Заслуженный художник России Анатолий Войтов хорошо известен не только в Верхневолжье, но и во всей стране. В течение десятков лет он создает гобелены, которые всегда отмечают любители искусства, высоко оценивают коллеги-профессионалы. Президент России Владимир Путин подписал Указ «О награждении государственными наградами Российской Федерации». Тверичанин Анатолий Войтов награжден медалью «За труды в искусстве» за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность. Тверской губернатор Игорь Руденя поздравил мастера с заслуженной наградой. Наш корреспондент встретился с Анатолием Николаевичем, чтобы узнать о его творческом пути, о том, над чем он сейчас работает.
СТАНОВЛЕНИЕ
- Традиционный вопрос: где вы родились, и как начинался ваш путь в искусстве?
- Родился в 1952 году в Хабаровском крае (бухта Провидения). Отец был военным и служил там, потом семья жила в разных городах страны, пока в 1965 году мы не приехали в Калинин. Окончил школу, отслужил три года в военно-морском флоте и поступил на художественный факультет в Московский технологический институт. В 1979 году окончил его, живу в Твери.
- Как появилось у вас стремление к искусству? Например, поэт Бродский рассказывал, что однажды увидел, как по Мойке в Ленинграде плывет щепка. Ее никто не замечал, а он ею заинтересовался и понял, что он отличается от других прохожих, что он поэт. А как было с вами?
- Всегда рисовал, с рождения. Не было того, что «лежал, лежал», а потом «упал» и начал рисовать. Мне было года четыре, когда я стал сочинять всякие рассказы, играя с ребятами в песочнице. Потом я думал, что стану писателем, но при этом всегда рисовал. Карандашами, красками и рисовал на всем, что попадало под руку.
Отслужив во флоте, я стал учиться в технологическом институте, проходил там гобелен, набойку, жаккардовое ткачество – все виды ткачества. Защищал диплом в гобелене. Он сразу же попал в престижную выставку на Манеже, в те же годы выставлялся на республиканских, Всесоюзных и международных выставках.
Приехал в Калинин, работал в рекламе, в молодежной газете «Смена», потом поступило предложение поработать на учебно-спортивной безе московского «Спартака».
- И как долго там трудились?
- Четыре с половиной года отработал в «Спартаке» в Тарасовке художником. Я соткал там два гобелена, выполнил много росписей в гостинице футбольного клуба.
- Когда вас приняли в Союз художников?
- В 1993 году.
ЕСТЬ ЛИ У ХУДОЖНИКА МИССИЯ?
- В настоящее время, где вы официально работаете?
- Формально я нигде не числюсь, я на пенсии, трудовая дома лежит.
- Хорошая ли пенсия?
- Минималка. Не все места моей работы оказались зачтены, потому и минималка. Об этом не стоило бы упоминать, если бы не было и других художников, которые оказались в такой же, как я, ситуации.
- Вы работаете в разных жанрах, но известны прежде всего, как мастер гобеленов. В какой технике их выполняете?
- Гобелен может быть выполнен в разных техниках. Например, он может быть ворсовым или объемным. Я создаю классический гобелен, это гладкое ткачество, техника шпалера.
- Материалы какие используете?
- Я работаю и в шерсти, и в льне, и в хлопке, и в смесях разных материалов. Бывает, начале окрашиваю, а, бывает, беру готовые.
- Это сложная техника?
- Да, это сложная техника.
- Много мастеров-мужчин в стране занимается гобеленами?
- Строгановка готовит таких мастеров, мухинское училище, некоторые другие учебные заведения. Но немногие мужчины занимаются гобеленами. В Твери в настоящее время мастеров-гобеленщиков я не знаю.
- Сколько времени уходит на создание гобелена?
- По-разному. Бывает быстро процесс идет, а случается, что долго. Вот этот гобелен (указывает на гобелен в мастерской) я все лето ткал. У меня есть много гобеленов, которые я задумал и двадцать, и тридцать лет назад: работа шла над композицией, над образом, но у меня не было тогда такого техническое уровня, чтобы исполнить это решение. То есть, ты задумал что-то, а технически это выполнить пока не можешь, не достиг еще мастерства необходимого для этого. Это все равно, что разбежаться и об стену головой ударить. А когда я понял, что могу пройти сквозь «стену», я прошел. Крайне редко бывает, что ты что-то задумал, чирк, и соткал.
- Как происходит творческий процесс?
- Сначала возникают вопросы: пластические, цветовые, фактурные. Или - идея. Идей у меня много, но я выбираю такие, чтобы у меня появился ответ: это чушь, это не надо делать ни в коем случае. И после этого я начинаю задумываться: а, может быть, можно, может быть, нужно? И тогда я начинаю работать над этой композицией. Воплощать невозможное в реальность. Работа над идеей, над композицией доставляет мне, я бы сказал, наслаждение. Чувственное даже.
- А сам процесс работы утомляет?
- Конечно, ведь нужно правильно технически выполнять определенные действия. Конечно, встречаются трудности, но я их решаю. При этом нужно время от времени делать паузы, отстраняться. Говорят: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Ничего подобного. Обязательно нужно выйти из этой «реки» и вновь прийти к ней уже другим человеком. Мне это помогает.
