История любви великого русского писателя, одержимого своими «бесами», и юной поклонницы его творчества. Она даст ему силы и вдохновение и тем самым спасет от нищеты и тюрьмы, избавит его от пагубной зависимости, обеспечит семье материальное благополучие и будет хранить память о покойном муже до самых последних дней.
Об их знакомстве в советское время был снят хороший художественный фильм, у которого даже сегодня рейтинг на Кинопоиске – 7,7.
Но что советский кинематограф не показал в отношениях между Федором Михайловичем и его второй, совсем молодой супругой?
ФИЛЬМ
Анатолий Солоницын и Евгения Симонова в главных ролях в биографической драме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980) от режиссера Александра Зархи.
А также их реальные прототипы Анна Сниткина и Федор Достоевский.
Полнометражный художественный фильм ожидаемо плохо прошел в кинотеатрах, собрав всего 3,3 млн. зрителей. Можно было просто снять его для телевидения, тем более, почти все сцены происходят в интерьерах. Но тогда ленту трудно было бы продвигать на Западе, где Достоевского обожают.
Картина участвовала в конкурсной программе Международного кинофестиваля в Западном Берлине (третьего по значимости в мире после Канн и Венеции), а Анатолий Солоницын, исполнитель роли великого русского писателя, получил приз за главную мужскую роль.
А вот по советскому Центральному телевидению «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» показали лишь два раза – в 1984 и 1988 гг.
Картина рассказывает о важнейшем периоде в жизни Достоевского.
Осень 1866 года. Проигравшись в рулетку в пух и прах, осаждаемый кредиторами и приставами (в том числе за долги своего умершего брата), овдовев, а потом и расставшись с многолетней возлюбленной Аполлинарией Сусловой (ее сыграла польская актриса Эва Шикульска, блиставшая в другом советском фильме «Звезда пленительного счастья»), Федор Михайлович подписал кабальный договор с издателем.
И если он не сдаст рукопись вовремя, 1 ноября, все его имущество конфискуют, авторские права на все литературное творчество перейдут к издателю, а самого писателя посадят в долговую тюрьму.
ДОЛГОВАЯ ТЮРЬМА
Было такое наказание для должников-неплательщиков в Российской империи до конца XIX века. И не важно, почему ты не в состоянии платить. По требованию кредиторов, человека, который не мог погасить долги самостоятельно, могли заключить в тюрьму. В том числе и дворянина, что накладывало неизгладимый позор на весь род.
Срок заключения в «яме», так в просторечии называли долговую тюрьму, потому что когда-то давно должников действительно сажали в самые настоящие ямы, разнился в зависимости от суммы долга, но не больше 5 лет, даже если расплата не следовала. Заключенных могли привлекать к тяжелому физическому труду, чтобы отработать долг или его часть.
Вот только нахождение за решеткой должника оплачивало не государство, а сами кредиторы, плюсуя эти расходы к сумме основного долга. Если заинтересованные лица переставали платить, то заключенного немедленно выпускали.
Суть долговой тюрьмы была в том, что за заключенного отдадут долги и тем самым досрочно выкупят его родственники – собственно со знатными фамилиями так и происходило, кто захочет позориться, когда твой дядя или брат сидит за решеткой, а ты устраиваешь приемы и балы.
Но вернемся к фильму, который основан на реальной истории.
В ЖИЗНИ И В КИНО
В помощь Достоевский нанимает молодую стенографистку Анну Сниткину, страстную поклонницу его творчества. Он будет надиктовывать, а она записывать. Их первое знакомство состоялось 4 октября 1866 года. С этого дня и начался отсчет тех самых, самых важных в жизни писателя, 26 дней и ночей.
Поначалу, уже знаменитый сочинитель, но как человек - не от мира сего, грубоватый и рассеянный, не нравится молодой девушке, она даже хочет уйти, но ее удерживает хороший гонорар (где еще незамужняя женщина, недавно потерявшая отца, заработает в то время). Но когда Анна начинает узнавать Федора Михайловича ближе, то сама не замечает, как влюбляется в гения. А писатель, находящий в творческом кризисе, получает вдохновение от того, что рядом оказывается человек, настоящий единомышленник, который полностью понимает и разделяет его взгляды на бытие…
Тем самым Анна Сниткина помогает Достоевскому закончить в срок роман «Игрок», который тяжело давался писателю. Произведение во многом биографическое, основано на печальном опыте автора: губительная игромания и мучительные отношения с любовницей Сусловой.
В кино это не показано, а в жизни, в феврале 1867 года, через 4 месяца после знакомства, 20-летняя Анна Григорьевна и 45-летний Федор Михайлович сыграют свадьбу, они будут вместе до самых последних дней писателя, в браке родятся четверо детей.
На момент съемок в 1979 году Солоницыну 45 лет, Симоновой – 24 года.
Также в фильме сыграли Евгений Дворжецкий, Николай Денисов, Юрий Медведев, Юрий Катин-Ярцев и другие.
С момента знакомства и работы над «Игроком», о чем рассказано в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», Федор Михайлович и Анна Григорьевна будут вместе следующие 14 лет.
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
С одной стороны их отношения – это настоящая история любви.
В первом, неудачном браке (супруги все время жили раздельно) у Достоевского не было детей. Анна Григорьевна родила ему четверых, правда, только двое пережили детство и достигли совершеннолетия.
