Найти в Дзене

Туркестан, окутанный множеством легенд - жемчужина Востока!

Впервые в Туркестан я попала в 2010 году. Когда говоришь Туркестан, то многие думают, что речь идёт о какой то азиатской стране Туркестан, а не о городе в Казахстане. Да и само название Туркестан переводится как "Земля тюрков" или "страна тюрков". Это слово происходит от древнеперсидского языка и является названием обширного историко-географического региона в Центральной Азии, населённого народами тюркского происхождения. С понятием Туркестан обычно связывают земли таких современных государств как Узбекистан, Туркменистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, а также север Афганистана. Но, в моей статье речь пойдёт о городе Туркестан, одном из древнейших городов Казахстана основанном в 418 году (в V веке). В 2000 году город отметил 1500-летний юбилей. Но, археологические исследования городища Культобе в Туркестане (древнее городище на территории города) доказывают, что уникальный архитектурный комплекс древней цитадели относится к первым векам д

Впервые в Туркестан я попала в 2010 году. Когда говоришь Туркестан, то многие думают, что речь идёт о какой то азиатской стране Туркестан, а не о городе в Казахстане. Да и само название Туркестан переводится как "Земля тюрков" или "страна тюрков". Это слово происходит от древнеперсидского языка и является названием обширного историко-географического региона в Центральной Азии, населённого народами тюркского происхождения.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, сентябрь 2010 г.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, сентябрь 2010 г.

С понятием Туркестан обычно связывают земли таких современных государств как Узбекистан, Туркменистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, а также север Афганистана.

Но, в моей статье речь пойдёт о городе Туркестан, одном из древнейших городов Казахстана основанном в 418 году (в V веке). В 2000 году город отметил 1500-летний юбилей. Но, археологические исследования городища Культобе в Туркестане (древнее городище на территории города) доказывают, что уникальный архитектурный комплекс древней цитадели относится к первым векам до н. э.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, сентябрь 2010 г.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, сентябрь 2010 г.

Это место на планете, где всё вокруг пронизано историей. Поселение на месте современного города Туркестана, расположенного на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы на север, официально появившееся около 500 г. н. э. В X веке город назывался Шавгар (Шавагар), с XII века — Ясы (Яссы). В средневековье Ясы был городом-крепостью. В XVI—XVIII веках Туркестан был столицей Казахского ханства и резиденцией казахских ханов.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, сентябрь 2010 г.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, сентябрь 2010 г.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, сентябрь 2010 г.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, сентябрь 2010 г.

Фраза "Туркестан – жемчужина Востока" отражает значимость города, который являлся столицей Казахского ханства, важным религиозным и торговым центром на Великом Шёлковом пути, а также местом паломничества, сохранившим выдающиеся архитектурные памятники, включая объект Всемирного наследия ЮНЕСКО – мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.

В 1864 году город Туркестан был взят русскими войсками и вошёл в состав Туркестанской области. После завоевания этих земель Российской империей город потерял столичный статус.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, июль 2012 г.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, июль 2012 г.

Первые упоминания нового названия города Туркестан относятся к середине XVI века.

Расположен Туркестан на юге Казахстана, недалеко от реки Сырдарьи, в 160 км к северо-западу от города Шымкента, между городами Кызылордой и Ташкентом (Узбекистан). От Туркестана до Ташкента примерно 290 км.

Туркестан — одно из мест для паломничества суфийских мусульман. И не только. Именно с паломниками из Башкортостана, причём разных вероисповеданий, я попала впервые в Туркестан.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, июль 2012 г.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, июль 2012 г.
В XII веке здесь жил поэт-мыслитель Ходжа Ахмед Ясави, который был похоронен тут же, и здесь расположен мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, великого суфийского поэта и основателя тюркского суфизма, чьи труды оказали огромное влияние на исламскую культуру Центральной Азии, который прославился как "Пир-и Туркестан" (Духовный наставник Туркестана). Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родившийся в Испиджабе (Исфиджабе), ныне г. Сайрам, примерно в 1100 году (1093-1103), Ходжа Ахмет Яссави получил первоначальное образование у своего отца шейха Ибрагима, который умер, когда он был ещё мальчиком, и он был увезён в город Яссы (современный Туркестан). Там его учителем был Арыстан-Баб.
Туркестан, июль 2012г.
Туркестан, июль 2012г.

