Найти в Дзене

Карл Юнг и архетипы в таро: что карты рассказывают о нас самих

Оглавление

Имя Карла Юнга чаще всего ассоциируется с психоанализом, архетипами и коллективным бессознательным. Но мало кто знает: хотя Юнг прямо не писал о таро, его идеи удивительным образом перекликаются с картами. Почему так? Потому что таро говорит с нами на языке символов, а символы и архетипы — это как раз то, через что Юнг объяснял работу нашей психики.

Когда я только начала чувствовать тягу к таро, то долго не могла понять, как именно они «работают». До тех пор, пока не открыла для себя труды Юнга. И тут всё встало на свои места: карты — это не гадание о будущем, а зеркало нашей внутренней жизни.

Таро как язык коллективного бессознательного

Юнг называл коллективным бессознательным общий для всего человечества «банк образов». Там живут архетипы — универсальные символы, которые повторяются в мифах, легендах, фильмах, снах. Например, образ Матери. У каждого из нас в жизни есть человек, который заботится, кормит, поддерживает — и в разных культурах это проявляется по-разному: Дурга (богиня древнеиндийской мифологии, одна из самых популярных богинь в индуизме), Гея (древнегреческая богиня Земли), Богоматерь (в христианстве мать Иисуса Христа). Суть архетипа одна: забота, любовь, защита.

Такой «язык архетипов» присутствует и в таро. Особенно ярко — в Старших арканах. Давайте посмотрим, как карты отражают разные юнгианские образы.

Анима и Анимус

Юнг говорил: в каждом человеке есть и «женское», и «мужское» начало. Их задача — соединиться, чтобы мы почувствовали цельность. Это не про биологический пол, а про качества: интуицию и силу, заботу и логику, мягкость и структуру.

В таро это проявляется так:

  • Влюблённые — союз противоположностей.
  • Мир — целостность не только двух частей, но и всего мира внутри нас.

Анима — женское начало:

  • Жрица — мудрость и глубинное знание.
  • Сила — внутренняя стойкость, а не физическая мощь.
  • Императрица — материнская забота и плодородие.

Анимус — мужское начало:

  • Император — порядок, закон, структура.
  • Иерофант и Отшельник — образ мудрого наставника, духовного учителя.

Персона

Это «маска», которую мы надеваем, чтобы показаться миру. Наш социальный образ: учёный, художник, блогер. Важно, чтобы человек мог быть гибким и менять маски, сохраняя при этом контакт с собой.

  • Маг — тот, кто превращает внутренние идеи в реальность.
-2

Тень

Это то, что мы отрицаем и прячем от себя. Агрессия, зависть, слабость. Юнг считал: если не признавать тень, она превращается в демонов, через которых (или которыми) мы начинаем жить.

  • Дьявол — чем больше отвергаешь, тем сильнее зависимость.
  • Смерть — страх перемен и конечности жизни, но именно признание Смерти меняет то, как мы живём.

Самость

Юнг называл самостью целостное «Я». В детстве оно есть у всех, потом мы дробимся на роли, а во взрослом возрасте стремимся снова обрести цельность. Этот процесс он называл индивидуацией.

  • Шут — начало пути, чистая возможность.
  • Мир — возвращение к целостности после всех испытаний арканов.

Почему это важно?

Таро в юнгианской оптике перестаёт быть «гаданием» и становится инструментом самопознания. Карты — это проекции, как в арт-терапии: глядя на символ, мы видим собственные процессы. Каждый аркан отражает часть нашей души: светлую, теневую, зрелую, детскую. Когда мы знакомимся с ними, мы лучше понимаем себя.

А вы замечали юнгианские архетипы в картах? Какие образы в таро для вас самые «живые»?