- Есть ли у художника миссия?
- Я думаю, что у художника нет никакой миссии. Я думаю, что художники просто такие люди, которые почему-то занимаются такими вещами. Это все выдумки, что вот художник страдает, что вот у него вдохновение…
- Есть или нет вдохновения, неважно?
- Пришел, начал работать, и тебя уже не оторвать. Вот и вдохновение. А если ждать, когда придет вдохновение, ничего у тебя не получится. Я знаю «миллион» таких ждущих, которые ничего не сделали, все ждали вдохновение.
- А какие задачи ставит перед собой художник?
- Я делаю, то, что меня волнует. Художники уходят, но то, что они сделали, остается. И, если сделанное художником, интересно людям, они начинают этим пользоваться. А если не начинают, то значит, автор был просто больным человеком. Занимался, что называется, графоманством. В разных видах искусств есть графоманы. Тут просто надо учесть, что пользоваться начинают не обязательно сразу. Бывает двести лет проходит и больше, прежде чем начинают пользоваться.
- А в каких еще жанрах кроме гобелена вы работаете?
- Чтоб соткать гобелен, надо сначала поработать в графике и живописно, и фактуру продумать. В любом виде искусства главное, чтобы у человека появилась сначала идея, причем, идея личная, а не реплика на кого-то. Есть немало художников, которые просто «шуруют» реплики.
«НЕТ НИКАКОГО РЕАЛИЗМА»
- Как бы вы назвали свой стиль?
- О, это интересный вопрос! Раньше было рококо, барокко, советский суровый стиль. И сейчас мы находимся в конкретном стиле, он еще не кончился. И это не постмодернизм.
- Какому же стилю мы все покорились? Как он называется?
- Метамодернизм. Он начался в 1993-1994 годах. Не постмодернизм. Постмодернизм закончился, а сейчас идет метамодернизм.
- И ваши гобелены выполнены в этом стиле?
- И они, и все, что вокруг нас происходит - в этом стиле. Помните, как в одном романе персонаж удивлялся: «я говорю прозой»? «Да, батенька, вы говорите прозой» (смеется).
- В чем особенности метамодернизма?
- Особенности постмодернизма были в том, что там было ерничество, некое издевательство, даже презрение к человеку. В метамодернизме нет ничего этого. При этом появилась масса новых подходов, которые решают гуманистические задачи. Люди начинают заглядывать в глубины человеческой души. Это уже другое отношение к человеку. Внимательное. Эта философская идея, которая предполагает – не надо человека вспарывать, вскрывать. Мы можем и так узнать о человеке, и, если надо, чем-то ему помочь.
- Типа, УЗИ?
- В каком-то смысле.
- А как же реализм?
- Да нет никакого реализма (машет рукой).
О ВЕРЕ, МИСТИКЕ И ЧУДЕСНЫХ СЛУЧАЯХ
- Вы верующий человек?
- Да. Я православный верующий человек.
- А мистический ли вы человек?
- Абсолютно мистический.
- Расскажете для читателей мистические истории, происходившие с вами?
- Это мое, и со мной останется, но могу сказать, что я свидетель многого чудесного.
- Вы свидетель того, о чем римский поэт Овидий когда-то сказал: «Властно играют в делах человеческих тайные силы»?
- Знаете, когда я учился на пятом курсе, во сне мне кто-то показал мой гобелен уже готовый. До мельчайших деталей. Я во сне сообразил, что это мне надо запомнить. Я дал себе команду – проснуться и проснулся. Стол у меня всегда был обтянут ватманом. На этом ватмане я нарисовал всю композицию гобелена. Один в один. Соткал этот гобелен, и он сразу попал на Всесоюзную выставку. Причем уже экспозиция ее шла, работы уже развешивали. Мой гобелен повесили, после этого его отобрали на несколько международных выставок. Он везде прошел.
У меня был и другой фантастический сон: второй курс учебы, мы на картошке. И снится мне, что нахожусь я в каком-то прекрасном здании. Огромные залы, анфилады, и висят работы. Фантастические. Я хожу смотрю, и кого-то спрашиваю: А чьи это такие красивые работы»? А мне в ответ смеются: «Да это же твои работы».
- И что это было за здание?
- Сейчас не буду называть его, после Нового года узнаете. Все это состоится. Но представьте – какая амплитуда. Я смотрел на работы, на пластические решения. Я про себя не думал, и представить не мог, что это мои работы в будущем.
О НАГРАДЕ
- Как вы восприняли то обстоятельство, что награждены президентом страны медалью «За труды в искусстве»?
- Меня стали поздравлять знакомые в этот же день, когда был опубликован Указ. Это первая в области такая награда, и это, конечно, почетно. Учреждена медаль была в 2021, с 2022 года ее стали вручать. Я стал первым.
- Уже получили эту медаль?
- Пока еще нет, но Указ опубликован.
- Творческих и иных вам успехов, Анатолий Николаевич!
- Спасибо.
Записал Евгений Николаев, фото автора
Теги: Новости Твери, Художник, Интервью, Авторский материал, Тверь69,