Найти в Дзене
Екатерина В.

Как два поляка Якутию открыли, и чем занимался "ЧВК Вагнер" в 17 веке?

К началу 1620-х веков центр сибирской пушной добычи город Мангазея, основанный Борисом Годуновым в 1601 году, начал чахнуть. Это стало большой проблемой для государства, поскольку пушнина была тогда "нефтью и газом" русского государства 17 века, т.е. это была главная статья российского экспорта. Цены на мех в Европе 17 века были гораздо выше нынешней, пушнину даже называли "мягким золотом". Казацкие ЧВК. А раз сложилась такое дело, то Кремль требовал от вновь приобретаемых сибирских земель только трех вещей: меха, меха и снова меха! И охотники-промысловики желающие подзаработать, ехали в Сибирь и, понукаемые царскими воеводами, вели беспощадный, хищнеческий лов пушного зверя. За каких-нибудь 10-20 лет вновь приобретенноя часть Сибири превратилась в страшное кладбище животных с ценным мехом. А заначит, нужно было двигаться дальше на восток в еще неизведанные земли, чтобы продолжить охоту на соболя, белку куницу, лисиц.. Позже эту экспансию назвали "Великими географическими открытиями".

К началу 1620-х веков центр сибирской пушной добычи город Мангазея, основанный Борисом Годуновым в 1601 году, начал чахнуть.

Мангазея
Мангазея

Это стало большой проблемой для государства, поскольку пушнина была тогда "нефтью и газом" русского государства 17 века, т.е. это была главная статья российского экспорта.

Цены на мех в Европе 17 века были гораздо выше нынешней, пушнину даже называли "мягким золотом".

Казацкие ЧВК. А раз сложилась такое дело, то Кремль требовал от вновь приобретаемых сибирских земель только трех вещей: меха, меха и снова меха! И охотники-промысловики желающие подзаработать, ехали в Сибирь и, понукаемые царскими воеводами, вели беспощадный, хищнеческий лов пушного зверя. За каких-нибудь 10-20 лет вновь приобретенноя часть Сибири превратилась в страшное кладбище животных с ценным мехом. А заначит, нужно было двигаться дальше на восток в еще неизведанные земли, чтобы продолжить охоту на соболя, белку куницу, лисиц..

-2

Позже эту экспансию назвали "Великими географическими открытиями". И чтобы ее совершить обращались к тем, кого сейчас называют "частными военными компаниями", в роли которых на Руси выступали казаки. Шутки шутками, но явное сходство с ними просматривается. Казачьи отряды получали из госамбаров оружие, провиант, лодки и прочее снаряжение, на свой страх и риск отправляясь в неизведанные просторы дикой тайги - покорять новые народы, обкладывать их меховой данью (ясаком) в пользу их хозяина "белого царя".

-3

Если им повезет - молодцы, если нет, то государство им ничего не должно, оно не несет за них никакой ответственности. Впрочем, казачьими отрядами они назывались весьма условно: сборная солянка из всякого сброда в них еще та была! Убийцы, воры-рецидивисты, грабители - всех отправили остатки Сибири прихватизировать. Ссыльные разбойники были только рады этому - это намного интереснее каторги, к тому же в случае успеха в захвате земель, им полагалось погашение судимости. Всё, как сейчас..

Помимо казаков и нашинских уголовников в составе этих отрядов были и военно-пленные. В частности - поляки, поскольку Россия находилась с Польшей в состоянии холодной войны, которая периодически переходила в горячую. И вот про двух таких пленных поляков и пойдет небольшой рассказ.

Таежный "беспредел". В 1620 году прибыли на поселение в Тобольск два пшечки: Антон Добрынский и Самсон Навацкий. Оба служили в войсках знаменитого Александра Юзефа Лисовского - польского предводителя, шляхтича и сообщника "тушинского вора" Лжедмитрия II.

Лисовский
Лисовский

Во времена смуты кавалеристы Лисовского - "лисовчики" наводили ужас на всю центральную Россию своими грабежами и бесчинствами. Вот двое из его войск и попали в плен и сибирскую ссылку. Но тобольский воевода справедливо решил, что эти супчики должны не просто шататься по тобольским рюмочным, а послужить на благо России. Пшечкам дали солдат, ружья, порох и отправили на поиск новых территорий, богатых пушным зверем.

Добрынский и Новацкий, фантазии ИИ
Добрынский и Новацкий, фантазии ИИ

Поляки долго бродили по тайге, потеряли половину солдат и половину зубов от цинги, но наконец явились с потрясающим известием, что на востоке, по берегам "великой реки" (позже ее назвали Лена) расположены огромные территории огромные территории, а на них бегает пушного зверя видимо-невидимо! Так была открыта Якутия...

необъятная Якутия
необъятная Якутия

И это было действительно так.

За один только 1632 год русские чиновники отправили в Москву якутского меха на громадную по тем временам сумму - 1 млн 760 тыщ рублей! Во истину Якутия стала для России 17 века настоящим "меховым Клондайком"!

Началась меховая лихорадка. В этот богатый край на берега Лены через тайгу двинулись большие и малые отряды охотников, желающих разбогатеть. И, естественно, между ними возникла "криминальная война" за пушного зверя. Велась она жестоко, но это уже другая история...