Свой последний роман «Братья Карамазовы» Достоевский посвятил любимой супруге.
После кончины писателя, Анна Григорьевна, довольно молодая особа (ей всего 34 с половиной года) и финансово обеспеченная вдова, была завидной партией в Санкт-Петербурге, но замуж так и не вышла, посвятив себя изданию литературного наследия и увековечиванию памяти покойного мужа и воспитанию детей. Причем наследие Достоевского для нее было на первом месте.
С другой стороны, их отношения – это почти библейская история одного самопожертвования.
ВО ИМЯ МУЖА
Молодой супруге пришлось несладко, особенно первые годы совместной жизни. С трудом, но ей удалось преодолеть зависимость супруга от рулетки, когда они с 1867 по 1871 гг. проживали за границей. Причем она его ни разу не упрекнула, но своим смирением заставляла мужа просить прощения.
Однажды Достоевский умудрился проиграть не только все имеющиеся в семье наличные деньги, но и свой костюм и платья жены. Точнее вещи он заложил в ломбард, а полученные деньги спустил в казино.
Именно после данного случая Федор Михайлович поклялся жене, что завяжет со своей многолетней дурной привычкой (Анна, естественно, не поверила, не первый раз он так клялся) и, неожиданно, слово свое сдержал!
Вторая проблему, которую пришлось решать Анне Сниткиной – неумение мужа обращаться с деньгами и его бесконтрольная щедрость. Как и все гении, Достоевский не был приспособлен к решению бытовых проблем, не знал счет деньгам.
ДОЙНАЯ КОРОВА
Писатель фактически содержал своих родственников – младшего брата, семью умершего старшего брата и совершеннолетнего пасынка, сына его умершей жены от первого брака (в фильме молодого повесу сыграл Евгений Дворжецкий), которые беззастенчиво пользовались и «раскручивали» как могли своего «благодетеля».
А так как денег у писателя зачастую не было, то по его согласию пасынок продавал за бесценок вещи из дома отчима, а сколько из вырученной суммы отдавал Федору Михайловичу, один Бог ведает. В «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» эти моменты показаны.
Однажды зимой вдова его брата попросила срочно 50 рублей (приличная сумма для того времени) и растерянный писатель не придумал ничего лучшего, как снять с себя шубу и заложить ее ломбард.
Анна Григорьевна, став законной супругой, взяла семейные финансы в свои руки. Тем более, после публикации «Преступления и наказания» и «Игрока» в 1866 году в семье появился какой-никакой, но достаток, поступили предложения от зарубежных издателей. Потом будут гонорары за романы «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-1880), а также повести и рассказы.
Именно стремясь избавиться от родственников-нахлебников, молодая супруга и уговорила мужа уехать и пожить некоторое время за границей. Правда, чтобы окупить дорогу и первоначальное жилье, ей пришлось заложить свое приданое.
А со временем она расплатилась со всеми долгами писателя, обеспечила им достойную жизнь. Причем выяснила, что среди кредиторов оказались самые настоящие мошенники, которые требовали с Федора Михайловича несуществующие долги его умершего брата, сам Достоевский бумаги с исковыми требованиями не проверял и потихоньку платил этим проходимцам.
А еще Анна Григорьевна отказалась от издателей-посредников и сама стала издавать (заказывать тираж в типографии и распространять через книжные магазины) романы мужа. И оказалось, что это довольно прибыльное дело. Бывшие книгоиздатели неплохо наживались на доверчивом писателе.
БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ ДОСТОЕВСКОГО
Третья проблема – болезнь Федора Михайловича. Достоевский всю жизнь страдал от эпилепсии, наградил падучей их общего с Анной сына Алексея, умершего в возрасте 2,5 лет.
Приступы мужа, зачастую сопровождаемые болью и судорогами, стали неотъемлемой частью жизни молодой женщины, она всегда старалась находиться рядом. А с возрастом состояние мужа только ухудшалось.
Из-за последствий сибирской каторги и ссылки, на которую Достоевский попал по молодости за увлечение революционными идеями, у Федора Михайловича во время уже совместной жизни с Анной Григорьевной развилась болезнь легких - чахотка (туберкулез) или эмфизема. Она и привела к смерти писателя в 1881 году.
Он прожил всего 59 лет и 3 месяца. С такой любящей и деятельной супругой, взявшей на себя все не относящиеся к творчеству заботы, классик русского и мировой литературы мог бы создать еще не один шедевр.
ПОСЛЕ МУЖА
Анна Григорьевна пережила своего мужа на 37 лет. И в замужестве, и во вдовьем статусе, она по-прежнему посвящала всю свою жизнь великому Достоевскому. Своего супруга она боготворила каждый день своей жизни. Переданная ею государству коллекция вещей и писем стала основой для будущего Музея Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге, который работает и сегодня.
Та самая юная и романтичная стенографистка, ставшая настоящей музой русского гения, дожила до великих потрясений и скончалась в Ялте в 1918 году. Причем от инфекционного заболевания – малярии, организм не справился, так как был ослаблен голодом.
Она прожила 71 год и 10 месяцев.
И лишь через полвека, в 1968 году, Федор Достоевский и Анна Сниткина воссоединятся. Останки великой женщины перенесут из Крыма в Александро-Невскую лавру и захоронят рядом с любовью всей ее жизни.