Легенды сопровождали Ахмеда Ясави чуть ли не с рождения, переполненные любовью они передавались по всей Великой степи, приписывая ему чудодейственную силу.

Однажды, когда отец Ахмеда Ясави полол огород в Сайраме и, уставший, разогнул спину, чтобы передохнуть, к нему подошел малолетний сын и одним словом своим сумел очистить землю от сорняков.
-8

Как то Ахмед отправился искать уединения, и остановился аккурат в том месте, где сегодня расположен Туркестан, и воткнул в землю свой посох. Моментально на поверхности земли выступила вода и образовался родник. Он поселился в этом месте, а свыше ему был дан белый верблюд, на которого он садился для совершения утреннего намаза. По воздуху он переносился из Туркестана в Мекку, причём скорость животного была настолько высокой, что, начав намаз в Туркестане, святой завершал его в Мекке.

Предания называют Арыстан-Баба учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно Арыстан-Баб, умирая, передал аманат Ходжи Ахмеду Ясави, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов всё время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст его аманат - эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданиям и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб многие годы проповедовал ислам, а через 400 лет встретил в степи 11-летнего мальчика, обратившегося с просьбой отдать его аманат. Мальчика того звали Ахмед, и Арыстанбаб стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави, и действительно передал ему косточку хурмы.
-9
По преданию, в знак траура по умершему в 63-летнем возрасте пророку Мухаммеду, Ходжа Ахмед Ясави, достигнув того же возраста решил уйти из мира, и поселился в подземной келье около мечети, заточив себя в ней, и там провёл остаток своей жизни, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению ислама, не может больше видеть солнце. Он умер в 1166 году и был похоронен с большой честью в маленьком мавзолее.
-10

Ходжа Ахмед Ясави считается национальным святым всех тюркских народов, населяющих Центральную Азию.

Город, ранее известный как Ясы, стал местом паломничества после смерти Ясави в 1166 году, и его стали считать духовной столицей всех мусульман.

Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. Примерно 229-239 лет спустя после его смерти (в конце XIV - начале XV веков) над могилой воздвигнут мавзолей «Хазрет султан» (мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави) по личному указанию эмира Тимура (Тамерлана) в качестве признания, чтобы увековечить память о великом суфийском шейхе и его учениях, а также в качестве политического шага, направленного на укрепление своей позиции среди степняков-кочевников.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, июль 2012 г.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, июль 2012 г.
Строительство мавзолея началось в 1395 году сразу после победоносного похода Тимура против хана Золотой Орды Тохтамыша. Некоторые историки считают, что Тамерлан сам принял личное участие в составлении проекта для будущего мавзолея и давал инструкции его строителям. После смерти эмира Тимура (Тамерлана) в 1405 году строительство мавзолея остановилось. После смерти Тамерлана недостроенным остался лишь входной портал. Бухарский правитель из династии шейбанидов Абдулла-хан II в 1580-х годах выделил средства на благоустройство мавзолея. По его приказу было окончено строительство портальной части мечети-мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, оставшейся незавершенной после смерти Тимура.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, июль 2012 г.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, июль 2012 г.
Но, строительство мавзолея так и считается незавершённым, и это окутано множеством легенд. Одна из них гласит, что хромой Тимур лично давал распоряжения по основным параметрам здания, определил декоративные детали и внутреннее убранство здания. Строительство шло очень быстро – в течение 10 лет, но так и не было завершено. Это хорошо заметно по фасаду здания, на котором полностью отсутствует облицовка и остались строительные леса. И объясняется следующим народным преданием, связанным с женой эмира Тимура, которая была очень красивой, и вокруг которой ходило множество легенд. В одной говорится, что стройка шла и под наблюдением первой и любимой жены Тамерлана. А мастер, отвечавший за строительство, влюбился в неё, и не смог скрыть свои чувства от неё.

Но, жена Тимура не отвечала взаимностью подмастерью, а чтобы прервать его муки сердца, она решила преподать урок незадачливому зодчему, предложив на выбор ему два яйца. Одно из них было разрисовано яркими узорами, а другое выкрашено в черный цвет. Мастер выбрал распис­ное. Тогда жена эмира очистила яйца от скорлупы, попросив попробовать и найти разницу. А когда строитель признался, что они одинаковы на вкус, в качестве назидания поведала, что точно также и женщины – отличаются лишь внешностью, но одинаковы по сути. И нет необходимости сохнуть по ней, не замечая, сколько вокруг прекрасных женщин.

