Найти в Дзене
Каспарс Димитерс

КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ МОЕЙ МАТЕРИ ИЛИ «УЛИЦА ВИИ АРТМАНЕ»

21 августа — день рождения моей матери Вии Артмане. Родилась она в 1929 году. Через четыре года юбилей — век со дня, как Бог открыл ей ворота в этот сложный и постоянно меняющийся мир. Надо быть глупцом, чтобы утверждать, что мир всегда менялся к лучшему. Нет — мир просто менялся, как меняется направление трамвая: то он едет в один конец, то в другой. Меняются технологии, создавая иллюзию прогресса, развития человечества. Но стоит начаться очередной войне, чтобы убедиться: человека средствами этого мира не изменить. Да, можно его починить — улучшить здоровье, подключить протез, поменять запчасти: например, сердце или почку. Но изменить как-то особо самого человека, если смотреть на человечество в целом, не получится. Богословие не для этого текста, потому что писать вдохновил приближающийся день рождения моей матери. Был ли я подарком ей в свой день рождения? По старым фотографиям видно, что да. И довольно весомым — вынырнул из утробы мамы весом в 5,2 кг. Но были и периоды, когда я точ

21 августа — день рождения моей матери Вии Артмане. Родилась она в 1929 году. Через четыре года юбилей — век со дня, как Бог открыл ей ворота в этот сложный и постоянно меняющийся мир. Надо быть глупцом, чтобы утверждать, что мир всегда менялся к лучшему. Нет — мир просто менялся, как меняется направление трамвая: то он едет в один конец, то в другой. Меняются технологии, создавая иллюзию прогресса, развития человечества. Но стоит начаться очередной войне, чтобы убедиться: человека средствами этого мира не изменить. Да, можно его починить — улучшить здоровье, подключить протез, поменять запчасти: например, сердце или почку. Но изменить как-то особо самого человека, если смотреть на человечество в целом, не получится.

Мама и я
Мама и я

Богословие не для этого текста, потому что писать вдохновил приближающийся день рождения моей матери. Был ли я подарком ей в свой день рождения? По старым фотографиям видно, что да. И довольно весомым — вынырнул из утробы мамы весом в 5,2 кг. Но были и периоды, когда я точно не радовал её ни в будничные дни, ни в дни её рождения. Но что было, то уплыло, и мы каждый потихоньку уплываем, стараясь вспоминать не худое, а доброе.

Мать уже на той стороне солнца с 11 октября 2008 года. Мне пока дано Господом время для подготовки приступить к самому высокому перевалу жизни. И один из способов готовиться — это вспоминать, не забывать то, почему я тут, для чего я тут и благодаря кому я тут, и почему именно такой, и чего ещё можно успеть изменить в лучшую сторону. Не в мире, конечно, но в себе.

Я с значком летчика и папой — актёром Артуром Димитерсом.
Я с значком летчика и папой — актёром Артуром Димитерсом.

Под моими русскими песнями, которых за три года накопилось уже примерно 130, вы оставляете много добрых слов, адресованных как моей матери, так и мне. Всё вами написанное создаёт некий сплав, в котором я — только одна наименьшая часть. Если мать — солнце, то я — рядом с ней звёздочка, которую можно засечь только из-за света этого солнца. Вот и ради этого солнца я и пишу — как свои песни, так и прямо ей посвящённые тексты. Она всей своей жизнью, своим примером, талантом, отношением к людям передала редкую для сегодняшнего мира способность одинаково любить людей всех народов. Не всегда получается, но я очень стараюсь.

Мало удаётся находить свидетельств детей, внуков, которые не забывают своих великих отцов, матерей, дедушек, бабушек, стараясь продлить их сияние в этом всё менее светлом мире, оставляя о них свои воспоминания, фото, кадры из семейных киноархивов. Я стараюсь, пока абсолютно всё не смыл приближающийся девятый вал перекодирования всех и вся в обслуживающий персонал искусственных «мудрецов» и настоящих цифровых иллюзий. И так уже построили с трудом пробиваемый занавес лжи обо всём великом, что и нас, латышей, делало великими во времена не только ЛССР, но и во времена, когда у нас своей страны ещё не было. С хронической аккуратностью и животным вниманием всё больше и глубже в болоте лжи утопают целые эпохи — и культурный взлёт независимой буржуазной Латвии, и во многом более значимый и великий взлёт культуры времён советской Латвии.

