Имя Карла Юнга чаще всего ассоциируется с психоанализом, архетипами и коллективным бессознательным. Но мало кто знает: хотя Юнг прямо не писал о таро, его идеи удивительным образом перекликаются с картами. Почему так? Потому что таро говорит с нами на языке символов, а символы и архетипы — это как раз то, через что Юнг объяснял работу нашей психики.
Когда я только начала чувствовать тягу к таро, то долго не могла понять, как именно они «работают». До тех пор, пока не открыла для себя труды Юнга. И тут всё встало на свои места: карты — это не гадание о будущем, а зеркало нашей внутренней жизни.
Таро как язык коллективного бессознательного
Юнг называл коллективным бессознательным общий для всего человечества «банк образов». Там живут архетипы — универсальные символы, которые повторяются в мифах, легендах, фильмах, снах. Например, образ Матери. У каждого из нас в жизни есть человек, который заботится, кормит, поддерживает — и в разных культурах это проявляется по-разному: Дурга (богиня древнеиндийской мифологии, одна из самых популярных богинь в индуизме), Гея (древнегреческая богиня Земли), Богоматерь (в христианстве мать Иисуса Христа). Суть архетипа одна: забота, любовь, защита.
Такой «язык архетипов» присутствует и в таро. Особенно ярко — в Старших арканах. Давайте посмотрим, как карты отражают разные юнгианские образы.
Анима и Анимус
Юнг говорил: в каждом человеке есть и «женское», и «мужское» начало. Их задача — соединиться, чтобы мы почувствовали цельность. Это не про биологический пол, а про качества: интуицию и силу, заботу и логику, мягкость и структуру.
В таро это проявляется так:
- Влюблённые — союз противоположностей.
- Мир — целостность не только двух частей, но и всего мира внутри нас.
Анима — женское начало:
- Жрица — мудрость и глубинное знание.
- Сила — внутренняя стойкость, а не физическая мощь.
- Императрица — материнская забота и плодородие.
Анимус — мужское начало:
- Император — порядок, закон, структура.
- Иерофант и Отшельник — образ мудрого наставника, духовного учителя.
Персона
Это «маска», которую мы надеваем, чтобы показаться миру. Наш социальный образ: учёный, художник, блогер. Важно, чтобы человек мог быть гибким и менять маски, сохраняя при этом контакт с собой.
- Маг — тот, кто превращает внутренние идеи в реальность.
Тень
Это то, что мы отрицаем и прячем от себя. Агрессия, зависть, слабость. Юнг считал: если не признавать тень, она превращается в демонов, через которых (или которыми) мы начинаем жить.
- Дьявол — чем больше отвергаешь, тем сильнее зависимость.
- Смерть — страх перемен и конечности жизни, но именно признание Смерти меняет то, как мы живём.
Самость
Юнг называл самостью целостное «Я». В детстве оно есть у всех, потом мы дробимся на роли, а во взрослом возрасте стремимся снова обрести цельность. Этот процесс он называл индивидуацией.
- Шут — начало пути, чистая возможность.
- Мир — возвращение к целостности после всех испытаний арканов.
Почему это важно?
Таро в юнгианской оптике перестаёт быть «гаданием» и становится инструментом самопознания. Карты — это проекции, как в арт-терапии: глядя на символ, мы видим собственные процессы. Каждый аркан отражает часть нашей души: светлую, теневую, зрелую, детскую. Когда мы знакомимся с ними, мы лучше понимаем себя.
А вы замечали юнгианские архетипы в картах? Какие образы в таро для вас самые «живые»?