Строитель испугался разоблачения и гнева Хромого Тимура и той же ночью сбежал, оставив мавзолей недостроенным. Хотя в истории этот факт объясняется тем, что Тимур направил основную часть рабочих и мастеров в Самарканд на возведение соборной мечети.
Туркестан, сентябрь 2010г.
Туркестан, сентябрь 2010г.

Невозможно не упомянуть и другие народные предания, связанные с женой Тимура, которая была очень красивой женщиной. Однажды во время строительства мавзолея она вошла в парадную, центральную часть мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави (казандык, где стоит огромный казан), и зал осветился от её красоты. Мастер, воздвигавший в это время купол, заглядевшийся на такую красоту, выронил из рук два кирпича, поэтому купол так и остался без них.

Другая легенда гласит, что ещё один мастер влюбился в жену Тимура, и возгорелся желанием непременно поцеловать её. Пользуясь тем, что Железный Хромец отправился в очередной поход, он добился поцелуя. А грех оставил на лице женщины свой след: на её щеке запечатлелись губы. Боясь крутого нрава супруга, она стала носить паранджу. По другой версии этой же легенды: супруга Тимура с мастером убежала в Индию через подземные ходы.
Туркестан, сентябрь 2010г.
Туркестан, сентябрь 2010г.
Ещё одна легенда рассказывает, что эмир Тимур приказал согнать тысячи лошадей, и из смеси кобыльего молока и других ингредиентов сделать кирпичи, сохранившиеся на протяжении шести столетий. Говорят, после того как строители завершили возведение мавзолея, их всех казнили, чтобы никто и нигде не мог создать больше подобную красоту. Скорее всего, народное поверье – просто вымысел, ещё раз подчеркивающий уникальность памятника древнего зодчества.
Туркестан, сентябрь 2010г.
Туркестан, сентябрь 2010г.
Несмотря на множество других объектов в Туркестане, именно место захоронения Ходжи Ахмеда Ясави, наиболее притягательно для людей, приезжающих сюда как с паломнической, так и с туристической целями. И именно мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави является самым известным объектом Туркестана, главной достопримечательностью города. Нынешний величественный мавзолей стал символом духовности и важным культурным наследием Казахстана.
Туркестан, сентябрь 2010г.
Туркестан, сентябрь 2010г.

Внутри комплекса также были погребены такие известные в истории люди, как Абулхайр-хан, Рабига Султан-Бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан, Ондан-султан, Абылай-хан, Каз дауысты Казыбек-би и многие другие.

Мавзолей Рабии Султан Бегим, Туркестан, сентябрь 2010г.
Мавзолей Рабии Султан Бегим, Туркестан, сентябрь 2010г.

По своему масштабу мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави сравним с соборной мечетью Биби Ханум в Самарканде. Строительный материал стен мавзолея — жжёный кирпич, который привозили из древнего города Сайрам по приказу Амира Тимура. Надгробный камень святого был привезен из Тебриза. Технологическая чистота его изготовления была доведена до совершенства. Изумительной красотой отличается облицовка северного портала, дверь в усыпальницу — резная, с тонкой костяной инкрустацией.

Одна из легенд гласит, что по приказу Тимура вставали в ряд тысячи людей и передавали кирпичики из рук в руки прямо из древнего Саурана, расположенного почти в 40 км от Туркестана. И таким образом было воздвигнуто огромное величественное здание ханаки. Уже известно, что химический состав кирпичей соответствует составу сауранских глин, так что ещё неизвестно, где – преданье, а где, возможно, самая настоящая быль.
Туркестан, сентябрь 2010г.
Туркестан, сентябрь 2010г.
Мавзолей представляет собой огромное продольно-осевое портально-купольное сооружение. Размеры его в плане — 46,5 × 65,5 метра. Толщина наружных стен составляет 1,8—2 метра, центральной части — 3 метра. Здание имеет огромный портал и ряд куполов. Вокруг его центрального зала — казандыка — объединено более 35 помещений различного назначения. Казандык перекрыт самым большим из сохранившихся в Казахстане и Средней Азии кирпичным куполом диаметром 18,2 метра.