Мама с моей сестрой Кристианой, которую учат стоять на коньках.
Мама с моей сестрой Кристианой, которую учат стоять на коньках.

Один, конечно, я тут ничего изменить не смогу — не смогу удержать над этим болотом те глыбы нашей культуры, которые усердно топят. Но пока я жив, могу хоть свою мать удержать над этим болотом, не позволяя вычеркнуть её из истории Латвии.

Первая попытка, которой я старался воплотить свои старания, было создание над могилкой мамы каменного памятника «Сцена вечности». Это не просто камень — это гранит, привезённый из Сибири. И название этого гранита — «Бурый медведь». Руководил воплощением моих эскизов «Сцены вечности» из «Бурого медведя» тот самый великолепный мастер, который руководил работами над реставрацией самого почитаемого нашим народом символа — памятника Свободы. На нашу просьбу поддержать создание «Сцены вечности» откликнулся лишь белорусский предприниматель Андрей Павлович.

Я со своей любимой сестричкой.
Я со своей любимой сестричкой.

Так получилось, что и «Сцена вечности» стала небольшим памятником свободы. На сей раз — моей, ибо это стало единственным местом в моей стране, где мне позволено открывать свои альбомы и книги стихов на русском — моём втором родном языке.

Такое длинное вступление — только для того, чтобы в конце прикрепить текст, который я составил для открытия улицы Вии Артмане. Так как именем актрисы Вии Артмане такую улицу ни в одном городе пока никто не готов назвать, я снова выбрал то самое Покровское кладбище, назвав улицей Вии Артмане дорожку, рядом с которой находится её могилка или уже наша общая «Сцена вечности».

Мама с внучкой Бертой, дочкой моей сестры.
Мама с внучкой Бертой, дочкой моей сестры.

Добавлаю и несколько фотографий из нашего семейного архива. Таких в сети вы точно ещё никогда не видели. Не буду обременять самодостаточность таких бесценных фотографий своими пояснениями. Привлекательнее ведь всегда всё таинственное. Каждая из этих фотографий — уже рассказ сам по себе. Не спешите с одной к другой без внимания. Красота и величие таланта мамы — уже в каждой из этих, уже с вечностью тесно слившихся, фотографий.

А в конце, как в прежних двух текстах, прикреплю свою песню «ТВОРЧЕСТВОМ ЛИШЬ ПОКОРЯЛА МАМА БЕЗ ЮТУБ КАНАЛА». Видеоряд — опять из материалов нашего семейного 8-мм киноархива.

Каспарс Димитерс
18.08.2025
Латвия

-7
-8
-9
-10
-11
-12

«УЛИЦА ВИИ АРТМАНЕ»

Христос нас давно предупредил: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь.» (Мф.24:12)

Нет другой силы, другого оружия в мире, которым возможно объединить людей — только любовью. Кругом делается всё, чтобы людей разделять. Моя мать своим искусством воспитала меня любить всех народов. Десятки стран она объездила, доказывая, что её искусством это возможно. Она любила всех народов, и все народы любили её.

«Улица Вии Артмане»
«Улица Вии Артмане»

Улица Вии Артмане с этого дня начинается и тут, на Сцене её вечности. Но это лишь продолжение той бесконечной улицы, которая начинала простираться по всему миру ещё при её жизни. Улица Вии Артмане идёт через Ригу, Вильнюс, Таллин, Ташкент, Алма-Ату, Фрунзе, Душанбе, Ашхабад, Минск, Киев, Кишинёв, Тбилиси, Ереван, Баку и через Москву.

-14

В одном своём стихотворении я пишу, что моя национальность — любовь. Быть православным — это значит любить всех. Даже врагов, благословляя и тех, которые тебя проклинают. Так нам всем заповедал Христос. Так гласит Его заповедь. И Христос — Бог. И Бог — Любовь.

Закончу это небольшое вступление словами из моей песни:

«В мире лишь один народ —
Люди, точнее — розы.
На одном языке они любят,
Одной солью засолены слёзы.»

Каспарс Димитерс
Покровское кладбище, «Сцена вечности», Рига
11.10.2023
Латвия