18 августа - день рождения Вадима Мулермана, известного в советские времена эстрадного певца.
Мулерман, Ободзинский, Хиль, Магомаев – были очень популярны в СССР, их песни знала вся страна.
В 2010 году неожиданно в Петербург приехал с концертами Вадим Мулерман. Его давно потеряли из виду, не было на радио и телевидении.
Тогда же мы записали несколько интервью.
В 60-е годы Мулерман был очень популярен. Он работал с оркестрами Мурада Кажлаева, Леонида Утесова, Анатолия Кролла, Юрия Саульского, пел в дуэте со своей женой Вероникой Кругловой, был солистом и художественным руководителем ВИА «Ребята с Арбата». И вдруг куда-то исчез.
Говорили, что уехал за границу, что больше не поет и даже ходили слухи, что его нет в живых.
Потом мы узнали, что 72-летний певец живет на Украине, в Харькове. Говорит, что прожил честную жизнь, ни о чем не жалеет. Он гражданин России, народный артист России и заслуженный – Украины. В 2008 году создал в Харькове Молодой музыкальный театр-студию. «Дети Вадюшины» приехали со своим учителем в Петербург.
«Дети Вадюшины»
– Моя главная задача, - признался Вадим Иосифович, - показать ребят. То, чем я живу сегодня. Как любой спортсмен или артист, я не могу бросить дело, которым занимался всю жизнь, сцену. Пусть на эту сцену выйдут достойные люди. Я не признаю шоу-бизнес в том изуродованном виде, в каком он у нас сейчас существует, когда поют под фонограмму, демонстрируют фигурки и костюмчики. А у меня все вживую поют. На русском, украинском, английском, еврейском языках.
Ребята просто счастливы! Я согласился на все условия организаторов. Не многие решатся сегодня привезти с Украины в Петербург коллектив из 12 человек. Я им благодарен за это. Когда меня спросили, какой у меня гонорар, я сказал: «Да сколько заплатите – столько заплатите». Меня вообще в тупик ставит вопрос: «Вадим Иосифович, а сколько вы стоите?» Приехал за свой счет. В номере нет телефона.
Ребята мои без «фокусов», согласны жить в любых условиях, им бы Петербург увидеть, погулять по его улицам, пофотографировать…
Итак, поговорим с Вадимом Мулерманом о прошлом.
Копируя Штирлица
- В телесериале «Семнадцать мгновений весны» звучит голос Кобзона. А вам не предлагали спеть?
- Тут целая история. Фильм создавался по заказу Гостелерадио СССР, руководил которым Лапин. Режиссер Татьяна Лиознова не знала о том, что я был запрещен, а композитор Микаэл Таривердиев предложил ей меня. Сначала записали Магомаева. Но у Лиозновой было условие, чтобы в песнях «звучал» голос Вячеслава Тихонова, как бы его мысли вслух. Таривердиев сказал: «Я знаю, как Мулерман копирует Козловского, Утесова, скопирует и голос Тихонова».
Я в то время был на гастролях на Дальнем Востоке, мне позвонили, согласились подождать. С Тихоновым я не был знаком, мне нужно было пару дней послушать его голос. Узнав, что он придет на прием к начальнику музыкальных учреждений, напросился туда. Пока Тихонов сидел в приемной, секретарь Аллочка с ним много разговаривала, а я слушал. Вечером позвонил Лиозновой: «Завтра можем записывать». Записали. Не люблю хвалить себя, но тут я сам удивился: получился Тихонов, никакой не Мулерман!
И вот мы едем в машине с Лиозновой. Язык мой – враг мой, это точно. Угораздило меня спросить: «Татьяна Михайловна, а Лапин знает, что записываюсь я?» - «А что?» - насторожилась она. Я понял, что попал впросак. Лиознова перепугалась, что фильм ляжет на полку. Она звонит Роберту Рождественскому на дачу (на его стихи написаны песни), а там сидит Кобзон… И всё. Иосиф сделал хорошую запись, но Тихонова там нет.
Фильм вышел на экраны, мы отмечали старый новый год в ЦДРИ, сидели за одним столом с Магомаевым, подошла Лиознова, извинилась, что мы в фильм не попали, сказала мне: «Вадим, не обижайтесь, я не имела права поступить по-другому. В следующем фильме, который будет не по заказу Лапина, я вас запишу». – «Нет, Татьяна Михайловна, вы обрубили мне последний конец, который связывал бы меня с телевидением. Мне это было очень важно и нужно, как воздух. У меня одна просьба: отдайте мне мою запись на память». Не отдали до сих пор.
Без права на защиту
- Вы не обращались за помощью к коллегам, не просили их подписать письмо в вашу защиту, когда в 1971 году председатель Гостелерадио СССР отстранил вас от теле- и радиоэфиров, ограничили ваши концертные выступления, гастроли, грамзаписи?