На переднем портале мавзолея сохранились консоли для строительных лесов. По рассказам старых аксакалов, под самым замком арки некогда висел глиняный шар, якобы с драгоценностями, предназначенными для ремонта мавзолея на случай его разрушения. Эти сокровища привлекали внимание, и не один смельчак пытался добраться до них, но все они разбивались насмерть, так и не осуществив свою мечту разбогатеть. Только неясно где теперь этот глиняный шар? И был ли он? И что в нём было? Куда делся?

Мавзолей Есимхана. Расположен в 12 м к югу от западного минарета ханаки Ахмеда Ясави. 2012г.
Мавзолей Есимхана. Расположен в 12 м к югу от западного минарета ханаки Ахмеда Ясави. 2012г.

Внутри мавзолея сохранился огромный казан. Для тюрков казан был символом единения и гостеприимства, поэтому особое значение придавалось его размерам и внешнему оформлению. Туркестанский казан не имеет себе равных. Его диаметр — 2,45 метра, вес — 2 тонны, высота 1,6 м, вмещает около 3 тысяч литров воды, украшен тремя поясами рельефных надписей и растительным орнаментом, изготовлен он из сплава семи металлов: железа, цинка, свинца, олова, красной меди, серебра и золота.

Этот казан, считающийся самым большим в мусульманском мире, не зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса. Он подарен Тимуром мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави. Этот котёл считается шедевром искусства выплавки железа. На арабском языке рукописями сульса и куфи написаны 19-й стих суры «покаяние» и хадис: «всякий, кто копает колодец во имя милости Аллаха, Аллах уготовит для него сауну (водохранилище) на небесах». Также надпись «сила присуща Аллаху» повторяется 22 раза.
Туркестан, июль 2012 г.
Туркестан, июль 2012 г.
Согласно легенде, отливка такого уникального и большого казана требовала незаурядного мастерства, которое воплотил в жизнь персидский мастер-плотник Абдул-газизу-Шарафутдин-улы аль Тебрези. Священный казан был отлит им в селе Карнак в 1399 году для мавзолея Ходжи Ахмета Ясави. Легенда также повествует о использовании его для приготовления священной воды и раздачи милостыни, он был предназначен для приготовления пищи на большое количество людей, что отражено в названии "тай-казан", означающем "достаточный для мяса одного жеребёнка" (слово "тай" означает годовалого или старше жеребёнка, что подчёркивает его масштаб).

Легенды гласят, что казан наделял священную воду целебными свойствами. Также тай-казан символизирует духовное единство, гостеприимство и процветание тюркских народов.

Тайказан, Туркестан
Тайказан, Туркестан

Тайказан был увезён в Ленинград в 1935 году, в связи с проведением 3-го конгресса иранского искусства. Он оставался в Государственном Эрмитаже города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) до 1989 года, когда был возвращен на родину в Туркестан, при активном участии казахских деятелей. И с ним связана ещё одна красивая легенда: считается, что он предназначен для жертвенного мяса. Если дар исходит от человека богоугодного, то волшебным образом казан наполняется доверху мясом, а если Аллах не приемлет это пожертвование, то мяса останется столько, сколько и положили в казан. Это очень красивое поверье имеет скрытый смысл, что люди, приносящие дары, должны быть с добрыми и чистыми помыслами.

Тайказан, Туркестан
Тайказан, Туркестан

В помещении «казандык», где стоит тайказан, установлены светильники, некоторые из них до сих пор хранятся здесь, а два из них хранятся в Лувре и Эрмитаже. Среди них наибольшую художественную ценность представляет монументальный бронзовый светильник — также дар Тимура. Он украшен растительной орнаментацией, гравированными надписями и инкрустацией серебром и золотом. Надписи сообщают имя мастера — Изуддин ибн Таджундин и год изготовления — 1397.

Мавзолей Арыстан баба, июль 2012г.
Мавзолей Арыстан баба, июль 2012г.
Перед посещением Туркестана паломники обязательно сначала останавливаются на ночлег в Арыстан-баба. Эта их обязательная остановка рядом с селом Шаульдер Отырарского района возле мавзолея Арыстан баб, который стоит на древнем кладбище - древняя традиция!

Мавзолей Арыстан баб — мавзолей на могиле учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави религиозного мистика и проповедника Арыстанбаба, расположен в 150 километрах от города Шымкента, недалеко от города Отрар, является памятником архитектуры, и находится под охраной государства. Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть, объединённых большим сводчатым коридором, и является местом паломничества мусульман.

Мечеть, расположена напротив мавзолея Арыстан баба, июль 2012г.
Мечеть, расположена напротив мавзолея Арыстан баба, июль 2012г.

