Найти в Дзене
EvaKotofeEva

Эпоха сингулярности

Период:
Гипотетическое будущее, ориентировочно с 2030-х годов и далее. Связано с ожидаемой технологической сингулярностью — моментом, когда искусственный интеллект превзойдёт человеческий интеллект и начнёт развиваться автономно.
Оглавление

Период:

Гипотетическое будущее, ориентировочно с
2030-х годов и далее. Связано с ожидаемой технологической сингулярностью — моментом, когда искусственный интеллект превзойдёт человеческий интеллект и начнёт развиваться автономно.

Характерные черты

  • Ко-креативность: граница между автором и инструментом стирается. Искусство создаётся совместно с ИИ, нейросетями, биотехнологиями.
  • Гибридные формы восприятия: смешение реальности, дополненной реальности, виртуальных и сенсорных опытов.
  • Автоматизация вдохновения: идеи и формы генерируются не только художниками, но и алгоритмами.
  • Персонализированное и адаптивное искусство: произведения «отзываются» на зрителя, реагируют в реальном времени.
  • Этические и метафизические вопросы: кто автор? что есть искусство? что есть сознание?

Основные направления

1. Искусство с участием ИИ

  • Характер: генеративные модели (как DALL·E, Midjourney, Runway, GANs), которые создают картины, музыку, тексты.
  • Примеры:
    «Edmond de Belamy» (картина, проданная на аукционе Christie's, созданная GAN)
Портрет Эдмонда де Белами, создан GAN. 2018 Courtesy Christie’s Images. © Obvious
Портрет Эдмонда де Белами, создан GAN. 2018 Courtesy Christie’s Images. © Obvious

  • Проекты Mario Klingemann (Quasimondo) — нейроэстетика
  • Sougwen Chung — синтез рисунка человека и машины

2. Биотехнологическое искусство

  • Характер: использование живых тканей, ДНК, органических процессов.
  • Примеры:
    Эдуардо Кац — GFP Bunny (трансгенный кролик с флуоресцентным геном медузы)
    Heather Dewey-Hagborg —
    Stranger Visions (реконструкция лиц по ДНК из мусора)

3. Иммерсивные нейросенсорные практики

  • Характер: воздействие на органы чувств через BCI (нейроинтерфейсы), VR/AR, аудио-визуальные инсталляции.
  • Примеры:
    Группы, работающие с Neuralink, Emotiv, OpenBCI
    Инсталляции, где ИИ управляет визуалом в зависимости от мозговой активности зрителя

4. Искусство в метавселенных

  • Характер: креативные миры внутри виртуальных платформ — Decentraland, The Sandbox, Spatial, VRChat.
  • Примеры:
    Архитекторы метавселенных: Krista Kim, Refik Anadol
    Виртуальные музеи, галереи, которые существуют только в метаверсах
    NFT-художники и коллекционеры
-3

Ключевые особенности

  • Обратная связь с аудиторией в реальном времени
  • Отказ от материального носителя — цифровая уникальность, токены, криптография
  • Переосмысление авторства и прав собственности
  • Экспоненциальный рост визуальных стилей и техник, невозможный для одного человека
  • Трансчеловеческий субъект: художник как интерфейс между технологией и смыслом

Ключевые фигуры

  • Refik Anadol — архитектор данных, работающий с нейросетями и архитектурой
  • Mario Klingemann — один из первых «AI-арт» художников
  • Sougwen Chung — художница, создающая живые перформансы совместно с роботами
  • Pak и Beeple — NFT-художники, изменившие восприятие цифрового искусства в массовой культуре

Знаковые произведения

  • «The First 5000 Days» — коллаж Beeple, продан за $69 млн
  • Machine Hallucinations — серия Refik Anadol
  • The Portrait of Edmond de Belamy — генеративная картина на аукционе
  • Интерактивные метавселенские проекты с участием архитекторов и дизайнеров

-4