Найти в Дзене
Из точки А в точку Б

Посадка в поезд по лицу: с 1 сентября будет законно, но нереально

С 1 сентября в России официально разрешат посадку в поезда по биометрии. Теперь железнодорожные компании получат право использовать скан лица вместо паспорта. Но пока это скорее юридическая возможность, чем реальный сервис. Закон может и будет, а инфраструктура — точно не в ближайшее время. Камеры и турникеты ещё только предстоит установить, а саму систему — проверить на сбои и безопасность. Получается, что у пассажиров на руках пока только новость — а настоящие поездки «по лицу» ещё впереди. С 1 сентября 2025 года у перевозчиков официально будет возможность запускать посадку по биометрии — по данным из Единой биометрической системы (ЕБС). Новый порядок не отменит привычные документы. Паспорт и электронный билет остаются основным способом пройти контроль. Биометрия — лишь дополнительная опция, которой можно будет воспользоваться, если компания её внедрит. По сути, государство убрало юридический барьер: раньше такой формат был невозможен по закону. Но от этого до реальных турникетов с р
Оглавление

С 1 сентября в России официально разрешат посадку в поезда по биометрии. Теперь железнодорожные компании получат право использовать скан лица вместо паспорта. Но пока это скорее юридическая возможность, чем реальный сервис.

Закон может и будет, а инфраструктура — точно не в ближайшее время. Камеры и турникеты ещё только предстоит установить, а саму систему — проверить на сбои и безопасность. Получается, что у пассажиров на руках пока только новость — а настоящие поездки «по лицу» ещё впереди.

Изображение сгенерировано в Midjourney 7
Изображение сгенерировано в Midjourney 7

Что изменилось в законе

С 1 сентября 2025 года у перевозчиков официально будет возможность запускать посадку по биометрии — по данным из Единой биометрической системы (ЕБС).

Новый порядок не отменит привычные документы. Паспорт и электронный билет остаются основным способом пройти контроль. Биометрия — лишь дополнительная опция, которой можно будет воспользоваться, если компания её внедрит.

По сути, государство убрало юридический барьер: раньше такой формат был невозможен по закону. Но от этого до реальных турникетов с распознаванием лица ещё довольно длинный путь.

Почему это пока не будет работать

На практике сесть в поезд «по лицу» пока невозможно. Причин несколько:

  • Нет оборудования. Чтобы система заработала, нужны камеры и специальные турникеты на вокзалах, а также программное обеспечение для их работы. Пока этого нет.
  • РЖД только тестирует технологию. Весной компания проверяла ее в закрытом режиме. Массового запуска не было и нет.
  • Не все сдавали свои данные. Чтобы пройти такую посадку, нужно заранее сдать данные в Единую биометрическую систему. Сделали это далеко не все пассажиры.
  • Проблемы со связью. Пока непонятно, как организовать процесс на всей сети железных дорог. Отсутствие нормального интернета тормозит множество идей.

Получается, что закон уже разрешает, но сама инфраструктура ещё не готова. Так что паспорт и билет по-прежнему остаются единственным рабочим способом пройти контроль.

Изображение сгенерировано в Midjourney 7
Изображение сгенерировано в Midjourney 7

Плюсы и минусы для пассажиров

Что обещает технология

  • Быстрее контроль. Не нужно доставать документы — камера «считывает» лицо, и проход занимает секунды.
  • Меньше очередей. Особенно актуально в пиковые часы и на крупных вокзалах.
  • Удобство с багажом и детьми. Не приходится искать паспорт в сумке, всё происходит автоматически.

Что вызывает сомнения

  • Безопасность данных. Личные биометрические данные попадают в государственную базу, и часть пассажиров не готова доверять системе.
  • Ошибки распознавания. Камеры могут не узнать пассажира из-за света, макияжа, бороды или маски.
  • Альтернатива всё равно нужна. Даже если система заработает, всё равно придётся сохранять паспортный вариант — иначе рискуют возникнуть сбои при посадке.

То есть биометрия может сделать поездку комфортнее, но пока у пассажиров больше вопросов, чем ответов.

Когда это станет реальностью

В Минтрансе считают, что массовое внедрение биометрии в поездах возможно только к 2028–2029 годам. До этого времени — пилотные проекты на отдельных направлениях и вокзалах. То есть сейчас речь идёт скорее о заделе на будущее: закон уже есть, но реальный сервис появится нескоро.

Для пассажиров это означает одно: паспорт и электронный билет останутся главным способом поездки ещё долгие годы.

👉 А вы готовы однажды пройти на поезд по лицу, без паспорта? Или предпочитаете старый добрый документ в руках?