Существует легенда, что по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338-1405гг.). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их. По другой версии появлялся зелёный бык, который всё разрушал. Явившийся во сне монгольскому завоевателю Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави, что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей учителя Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.

Ещё одним местом, в котором есть мавзолей Арыстан баб, является область Ош, Кыргызстан. Однако, по словам исследователя кыргызской религии С. М. Абрамзона, местные жители считают Арыстан баба, захороненного в Казахстане, воином, сражающегося против калмыков. Ошский Арыстан баб является человеком, жившим в XVII веке.
Территория мавзолея Арыстан-Баба, июль 2012г.
Территория мавзолея Арыстан-Баба, июль 2012г.
На территории мавзолея Арыстан-Баба в Казахстане есть священный колодец, вода из которого считается целебной и солёной, полезной для лечения желудочно-кишечных заболеваний. Паломники пьют воду и набирают её с собой, а также считается, что эта вода обладает святыми свойствами. Питьё воды из колодца — обязательный ритуал для паломников, посещающих это место. Многие паломники наполняют водой из колодца ёмкости, чтобы взять её с собой домой. Я была в этом святом месте два раза (собираюсь в третий раз), и тоже брала с собой воду. Но, воду из колодца могут набирать только мужчины, а пить её можно только тем, кто лично посетил мавзолеи Арыстан баба и Ходжи Ахмеда Ясави.

В историческом центре Туркестана также расположено множество других исламских достопримечательностей: подземная мечеть Хильвет (XII века), музей «Жума мечети» (XVIII века), Музей восточной бани и Музей истории города Туркестан, Музей археологии и этнографии, Музей-мавзолей Рабии Султан Бегим XV века.

Туркестан, сентябрь 2010г.
Туркестан, сентябрь 2010г.
И с ними тоже связано множество легенд. Одна из них связана с "Жума-мечетью". Она свидетельствует, что есть в Туркестане священный колодец, который находится рядом с "Жума-мечетью". Считается, что вырыт он ещё в XII веке, и воду из него пил сам Ходжа Ахмед Ясави, хотя ученые считают временем появления этого колодца 60–70-е годы XIX столетия. Но такое хронологическое расхождение не является помехой для распространения бытовых легенд и преданий, которые, собственно, не требуют специальных доказательств. С виду колодец совсем обычный, ничего из себя особенного не представляющий, но считается, что вытащить воду из него может только безгрешный человек. Говорят, раньше именно таким способом, при помощи колодца и ведра на верёвке, жители древнего города проверяли, действительно ли перед ними божий человек или же обычный шарлатан, самозванец.

Легенды пронизывают всю средневековую культуру, они пережили века, дошли до наших дней и неизменно вызывают повышенный интерес у всех, кто соприкасается с историей древнего Туркестана.

Но, жизнь идёт, и город развивается, в Туркестане есть и современные объекты, которым стоит уделить особое внимание.

Туркестан, сентябрь 2010г.
Туркестан, сентябрь 2010г.
В 2018 году по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева было начато строительство комплекса «Караван-Сарай», в состав которого входят «Летающий театр», амфитеатр для проведения конного шоу, улица торговцев и ремесленников, восточный базар, торговые ряды и бутики, отели и рестораны, СПА и фитнес-центр, кинотеатр, семейно-развлекательный центр. Все сооружения комплекса связаны водным каналом. В последний раз я была в Туркестане в 2012 году, и данного комплекса ещё не было.

Туркестан остаётся много лет местом паломничества, но и наряду с этим он стал одним из туристических центров Южного Казахстана.

Не сравнивайте Туркестан с Турцией, Дубаем или Европой. У Туркестана свой колорит и свой ритм. Для любителей исторических древностей, архитектурных наследий, легенд и преданий Туркестан и его окрестности просто кладезь неизведанного.

В 2012 году хороших отелей было немного, в основном везде постоялые дворы для паломников. Но, восхищение архитектурным великолепием, построенным по приказу Хромого Тимура (Тамерлана) перекрывало какие либо недостатки. Сейчас, спустя 13 лет, возможно всё иначе. Вернусь обязательно в Туркестан и поделюсь новыми впечатлениями.

R.S. Использованы данные с интернета.

Подписывайтесь на мой канал в Дзене или Вконтакте, ставьте 👍 Будет интересно🌴