- Да если бы я хоть одного товарища назвал, его тут же запретили бы! Тогда нельзя было защищать. Я это понимал, - признался Вадим Мулерман. - Когда Утесов (Утесов!) заболел и попросил меня поработать с оркестром вместо него, я сказал: «Леонид Осипович, все сделаю, а вы поговорите с Лапиным, чтобы он восстановил меня на телевидении». – «Вадик, но это же получается, что еврей защищает еврея». – «Не ожидал от вас такое услышать. Вы не еврей, вы Утесов!» - «Нет, я не могу. Все жили, и я в том числе, без телевидения». – «Тогда его просто не было. А сейчас без него никак». – «Нет». И я ушел из оркестра. Утесов пожаловался на меня министру: дескать, Мулерман бросил оркестр. Но министр меня поддержал, сказав: «Леонид Осипович, вы просили Мулермана год поработать, так он поработал».
Кто-то испугался иметь дело со мной, поскольку был запрет на меня. Однажды замолчал телефон – и все, тишина. Никого не осуждаю, хотя я бы так не поступил. Я тоже не идеальный, но если губернатора, который фактически создал наш музыкальный театр, обливают грязью, то я не могу стоять в стороне и выступаю на городской площади в его защиту. Мне предлагали подписать письмо против губернатора. А, на мой взгляд, он был одним из лучших на Украине. Харьковская область при нем занимала 6-е место в стране, а сегодня – 27-е.
Ради денег
- Певица Вероника Круглова (с 1990 года проживала в Америке. – От авт.) в интервью российскому журналисту обмолвилась: «Когда Мулерман собрался покорять Америку…» А вы рассказали на концерте, что работали там таксистом – ради денег.
- Да кто ее покорял?! О чем вы говорите? Я поехал спасать родного брата, смертельно больного. У него прогрессировал рак, полгода он ждал на родине загранпаспорта. Я уговорил американцев сделать ему вызов и уже совершенно обессиленного снял его с самолета. Я брался за любую работу, ночами «бомбил» таксистом, концерты давал для американских евреев и для наших эмигрантов, работал музыкальным редактором, ведущим передач на радио и телевидении.
Денег не хватало. Десять таблеток стоили 350 долларов, брату надо было пить четыре упаковки ежедневно, полторы тысячи в сутки стоило пребывание в госпитале, медицинской страховки у меня не было.
- Ваша судьба в США могла сложиться по-другому?
- Могла. Когда я только прилетел туда, в Лос-Анджелесе проходил конкурс еврейской песни представителей четырех стран – Канады, Америки, Израиля, Франции. Узнав, что Мулерман пел в Советском Союзе две-три еврейские песни и имел в Москве свой театр еврейской песни, меня попросили участвовать в конкурсе от Лос-Анджелеса. «Мы вам заплатим», - пообещали. А мне так были нужны деньги! Спел «Хава нагилу» и «Песенку про сапожника» Давида Тухманова (ее часто просят спеть и сейчас), и уехал. Через два дня приезжают на лимузине четыре представителя конкурса и вручают мне премию за первое место – 20 тысяч долларов! А я приехал с одной сотней долларов в кармане… Предложили заключить контракт на тур по Европе. Я сказал, что поеду, но только я гражданин Советского Союза. «Неважно, - говорят мне. – Напишем на афишах то, что хотите».
И тут случилась беда с братом. От тура я отказался. А может, стал бы европейской знаменитостью. (Усмехнулся).
«Звезда – это что-то недосягаемое»
- Когда вас называют легендарным певцом, какие чувства испытываете?
- Прежде всего, я против того, чтобы меня называли «звездой». Звезда – это что-то недосягаемое. Наше поколение не считало себя «звездами». Мы просили объявлять нас просто по фамилии. Говорили конферансье: если хотите - можете сказать «известный», «популярный». Раньше легендарными называли полководцев, а сейчас – многих артистов.
Р.S. 2 мая 2018 года Мулерман ушел из жизни. В Нью-Йорке, где жил последние годы. Согласно воле Вадима Мулермана, его кремировали и похоронили на родине, в Харькове, рядом с родителями и братом.
Самые известные песни в исполнении Вадима Мулермана:
«Гуцулочка», «Лада», «Король-победитель» («Хромой король»), «Трус не играет в хоккей», «Строгий капрал» («Как хорошо быть генералом…»), «Налетели вдруг дожди», «Камушки» («А пока, пока по камушкам…»), «Случайность».
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал ЗДЕСЬ , чтобы не пропустить новые публикации!
Читайте также:
«Бруклинская сказка», «Игроки», «Любовью не шутят»… Новый сезон Молодежного театра