Период:
Гипотетическое будущее, ориентировочно с 2030-х годов и далее. Связано с ожидаемой технологической сингулярностью — моментом, когда искусственный интеллект превзойдёт человеческий интеллект и начнёт развиваться автономно.
Период:
Гипотетическое будущее, ориентировочно с 2030-х годов и далее. Связано с ожидаемой технологической сингулярностью — моментом, когда искусственный интеллект превзойдёт человеческий интеллект и начнёт развиваться автономно.
...Читать далее
Период:
Гипотетическое будущее, ориентировочно с 2030-х годов и далее. Связано с ожидаемой технологической сингулярностью — моментом, когда искусственный интеллект превзойдёт человеческий интеллект и начнёт развиваться автономно.
Характерные черты
- Ко-креативность: граница между автором и инструментом стирается. Искусство создаётся совместно с ИИ, нейросетями, биотехнологиями.
- Гибридные формы восприятия: смешение реальности, дополненной реальности, виртуальных и сенсорных опытов.
- Автоматизация вдохновения: идеи и формы генерируются не только художниками, но и алгоритмами.
- Персонализированное и адаптивное искусство: произведения «отзываются» на зрителя, реагируют в реальном времени.
- Этические и метафизические вопросы: кто автор? что есть искусство? что есть сознание?
Основные направления
1. Искусство с участием ИИ
- Характер: генеративные модели (как DALL·E, Midjourney, Runway, GANs), которые создают картины, музыку, тексты.
- Примеры:
«Edmond de Belamy» (картина, проданная на аукционе Christie's, созданная GAN)
Портрет Эдмонда де Белами, создан GAN. 2018 Courtesy Christie’s Images. © Obvious
- Проекты Mario Klingemann (Quasimondo) — нейроэстетика
- Sougwen Chung — синтез рисунка человека и машины
2. Биотехнологическое искусство
- Характер: использование живых тканей, ДНК, органических процессов.
- Примеры:
Эдуардо Кац — GFP Bunny (трансгенный кролик с флуоресцентным геном медузы)
Heather Dewey-Hagborg — Stranger Visions (реконструкция лиц по ДНК из мусора)
3. Иммерсивные нейросенсорные практики
- Характер: воздействие на органы чувств через BCI (нейроинтерфейсы), VR/AR, аудио-визуальные инсталляции.
- Примеры:
Группы, работающие с Neuralink, Emotiv, OpenBCI
Инсталляции, где ИИ управляет визуалом в зависимости от мозговой активности зрителя
4. Искусство в метавселенных
- Характер: креативные миры внутри виртуальных платформ — Decentraland, The Sandbox, Spatial, VRChat.
- Примеры:
Архитекторы метавселенных: Krista Kim, Refik Anadol
Виртуальные музеи, галереи, которые существуют только в метаверсах
NFT-художники и коллекционеры
Ключевые особенности
- Обратная связь с аудиторией в реальном времени
- Отказ от материального носителя — цифровая уникальность, токены, криптография
- Переосмысление авторства и прав собственности
- Экспоненциальный рост визуальных стилей и техник, невозможный для одного человека
- Трансчеловеческий субъект: художник как интерфейс между технологией и смыслом
Ключевые фигуры
- Refik Anadol — архитектор данных, работающий с нейросетями и архитектурой
- Mario Klingemann — один из первых «AI-арт» художников
- Sougwen Chung — художница, создающая живые перформансы совместно с роботами
- Pak и Beeple — NFT-художники, изменившие восприятие цифрового искусства в массовой культуре
Знаковые произведения
- «The First 5000 Days» — коллаж Beeple, продан за $69 млн
- Machine Hallucinations — серия Refik Anadol
- The Portrait of Edmond de Belamy — генеративная картина на аукционе
- Интерактивные метавселенские проекты с участием архитекторов и дизайнеров