике.
Отменили третью бронь в "Интуристе" и решили остановиться в гостинице "Затерянный раз у Машука". Вроде бы СПА и 4*, но уровень гостиницы не выше троечки. Один номер оказался не убран, долгое оформление, не вкусное питание. Сауны не работают, бассейн хлоркой отдаем. Нам крайне не понравилось.
Заключение.
Так как это заметки мотоциклиста, то описывать наши приключения на УАЗике не будут. Скажу только, что это было прекрасно. Забрались в самые дальние уголки Кавказа. Например, альплагерь Безенги, дорога до которого длилась более 2-х часов по огромным валунам вдоль горной реки, или плато бергамот, с прекрасным видом на Эльбрус... Но эта тема отдельной публикации.
Теперь по технической части и комфорту на Ducati. Мотоцикл показал себя превосходно, ездить было удобно как в горной местности, так и по серпантинам, по грунтовым дорогам. Однажды мне даже пришлось случайно преодолеть ручей, который появился внезапно. Стекала горная река и дорогу размыло камнями, и было это сразу за хорошим асфальтовым поворотом. Пришлось отгораживаться со 110 км/ч, но оттормозится не успел и ходами на скорости около 60 км/ч, по ручью и камням проскочил. В голове уже прокручивал, как лежу в ручье, а сверху мотик, но мотоцикл справился прекрасно, и я получается удержал.
Да, на больших высотах не чувствовалось какое-то "голодание" и провалов мощности. Ехал также как и всегда. В серпантинах ловко чиркал подножками в поворотах, на уровне. Поэтому можно смело назвать Hyperstrad`у мотоциклом для путешествий. Я в этом году снова в этом убедился.
Перед поездкой было проведено небольшое ТО: масло, фильтры, звезды и цепь, а также по регламенту поменял ремни и ролики. Цепь смазал прямо перед выездом и не обслуживал до приезда в Петербург.
Надеюсь было интересно! Всем добра.